Помимо молебнов в Дацане совершаются традиционные буддийские ритуалы. Многие из них составляют часть хуралов, но могут проводиться и самостоятельно.
Ламы проводят ритуалы по просьбам верующих буддистов, оказывая помощь в решении сложных жизненных ситуаций, проблем, утраты жизненных сил, для укрепления здоровья, перед началом важного дела, во время значимых дат жизни человека или его семьи. Деятельность на благо страдающим живым существам — основа практики Махаяны, связанная с обетами Бодхисаттвы. Миряне благодарят лам подношениями в виде денежных пожертвований — по возможностям.
Обратиться к ламам для проведения ритуалов или консультации можно в любой день, кроме среды, с 12 до 19. Подробнее — на странице, посвященной действующим ламам Дацана.
О дне и времени проведения общих ритуалов, на которых могут присутствовать прихожане, сообщается дополнительно и заблаговременно в ежемесячном расписании хуралов и ритуалов.
Люди любой национальности и любого вероисповедания, не только буддисты, могут посещать буддийские ритуалы и подавать записки о себе или за своих близких, имена из которых во время ритуалов упомянут ламы.
Заказать ритуал — это значит написать записку со своим именем или именами близких людей, их ламы упомянут вслух или про себя в своих молитвах во время проведения ритуальной практики. Можно оставить записки непосредственно в Дацане Гунзэчойнэй в часы работы храма. В дугане — алтарном зале перед проведением особых общих ритуалов выставляются специальные ящики с их названиями. Записки по некоторым ритуалам можно передавать либо только лично ламам, либо через сайт Дацана — даты проведения таких ритуалов не привязаны к общему расписанию, проводятся ламами индивидуально после поступления такого прошения.
Обратите внимание! При оформлении записки на ритуал за усопшего указывается ТОЛЬКО ИМЯ усопшего (год рождения и/или дата смерти НЕ УКАЗЫВАЮТСЯ). За живых людей и усопших на один и тот же ритуал необходимо оформлять РАЗНЫЕ ЗАПИСКИ!
Сделать пожертвование (денежное подношение) Дацану можно при отправке записки через сайт, либо в самом Дацане. Сумма подношения определяется Вами самостоятельно.
Вы можете сделать ЗАКАЗ РИТУАЛА ЧЕРЕЗ САЙТ
В форме заказа выберите название ритуала. В специальных полях формы укажите свое имя и (или) имена своих близких, год их рождения (за усопших указывается только имя), размер пожертвования (подношения). Записки, поданные через сайт, обрабатываются ответственным ламой, после чего передаются им в алтарный зал.
Какие ритуалы и для чего выполняют буддийские ламы?
108 зула — подношение для блага живого человека или усопшего
Сержем (Серджим) — подношение Золотого напитка
Лусууд (Лусаад) — умиротворение хозяев воды и подземелья — духов нагов
Цетар — обряд «выкупа жизни» с дарованием жизни живым существам
Ритуал подношения для здравия живого человека или для лучшего перерождения усопшего.
Проводится ламами индивидуально после получения такого прошения, в отдельное время, без присутствия прихожан.
О практике подношения зула — лампадок известно ещё со времён Будды. В сутрах Третьего поворота Колеса Учения сказано, что из всех возможных подношений самыми лучшими являются лампадки и цветы. Польза от подношения лампадок подобна чистому свету, который освящает живым существам, находящимся в сансаре, путь, очищает их от неведений и последствий от страданий. Также там описываются различные качества, которые приобретаются от подношения лампадок (от возжигания их): устраняя мрак невежества, возжигающий обретает чистое видение, восприятие, зарождает семена мудрости, в последствие обретается благое рождение, блаженство и в конце оно способствует достижению состояния Будды. Этот светоч — основа лампадки — словно человеческое тело, рождение человека. Масло, подобно всем страданиям (трёх видов), «окружает человека». Пока лампадка горит, она очищает все собственные страдания и избавляет от них, человек достигает состояния Будды. Эта часть практики подношений направлена на самого себя.
О практике 108 зула.
Её основателем является Джово Атиша — Дипанкарашриджняна. У него есть такое сочинение «Светоч на пути к Пробуждению». Там упоминается именно это подношение, сконцентрированное на развитии бодхичитты. Подносится и живым, и усопшим существам. Стержень лампадки и окружающее его понимается так же, как описано выше — о предыдущей практике: в первую очередь, её (лампадки) свет освящает путь другим живым существам, соответственно, так пассивным образом человек исчерпывает собственные страдания. Ритуал зажигания 108 зула — это и есть светоч на пути к Пробуждению. Возжигание лампадок позволяет также возжигающему (или от чьего имени это делается) проявиться как бодхисаттве подобно тем великим бодхисаттвам, которые освещали путь другим — живым, усопшим. Тем самым тот, кто возжигает или инициирует это, тоже идёт путем к Просветлению.
Записки с нашего сайта на 108 зула передаются ламам в приоритетном порядке: в течение 1−2 дней после отправки записки. День проведения этого ритуала назначают сами ламы с учётом необходимой подготовки к такой молитвенной практике и после определения ближайшей, наиболее благоприятной для ритуала даты.
На каждого живого человека или усопшего оформляется отдельная записка с указанием «за здравие» или «за усопшего».
За проведение ритуала есть рекомендуемое подношение.