Дацан Гунзэчойнэй Краткое описание тем лекций, занятий с ламами Дацана Гунзэчойнэй

Краткое описание тем лекций, занятий с ламами Дацана

Пояснение к темам основных лекций, занятий, практик с досточтимым настоятелем и ламами, которые проходят в Дацане Гунзэчойнэй каждую неделю.

Посмотреть описание тем занятий с ламами:


Занятия с ламой Джампа Доньёд (Буда Бальжиевич Бадмаев)
Настоятель Дацана Гунзэчойнэй

О курсе занятий по практике буддийской медитации

«Мы будем разбираться, в чём суть буддийской медитации. Её нужно понимать, прежде всего. Сейчас медитация стала модным занятием, однако, не всё так просто. Одним из качеств ума, которое помогает человеку изменять самого себя, является умение концентрироваться, что напрямую связано с понятием „сосредоточение“. Умение сосредотачиваться в любом деле способствует продуктивному его освоению и раскрытию потенциала человека. Для этого нужно уметь удерживать внимание за счет тренировки собственного сознания. Поэтому сосредоточение на объекте, теме, деле — это один из важных аспектов. Такой навык полезен не только в практике буддизма, но и в повседневной жизни. Каждый может научиться это делать, не поддаваясь лени, омрачениям, не отвлекаясь на окружающие факторы — каждый имеет шанс изменить себя. Для чего изменять себя? Потому что мы все хотим быть счастливыми, а для того, чтобы этого достичь, необходимо понять природу, причины и условия для появления причин (если рассматривать в соответствии с буддийской философией) нашего несчастья. Практика медитации — очень полезный инструмент в этом процессе».

Посмотреть видеозаписи курсов
Прочитать описание тем лекций, занятий, практик с другими ламами
Перейти в расписание занятий и мероприятий в Дацане на неделю


Занятия с ламой Данзан Жалсан (Чингис Охинов)

О курсе занятий по буддийской философии «Дуйра» (логика и теория правильного познания)

«Мы будем изучать эту тему для того, чтобы знания по ней пригодились в практике, в изучении и понимании буддизма — чтобы для нас это было с пользой. Их можно будет применять и в повседневной жизни — при построении логических умозаключений, при мыслительных процессах.
Это также поможет вам научиться хорошо разбираться, насколько ваш собеседник силён в том или ином вопросе. Вы все смотрите телевизор и часто встречаете такое явление, например, в ток-шоу, когда на какой-то вопрос напрямую не отвечают, а переходят на другую тему, развивая её. И кажется, что на заданный вопрос дан ответ, но, на самом деле, он не имеет отношения к сути прозвучавшего вопроса. Люди то ли из-за уважения к собеседнику, то ли из-за стеснения не задают с настырностью снова и снова тот же вопрос, так как на него, в общем-то, им не ответили, пока не прозвучит чёткий ответ. Мы так устроены. Вот и будем разбираться и учиться видеть такие явления».

Посмотреть видеозаписи курсов
Прочитать описание тем лекций, занятий, практик с другими ламами
Перейти в расписание занятий и мероприятий в Дацане на неделю


Занятия с ламой Лобсан Цультим (Антон Щеглов)

О курсе лекций «Основы Учения Будды»

«Для того, чтобы утвердиться в своём решении стать практикующим буддистом, либо иметь верное представление о буддийской религии в целом, необходимо чётко понимать, что есть буддизм как религиозно-философское учение. А также в чём его особенности объяснения и понимания мироздания, роли человека и всех живых существ в отличие от других духовных, религиозных концепций».

О курсе занятий по практике буддийской медитации Тонглен

«Во время практической части лекции предлагается на собственном опыте испытать сострадание и любовь как к себе, так и к другим живым существам, применяя медитацию Тонглен (принятие и отдачу). Медитация Тонглен помогает культивировать сострадание и любовь — необходимые качества, способствующие ослаблению эгоизма как основной причины страданий. Применяя практику Тонглен, мы получаем живой опыт понимания и переживания принципов взаимозависимости, что заставляет нас неподдельно проявлять уважение к любой форме жизни, быть ответственным за каждое действие, совершаемое телом, речью и умом. А для этого надо уяснить для себя, на основании чего мы обязаны заботиться о всех живых существах — об этом говорится в теоретической части занятия. Я [лама Цультим (Антон)] объясняю, что такое карма и как она работает, говорю о перерождениях, исходя из чего все живые существа когда-то были нашими „матерями“ и заботились о нас и будут заботиться в следующих жизнях, а значит, надо к ним относиться как к „матерям“. Говорю о „природе Будды“, присущей всем живым существам, и о неведении, омрачениях, скрывающих эту „природу Будды“. Исходя из всего этого, живые существа равны как в своих страданиях, так и в способности освобождения от страданий и их причин, раскрыв свою чистую, познавательную „природу Будды“. Об этом идёт речь на наших занятиях».

О курсе лекций по тексту Ламрим-ченмо («Большое руководство к этапам пути Пробуждения») Чже Цонкапы

«В течение учебного процесса планируем рассмотреть текст Чже Цонкапы „Ламрим-ченмо“ — „Большое руководство к этапам пути Пробуждения“. В этом тексте собраны все наставления Будды Шакьямуни. Созерцая, подробно рассматривая темы Ламрима, мы созреваем для восприятия явлений на этапах низшей, средней и высшей духовной личности, что в итоге приводит нас к Просветлению. Каждый буддист на духовном пути обязательно должен повстречаться с этим текстом. Сочинение Чже Цонкапы, конечно, ориентировано, прежде всего, на людей, которые уже имеют представление о законе причинно-следственной связи — кармы, о доктрине перерождений. Поэтому изучение Ламрима требует некоторой подготовки от буддиста. Задача этого курса — объяснить более адаптировано данные тексты людям, интересующимся буддизмом, подготовить их к дальнейшему изучению труда Цонкапы. Исходя из моих [ламы Цультим (Антона)] наблюдений: неподготовленные последователи Учения, обращаясь самостоятельно к „Ламрим-ченмо“, могут склоняться к крайностям в виде эйфории от возможности достичь Просветления, либо уныния в связи с наличием идеи о низших мирах и связанных с ними страданиях. В личной практике в течение десяти лет я сам обращался периодически к этому тексту в своих лекциях и рассматривал его с разных сторон в течение курсов, для меня эта практика тоже важна, чтобы не стоять на месте духовно, развиваться. Благодаря своим ученикам, их вопросам, например, я задумываюсь, нахожу ответы и тем сам проникаю в суть Учения ещё больше. В этот раз хочется рассмотреть Ламрим под иным углом и с переложением на современный, доступный язык, опосредованный для восприятия большого круга людей. Я целенаправленно адаптирую свои лекции для начинающих свою практику и интересующихся буддизмом, в целом; и даже для тех, кто ещё пока не принял осознанно доктрину кармы и природу Будды, но ищет ответы на вопросы — они только на пути к буддизму».

Посмотреть видеозаписи курсов
Прочитать описание тем лекций, занятий, практик с другими ламами
Перейти в расписание занятий и мероприятий в Дацане на неделю


Занятия с ламой Йонден Соднам (Цыренжап Замбалов)

О курсе лекций «Комментарий на „Сутру сердца Праджняпарамиты“ с опорой на текст Кенсур Агван Нимы»

«Курс посвящён теме «Праджняпарамита, или «Сутра сердца Праджняпарамиты». В первую очередь, стоит разобраться, что есть Праджняпарамита? Начнём рассматривать тему с самого начала. Для этого обратимся к истокам Учения Будды, которое можно разделить на Три поворота Колеса Учения (Дхармы). Первый поворот Колеса Учения повествует о Четырёх благородных истинах; второй поворот Колеса Учения раскрывает суть такого явления, как отсутствие самостности, т. е. в нём говорится о «пустотности» — это непосредственно о Праджняпарамите, и третий поворот Колеса Учения разъясняет сложные аспекты первых двух.
Как уже говорилось, второй поворот Колеса Учения Будды повествует о пустотной природе всех явлений: все явления лишены самосущего, независимого существования, потому что они пустотны, а пустотны они, потому что, в свою очередь, взаимозависимы. Соответственно, весь второй поворот Колеса Учения рассказывает как раз именно об этом — о взаимозависимости и пустотности. Эта Сутра Сущности Праджняпарамиты, которая называется Ширап Нинбо Идо, является компиляцией всех сутр второго Колеса Учения, т. е. не Сутра Сердца, а конкретно — Сутра Сущности Праджняпарамиты. Таким образом, есть Праджняпарамита, второй поворот Колеса Учения, и вот вся суть её изложена в этой Сутре. Достопочтенный Кенсур Агван, бывший настоятель Гоманг Дацана, уроженец Бурятии, комментировал эту Сутру Сущности Праджняпарамиты, и с опорой на его текст даётся уже наше объяснение, почему все явления пустотные, так как они взаимозависимы — это доказывается, и каким образом нам необходимо медитировать на пустотность».

О курсе лекций «16 аспектов Четырёх благородных истин»

«Прежде всего, скорректируем формулировку в соответствии с оригинальным написанием, которая звучит так: 16 аспектов истин Святого. Мы говорим о том, что первый поворот Колеса Учения повествует о Четырёх истинах: истина о страдании — оно есть; истина причины страдания — у любого страдания есть причина; истина прекращения страдания — избавиться от этих страданий можно, значит, есть путь, который ведёт к освобождению от них. Всё это обозначено понятием „истина“. В оригинале используется термин „пакпá“, или „Арья“. Поэтому четыре истины Святого. Святой индивид (Арья-индивид), который уже достиг Пути вúдения, определённой реализации, видит, что в сансаре все эти истины имеются в том виде, как их обозначил сам Будда. Нам, обычным индивидам, видится наоборот, что есть счастье и причины для него, избегать ничего не нужно, а необходимо лишь только стремиться к этим [обманчивым] явлениям. Для нас вся сансара кажется привлекательной, красивой, как бы нет страданий и их причин как таковых. А Святой индивид, узрев всю сущность, природу явлений, считает, что явления существуют как страдание и есть причины именно страдания. Поскольку он видит это подобным образом, соответственно, в оригинале используется термин „истины Святого“. Определение „благородный“ не в прямом значении употреблено — не истины благородны, а скорее, оно символически подчеркивает ясность в таком видении истин.
Почему 16 аспектов? На каждую из Четырёх истин есть по четыре аспекта, которые описывают эту истину. Например, в случае с истиной страдания мы говорим о 4-х аспектах: она — невечная, является страданием, является свободной от чужого замысла и бессамостна (лишена собственного „я“). То есть самой истине страдания присуще эти конкретные четыре аспекта, которые описывают её работу, характеризуют её. И так для всех последующих истин. В итоге формируются 16 аспектов.
Также отметим, что в этом случае используется именно понятие „аспекты“, поскольку существуют ещё 16 ложных заблуждений по поводу этих Четырёх истин. В силу их влияния на наше сознание мы считаем, например, первую истину, истину страдания — вечной; чистой и незагрязнённой; что кто-то дал нам страдание — то есть по чьему-то замыслу мы им обладаем; она является самостной. Потому что есть такие 4 ложных воззрения, авторы выдвигают как раз противоборствующие им 4 аспекта, которые мы упомянули выше. Таким образом, для каждой истины есть 16 ложных воззрений и 16 аспектов, описывающих эти Четыре истины».

О курсе лекций «Буддийская психология — лориг»

«Буддийская психология — лорúг в значении „ло“ — ум, „ригпá“ — знание (в переводе с тибетского), то есть „ум и знание“. Наука об этом описывает то, каким образом у нас формируются определённые аспекты нашего сознания. Потому что примеряя это на себя, мы выделяем только лишь одно собственное осознание. А вот в соответствии с буддийской психологией — лориг как раз-таки распределение идёт на множество разных аспектов: момент перед познаванием, момент познавания, неверно познающее сознание, послеосознавание и прочие различные аспекты нашего сознания. Изучается то, каким образом, самое главное, они работают, и то, каким образом вообще срабатывают».

О курсе лекций «51 ментальный фактор сознания»

«Эта тема связана и следует из прошлого курса занятий по буддийской психологии — лориг. Ранее мы уже выделили определённые виды сознания. Теперь мы поговорим о том, что есть сознание и вокруг него существует связанный с ним 51 ментальный фактор. Если представить общее сознание в виде большого круга, то ментальные факторы будут как небольшие точки рядом, как раз благодаря им мы, собственно, и испытываем определённые эмоции, чувства, реакции. Пятьдесят один ментальный фактор представлен пятью вездесущими и пятью ведущими постижениями объекта, шестью коренными омрачениями, одиннадцатью добродетелями, двадцатью второстепенными омрачениями и четырьмя нейтральными. Все эти ментальные факторы описывают возникновение наших эмоций: почему они появляются именно таким образом, с какими другими ментальными факторами также бывают связаны, почему определённые реакции в нашем сознании происходят и так далее».

О курсе лекций «12 звеньев взаимозависимого возникновения»

«Это курс лекций, который изучают в Дрепунг Гоманг Дацане на втором курсе Праджняпарамиты. Он о взаимозависимости всех явлений или же о взаимозависимом возникновении всего существующего. Взаимозависимость, или же постижение взаимозависимого возникновения, является основным ключом к постижению пустотности. Когда мы говорим „пустотность“, мы подразумеваем пустотность от самосущего, независимого существования. Поэтому, понимая взаимозависимость всех явлений, мы приходим к постижению пустотности. Это является одной из двух основных причин для достижения состояния Просветления наряду с бодхичиттой. В новом курсе „12 звеньев взаимозависимого возникновения“ будет рассматриваться взаимозависимое возникновение с момента формирования намерения, с момента формирования первичных омрачений, которые служат причиной для появления кармы. Тема раскрывает полностью цепь следствий: после того, как возникают омрачения, возникает карма, а вследствие этой кармы всё остальное — что происходит в дальнейшем, как мы понимаем это рождение, что усиливает эту карму, принимая рождение, чем впоследствии обладаем и т. д. Весь цикл попадания в сансару, затем пребывания в сансаре с момента омрачений, формирования кармы и до момента следующего рождения, как происходит путь из одной жизни в другую, каким образом это взаимозависимое возникновение создаётся — всё это раскрывается в описанном курсе».

О курсе лекций «Алая-виджняна (Всеоснова) — разъяснение сложных мест. По тексту Чже Цонкапы»

«Небольшое ответвление в теме лекций предыдущего курса. В течение нескольких недель слушатели будут погружаться в текст алая-виджняны, затрагивая вопросы омрачения ума, с опорой на авторский труд почитаемого Чже Цонкапы. Занятия будут посвящены подробному изучению школы Читтаматры и, в целом, алая-виджняны. Это будут отдельные занятия, выходящие из курса „12 звеньев взаимозависимого возникновения“, а именно: из 3-й главы „Сознание — причинное и следственное“. А после снова продолжится этот цикл лекций о причинном и следственном сознании».

Посмотреть видеозаписи курсов
Прочитать описание тем лекций, занятий, практик с другими ламами
Перейти в расписание занятий и мероприятий в Дацане на неделю


Занятия с ламой Самдан (Дашидондоков)

О занятиях по йогической дыхательной практике Пранаяма

«Суть Пранаямы заключается в следующем: наше дыхание и наш поток ума тесно взаимосвязаны. Самый первичный пример: как только мы рождаемся — с первым вдохом обеспечиваем себе жизнь в физическом теле во внешнем мире, и с последним выдохом останавливается наше физическое существование в теле. Такова наша природа, и ничего не изменить. Благодаря наработанной карме и родителям мы — обладатели Драгоценного человеческого тела. Важно научиться управлять ресурсами своего организма. С этого начинается Пранаяма. Далее уже подключается йога, в частности, Хатха-йога. Ещё нужно верно понимать, что тело человека — это не равно сам человек, мы временно пребываем в нём, и нам предстоит дальнейшее „путешествие“ [согласно буддийскому представлению о перерождениях]. Мы же все желаем счастья, чтобы генерировать, так сказать, причину для его появления надо научиться правильно и полноценно использовать ресурсы своего организма и своего сознания, в том числе. Ключом к управлению ими является тренировка дыхания. В организме имеются десятки тысяч кровеносных сосудов, среди них можно выделить три наиболее ярко выраженных, играющих ключевую роль энергетических каналов: центральный — „ома“ звучит по-тибетски, левый — „чама“ и правый — „рома“. Они задействованы в наших тренировках. В общем, Пранаяма — это ключ к освоению процессов по управлению потоками своей энергии, контролю над своим телом и самообладанию.
Изначально эти практики были тайной, поскольку являются очень действенными — открывают человеку особое вúдение и чувствование своих энергетических каналов и позволяют работать с дыханием, контролировать его. Они стали доступными любому человеку относительно недавно.
Присоединиться к группе можно в любой момент. Особая физическая подготовка для занятий не требуется, с собой приносить ничего не нужно, одежда должна быть удобная».

О занятиях по йоге

«Эти занятия, безусловно, связаны с Пранаямой — дыхательной практикой (читайте описание выше), а также добавляются и физические упражнения из Хатха-йоги, но без специальных и сложных асан. Потому что не в этом цель наших занятий по йоге. Если Пранаяма — это предварительная подготовка, то йога непосредственно — это уже сама практика, в процессе которой мы учимся управлять ресурсами организма так, чтобы уметь направлять энергию по внутренним каналам».

О курсе занятий по практике Белой Тары

«На занятиях ученики применяют готовые распечатанные тексты с разъяснениями практики Белой Тары от досточтимого Геше Джамьян Кенце. Его интерпретации этой практики были опубликованы в различных книгах, одна из них под названием „Ло Чжонг с разъяснениями практики Белой Тары“ и является нашим учебным пособием на этих духовных встречах. Практическая часть включает медитации с визуализацией».

О курсе занятий по буддийской психологии — лориг

«Изучение происходит с опорой на тексты по этой теме из индийского монастыря Дрепунг Гоманг, адаптированные и переведённые на русский язык. Наш ум „ведомый“ — реагирует на внешние обстоятельства. Необходимо понимать изнутри этот процесс, разбираться в причинах возникновения эмоциональных колебаний, что есть 51 ментальный фактор сознания и т. д. Есть поток ясного света, но как же его активировать?.. На основании таких вопросов, вооружившись полезными знаниями, люди начинают осознавать, как привести свой ум в совершенное состояние и, в целом, что это возможно (далее, при пошаговом погружении, необходимо уже будет переходить к изучению Праджняпарамиты). У обучающихся появляется представление о самом себе, что полезно вообще-то всем, не только практикующим буддизм».

О курсе занятий по основам тибетского языка

«Курс начинается с изучения тибетского алфавита. После этого занимающиеся учатся правильно соединять буквы, читать и вместе с этим пополняют базовый словарный запас. В перспективе, к чему стремимся в процессе — перейти на переводы текстов. Основная цель таких занятий, чтобы прихожане могли священные тексты на тибетском языке читать самостоятельно и, по возможности, понимать хотя бы основной их смысл, а в идеале — и дословно».

О курсе занятий по основам старомонгольской письменности

«Этот курс изначально был ориентирован, прежде всего, на наших земляков из Бурятии, чтобы восстановить традиционную письменность. Важно сохранять те традиции, которые переданы нам — потомкам от предыдущих поколений, от наших предков. Будет очень печально, если это когда-то исчезнет безвозвратно. Зная свой исконно родной язык, ведь можно и читать священные тексты Будды на нём, которые доступны в настоящее время. Если, к примеру, мы изучаем сакральные тексты на тибетском языке, то, помимо самого текста в оригинале, необходимо ещё и изучать его перевод. А так, читая на родном языке, смысл текста будет понятен уже сразу — без изучения специального перевода, либо только может понадобиться перевод отдельных устаревших слов».

О курсе занятий по основам тибетской медицины

«Конечно, в рамках таких встреч мы не готовим будущих специалистов по тибетской медицине. Этот курс больше ознакомительный, для широкой аудитории. Знакомимся с окружающим миром, в частности, с флорой, которая нас лечит. Также читаем комментарии по Чжуд-Ши разных авторов, в том числе и легендарного Петра Александровича Бадмаева (Чжуд-Ши — один из фундаментальных трудов восточных лекарей о традиционной буддийской системе врачевания, канонический тибетский медицинский трактат, одинаково полезный не только практикующим специалистам, но и людям, заботящимся о своём здоровье и долголетии — прим. ред.)».

Посмотреть видеозаписи курсов
Прочитать описание тем лекций, занятий, практик с другими ламами
Перейти в расписание занятий и мероприятий в Дацане на неделю


Занятия с ламой Даши (Артуром Кудрявцевым)

О совместной медитативной практике-молитве «Восхваление 21 аспекта Зелёной Тары»

«Тара в переводе с тибетского языка означает „Спасительница“. По легенде Зелёная Тара (как и Белозонтичная) появилась от слезы Авалокитешвары — бодхисаттвы Любви и Сострадания. Стоит отметить, что в буддизме большую роль играет символическая сторона каждого сакрального атрибута, писания или образа, поэтому и буддийские предания тоже стоит воспринимать с этой точки зрения — скорее образно и метафорически, как некое послание с глубоким раскрывающимся содержанием.
Буддисты верят, что даже просто услышав имя Тары и искренне приняв его, можно освободиться от восьми или даже шестнадцати страхов (согласно буддийскому Учению). А те, кто усердно практикуют Тару, переродятся в Девачене — „Чистой земле Будды“.
Двадцать одно Восхваление известно своей силой действенности. Буддийское божество Тара олицетворяет быструю помощь всем живым существам, а людям — независимо от их вероисповедания. Она „слышит“ мольбу любого, кто обращается к ней почтительно и чьи просьбы не предполагают вреда для других.
Участник совместной молитвы применяет такой метод, который позволяет раскрыть свой просветлённый потенциал, отождествляя себя с Буддой. В основе — техника шаматхи, то есть однонаправленная концентрация. Практикующий визуализирует, представляя выше себя или перед собой Зелёную Тару, затем обращается к ней с пожелания­ми, восхваляя её безмерную мудрость, любовь и сострадание, проявляемые в 21-ом аспекте, для помощи живым существам подобно заботе мате­ри о своих детях. Тем самым верующий через эти обращения стремится обрести просветлённые качества, необходимые для реализации как своих, так и чужих духовных целей».
Текст Восхваления опубликован здесь.

Посмотреть видеозаписи курсов
Прочитать описание тем лекций, занятий, практик с другими ламами
Перейти в расписание занятий и мероприятий в Дацане на неделю