Дацан Гунзэчойнэй Зелёная Тара: история, мантра, значение практики

Зелёная Тара: история, мантра, значение практики

Зелёная Тара

Эта прославленная буддийская богиня (бодхисаттва — существо, достигшее просветления, но остающееся в сансаре ради помощи всем страдающим существам) воплощает просветлённую активность сострадания всех будд. В текстах упоминается, что даже однократное повторение имени этой богини приносит мгновенную помощь. Влияние энергии Тары на жизнь человека проявляется в исполнении желаний, устранении препятствий в делах, направленных на добрые цели, обретение благополучия в материальной и психологической сферах. Особой областью влияния Тары считаются семейные отношения: женское проявление бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары своим благословением помогает улучшить взаимоотношения в семье, поправить здоровье, обеспечить благополучие детей, встретить своего человека для создания пары и сохранить крепкие и чистые отношения с близкими, родными людьми. Для беременных женщин Тара становится Покровительницей.

В отношении духовного развития милосердная богиня имеет особое значение для женщин-практиков, так как сама Тара дала обет, что достигнет Просветления в женском теле и продемонстрирует равный духовный потенциал мужчин и женщин.

Имя самой почитаемой в тибетском буддизме богини восходит к санскритскому слову «три», которое буквально означает «перенести через» (например, через океан, гору или любую другую преграду). Обычно богиню Тару призывают, когда возникает критическая ситуация и необходимость узнать, по какому же пути пойти и что избрать. Поэтому к Таре обращаются как к Спасительнице.

Кроме того, слово «тара» связано со занчением «звезда», поскольку «три» также означает «рассеивание» (например, звёзды, рассеянные в небесах). Тара — звезда нашего вдохновения, наша муза, которая ведёт нас по творческому пути, по пути преобразования своего сознания.

Зелёная Тара олицетворяет собой всё многообразие благой и просветлённой активности. Она считается матерью всех будд прошлого, настоящего и будущего. На изображении Тары этот смысл выражен в образе цветка, плода и бутона голубого лотоса утпала, который Тара держит левой рукой.

Утпала — лотос открывающийся, цветущий и источающий свой аромат на закате с приходом луны. Так что вместе с красным лотосом Авалокитешвары, связанным с солнцем, на котором Тара сидит, её синий лотос обещает избавление от страданий и днём и ночью. Символика лотоса, вырастающего из грязи незапятнанным, широко известна. В первую очередь он указывает на удивительную чистоту и красоту. Во внутреннем аспекте чистота подразумевает отречение от мирского. В то же время цветок лотоса раскрывает для нас творящую силу, связанная с женским принципом. Поэтому в буддизме лотос, падма напоминает о зарождении жизни, плодородии, процветании, потомстве, долголетии, здоровье, жизненной полноте, славе.

Левая рука Тары, нежно сжимающая стебель лотоса, сложена у сердца в жесте дарования Прибежища. Большой и безымянный пальцы соединены, что означает объединение мудрости и метода (практики), три оставшихся пальца открытой к нам ладони — подняты, символизируя дарование Прибежища в Трёх Драгоценностях — Будда, Дхарма, Сангха. Силой этих Драгоценностей Тара оказывает помощь и защиту всем, кто к ней обращается.

Тара, Милосердная, родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары, Милосердного Владыки, в тот момент когда тот оплакивал страдания мира. Когда Авалокитешвара, бодхисаттва любви и сострадания, проливал слёзы, образовавшие озеро, из воды поднялся цветок лотоса. Цветок открылся, и из него вышла прекрасная богиня, и звали её Тара.

Мирная мантра Зелёной Тары: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА

Мантра Тары и даже упоминание её имени оберегает от препятствий не только в мирской обыденной жизни, но и на духовном пути. Восемь страхов, от которых защищает практика Тары, описаны образно. Это страхи перед:
1. Утоплением
2. Ворами
3. Львами
4. Змеями
5. Огнём
6. Духами
7. Пленением
8. Слонами

В этих образах зашифрованы омрачения, которые становятся препятствиями на духовном пути и порождают всё множество страданий сансары:
1. Сомнениям
2. Страстные желания
3. Алчность
4. Зависть
5. Ошибочные воззрения
6. Ненависть
7. Заблуждения
8. Гордыню.

О смысле и пользе мантры Зелёной Тары рассказывает лама Лобсан Цультим (Антон) из Дацана Гунзэчойнэй.

К Зелёной Таре обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице, как к защитнице, преодолевающей все омрачения, быстро отзывающейся на просьбу о помощи. Тару почитают как покровительствующее божество: она проявляет ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.

Считают, что некогда, до реализации состояния Будды, Тара была женщиной, идущей по пути бодхисаттвы. Эта женщина приняла обет продолжать свой путь вплоть до достижения Просветления в теле женщины, и после достижения Высшего Просветления она проявляется в женских формах.
Тара оказывает поддержку тем, кто стремится к Просветлению, и тем, кто ищет в ней защиту, она являет собой пример, что Просветление может
быть достигнуто любым человеком вне зависимости, мужчина это или женщина.

Двадцать один аспект Освободительницы

Проявляясь в 21 аспекте, Тара защищает обращающихся к ней от самых различных страхов и опасностей и оказывает быструю помощь во всех трудных ситуациях. Эти аспекты следующие:

1. Правира Тара — Освободительница совершенного мужества;

2. Чандраканти Тара — Освободительница лунно-лучащаяся (12 рук символизируют 12 звеньев взаимозависимого возникновения — учение о причинно-следственных связях нашего мира);

3. Канакаварна Тара — Освободительница золотого цвета (10 рук символизируют 10 парамит — практик Бодхисаттвы);

4. Ушнишавиджайя Тара — Освободительница, чья ушниша (выпуклость на макушке, один из признаков состояния Будды) абсолютно победоносна;

5. Хунгсвара-Надини Тара — Освободительница, издающая вибрацию ХУНГ;

6. Трайлокия-Виджайя Тара — победоносная Освободительница в трёх мирах;

7. Вади-Прамардака Тара — Освободительница, которая преодолевает препятствия;

8. Вашитоттамада Тара — Освободительница, которая дает высшее посвящение;

9. Варада Тара — Освободительница, дарующая наивысшее;

10. Шока-Винодана Тара -Освободительница, рассеивающая страдания;

11. Я[джа]гадваши Тара — Освободительница, собирающая существ;

12. Мангалалока Тара — Освободительница, светящаяся добрым предзнаменованием;

13. Парипашака Тара — Освободительница, которая приводит к полной зрелости;

14. Врикути Тара — Освободительница, которая морщит брови;

15. Махашати Тара — Освободительница великого умиротворения;

16. Рага-Нисудана Тара — Освободительница, побеждающая привязанность;

17. Сикха-Садхана Тара — Освободительница, осуществляющая счастье;

18. Виджайя Тара — победноносная Освободительница;

19. Дукха-Дахана Тара — Освободительница от жгучего страдания;

20. Сиддхи-Самбава Тара — Освободительница источника свершений;

21. Парипурана Тара — Освободительница окончательного совершенства.

Текст Восхваления 21 формы Арья Тары — на тибетском языке

с русской транслитерацией и переводом

НАМО АРЬЯ ТАРА ЙЕ
Почтение Благородной Таре!

ОМ ДЖЕЦУНМА ПХАГМА ДРОЛМАЛА ЧАГЦЕЛ ЛО
Почтение Досточтимой Арья Таре.

ЧАГЦЕЛ ТАРЕ НЬЮРМА ПАМО
Почтение Таре, бесстрашной спасительнице,

ТУТТАРЕ ЙЕ ДЖИГПА СЕЛМА
Быстрой, что слогами «ТУТТАРЕ» устраняет страх,

ТУРЕ ДОНКЮН ДЖИНПЕ ДРОЛМА
Что слогами «ТУРЕ» дарует всё, что необходимо,

СОХА ЙИГЕ КХЬОЛА ДЮДО
Склоняюсь перед ней, наделенной слогами «СОХА».

ЧАГЦЕЛ ДРОЛМА НЬЮРМА ПАМО
Почтение Таре, Быстрой, Героине,

ЧЕННИ КЕЧИГ ЛОГДАНГ ДРАМА
Чьи глаза подобны вспышкам молнии,

ДЖИГТЕН СУМГОН ЧУКЬЕ ЩЕЛГЬИ
Возникшей из раскрытия лотоса,

ГЕСАР ДЖЕВА ЛЕНИ ДЖУНГМА
Рождённой из слёз Защитника Трёх Миров.

ЧАГЦЕЛ ТОНКЕЙ ДАВА КЮНТУ
Почтение тебе, чьё лицо подобно

ГАНГВА ГЬЯНИ ЦЕГПЕЙ ЩЕЛМА
Сотне полных осенних лун, собранных воедино,

КАРМА ТОНГТРАГ ЦОГПА НАМКЬИ
Пылающей светом

РАБТУ ЧЕВЕЙ ОРАБ БАРМА
Тысячи созвездий.

ЧАГЦЕЛ СЕРНГО ЧУНЕ КЬЕКЬИ
Почтение тебе, синевато-золотой,

ПАДМЁ ЧАГНИ НАМПАР ГЬЕНПА
Чья рука украшена цветком лотоса,

ДЖИНПА ЦОНДРУБ КА ТУБ ЩИ ВА
Что возникла из практики щедрости, нравственной дисциплины, терпения,

ЗЁПА САМТЕН ЧЁЮЛ НЬИМА
Усилий, сосредоточения и мудрости.

ЧАГЦЕЛ ДЕЩИН ШЕГПЕЙ ЦУГТОР
Почтение тебе, венчающей макушку Татхагаты,

ТХАЙЕ НАМПАР ГЬЕЛВАР ЧЁМА
Тебе, чьи победоносные действия безграничны,

МАЛЮ ПХАРОЛ ЧИНПА ТОБПЕЙ
Кого высоко чтут Сыновья Победоносных,

ГЬЕЛВЕЙ СЕ КЬИ ЩИНТУ ТЕНМА
Кто достиг каждого совершенства.

ЧАГЦЕЛ ТУТТАРА ХУНГ ЙИГЕ
Почтение тебе, что слогами «ТУТТАРЕ» и «ХУНГ»

ДЁДАНГ ЧОГДАНГ НАМКХА ГАНГМА
Наполняет царства желания, направления и пространства,

ДЖИГТЕН ДЮНПО ШАБКЬИ НЕНТЕ
С семьи мирами под своими стопами

ЛЮПА МЕПАР ГУГПАР НЮМА
Ты способна привлечь всех существ к блаженству.

ЧАГЦЕЛ ГЬЕДЖИН МЕ ЛХА ЦАНПА
Почтение тебе, кого почитают Индра, Агни,

ЛУНГЛХА НА ЦОГ ВАНГЧУГ ЧЁМА
Брахма, Вайю и другие могучие боги,

ДЖУНГПО РОЛАНГ ДРИСА НАМДАНГ
Перед кем почтительно возносят хвалы злые духи,

НЁДЖИН ЦОГКЬИ ДЮННЕ ТЁМА
Призраки, гандхвары и якши.

ЧАГЦЕЛ ТРАТ ЧЕ ДЖА ДАНГ ПХЕТ КЬИ
Почтение тебе, произнося ТРАТ И ПХЕТ

ПХАРОЛ ТРУЛКХОР РАБТУ ДЖОММА
Полностью уничтожающей препоны врагов.

ЙЕКУМ ЙОНКЬЯНГ ЩАБКЬИ НЕНТЕ
Ты подавляешь своими поджатой правой и вытянутой левой ногами,

МЕБАР ТРУГПА ЩИНТУ БАРМА
Пылая в яростном и бушующем огне.

ЧАГЦЕЛ ТУРА ДЖИГПА ЧЕНПЁ
Почтение «ТУРЕ», чрезвычайно устрашающей,

ДЮ КЬИ ПАВО НАМПАР ДЖОММА
Полностью уничтожающей сонмы Мары,

ЧУ КЬЕ ЩЕЛНИ ТРО НЬЕР ДЕН ДЗЕ
С гневным выражением на своем лотосовом лике

ДРАВО ТАМЧЕ МАЛЮ СЁМА
Ты уничтожаешь всех без исключения врагов.

ЧАГЦЕЛ КОНЧОГ СУМЦОН ЧАГГЬЕ
Почтение тебе, чьи пальцы совершенным образом украшают твоё сердце

СОРМЁ ТУГКАР НАМПАР ГЬЕНМА
Мудрой, символизирующей Три Драгоценных Самоцвета,

МА ЛЮ ЧОГКЬИ КХОРЛО ГЬЕНПЕЙ
Украшенной колесом всех направлений,

РАНГГИ О КЬИ ЦОГНАМ ТРУГМА
Чей лучезарный свет затмевает всё.

ЧАГЦЕЛ РАБТУ ГАВА ДЖИПЕ
Почтение тебе, чьё чрезвычайно радостное и сияющее

ВУ ГЬЕН О КЬИ ТРЕНГВЕ ПЕЛМА
Венечное украшение излучает гирлянду света,

ЩЕПА РАБЩЕ ТУТТАРА ЙИ
Своим радостным смехом «ТУТТАРЕ»

ДЮДАНГ ДЖИГТЕН ВАНГДУ ДЗЕМА
Ты укрощаешь демонов и мирских богов.

ЧАГЦЕЛ САЩИ КЬОНГВЕЙ ЦОГНАМ
Почтение тебе, способной призвать

ТАМЧЕ ГУГПАР НЮМА НЬИМА
Всех защитинков направлений и их свиту;

ТРО НЬЕР ЙОВЕЙ ЙИГЕ ХУНГ ГИ
Хмурясь и потрясая слогом «ХУНГ»

ПХОНГПА ТАМЧЕ НАМПАР ДРОЛМА
Ты всех спасаешь от их несчастий.

ЧАГЦЕЛ ДАВЕЙ ДУМБЮ У ГЬЕН
Почтение тебе, с луной-полумесяцем, украшающей макушку,

ГЬЕН ПА ТАМЧЕ ЩИНТУ БАРМА
И всеми ярко сияющими украшениями

РЕЛПЕЙ ТРОНА О ПАГМЕ ЛЕ
С Амитабхой на венечном узле

ТАГПАР ЩИНТУ О РАБ ДЗЕМА
Вечно излучающим свет.

ЧАГЦЕЛ КЛЕПЕЙ ТАМЕЙ МЕТАР
Почтение тебе, пребывающей среди гирлянды пламён,

БАРВЕЙ ТРЕНГВЕЙ У НА НЕМА
Подобной огню окончания эона,

ЙЕ КЬЯНГ ЙОНКУМ КЮННЕ КОРГЕЙ
Вытянув правую ногу и поджав левую

ДРА ЙИ ПУНГНИ НАМПАР ДЖОММА
Ты уничтожаешь сонмы препятствий.

ЧАГЦЕЛ САЩИ НГЁЛА ЧАГГИ
Почтение тебе, касающейся земли ладонью

ТИЛГЬИ НЮНЧИНГ ЩАБКЬИ ДЮНГМА
И ударяющей оземь стопой,

ТРО НЬЕР ЧЕН ДЗЕ ЙИГЕ ХУНГ ГИ
С гневным взором и слогом ХУНГ

РИМПА ДЮНПО НАМНИ ГЕММА
Ты усмиряешь все семь уровней.

ЧАГЦЕЛ ДЕМА ГЕМА ЩИМА
Почтение тебе, полное блаженства, добродетельной и мирной,

НГА НГЕН ДЕЩИ ЧОЮЛ НЬИМА
В царстве умиротворенной Нирваны;

СОХА ОМ ДАНГ ЯНГДАГ ДЕНПЕ
Полностью наделенная СОХА и ОМ,

ДИГПА ЧЕНПО ДЖОМПА НЬИМА
Ты полностью уничтожаешь все тяжкие дурные действия.

ЧАГЦЕЛ КЮННЕ КОРРАБ ГАВЕЙ
Почтение тебе, что с совершенной радостью

ДРАЙИ ЛЮНИ РАБТУ ГЕММА
Усмиряет завесы тех, кто радуется Колесу Дхармы,

ЙИГЕ ЧУПЕЙ НГАГНИ КЁПЕЙ
Спасая построением десятислоговой мантры

РИГПА ХУНГ ЛЕ ДРОЛМА НЬИМА
И слогом знания «ХУНГ».

ЧАГЦЕЛ ТУРЕЙ ЩАБНИ ДАБПЕ
Почтение «ТУРЕ», ударяющей своей стопой,

ХУНГГИ НАМПЕЙ САБОН НЬИМА
Рождённой из семени в форме «ХУНГ»,

РИРАБ МЕНДАРА ДАНГ БИГДЖЕ
Вызывающей дрожь горы Меру,

ДЖИГТЕН СУМНАМ ЙОВА НЬИМА
Мандала, Виндхья и всех трёх миров.

ЧАГЦЕЛ ЛХАЙИ ТОЙИ НАМПЕЙ
Почтение тебе, держащей в руке

РИДАГ ТАГЧЕН ЧАГНА НАММА
Знак оленя в форме озера богов;

ТАРА НЬИДЖЁ ПХЕТ КЬИ ЙИГЕ
Произнося «ТАРА» — дважды — и слог ПХЭТ

ДУГНАМ МАЛЮ ПАНИ СЕЛМА
Ты полностью рассеиваешь все яды.

ЧАГЦЕЛ ЛХАЙИ ЦОГНАМ ГЬЕЛПО
Почтение тебе, кого почитают цари сонмов богов,

ЛХАДАНГ МИ АМ ЧИЙИ ТЕНМА
Боги и киннары;

КЮННЕ ГО ЧАГ ГАВЕЙ ДЖИ КЬИ
Благодаря твоей радостной и сияющей всепронизывающей броне

ЦЁДАНГ МИЛАМ НГЕНПА СЕЛМА
Рассеиваются все конфликты и дурные сновидения.

ЧАГЦЕЛ НЬИМА ДАВА ГЬЕПЕЙ
Почтение тебе, чьи два глаза, подобно солнцу и полной луне

ЧЕННЬИ ПОЛА ОРАБ СЕЛМА
Излучают чистый, ясный свет;

ХАРА НЬИДЖЁ ТУТТАРА ЙИ
Прознося «ХАРА» — дважды — и «ТУТТАРЕ»

ЩИНТУ ДРАГПОЙ РИМНЕ СЕЛМА
Ты рассеиваешь самые сильные заразные болезни.

ЧАГЦЕЛ ДЕ НЬИ СУМНАМ КЁПЕ
Почтение тебе, что наделена совершенной силой

ЩИВЕЙ ТУДАНГ ЯНГДАГ ДЕНМА
Усмирения посредством твоего благословения трёх таковостей;

ДОНДАНГ РОЛАНГ НЁДЖИН ЦОГНАМ
Усмиряющая сонмы демонов,

ДЖОМПА ТУРЕ РАБЧОГ НЬИМА
О ТУРЕ, превосходнейшая и высшая!

ЦАВЕЙ НГАГКЬИ ТЁПА ДИДАНГ
На этом завершаются восхваление коренной мантры

ЧАГЦЕЛ ВАНИ НЬИШУ ЦА ИГ
И двадцать одна хвала.

Затворничество Зелёной Тары

Уникальная мозаичная тханка Зелёной Тары, находящаяся в дугане (алтарном зале) Дацана Гунзэчойнэй

Что такое трёхдневное затворничество (ретрит) Нюнгне

Нюнгне Зелёной Тары — это практика буддийского трёхдневного поста. Все затворничество занимает три дня: начинается вечером в 20:00 и завершается утром третьего дня в 8:00 (время может корректироваться).

Нюнгне проводит лама Самдан.

Затворничество включает трёхдневное принятие Восьми обетов бодхисаттвы, начитывание текста «Восхваление 21 Таре» с визуализацией, начитывание мантры Тары, простирания, однодневный полный пост — в течение суток затворник обязуется воздерживаться от еды и питья.

Ретрит Тары является практикой очищения от неблагих тенденций ума, тренировки концентрации, ясности, накопления неизмеримой добродетели, установление духовной связи с божеством Зелёная Тара.

Чтобы поспособствовать процессу очищения тела, речи и ума, участники Нюнгне на два дня принимают Восемь обетов Махаяны, что включают отказ от:

1. Убийства.
2. Воровства.
3. Сексуальной активности.
4. Лжи.
5. Интоксикантов (алкоголь, табак, наркотики, любые другие изменяющие сознание вещества).
6. Того, чтобы сидеть на высоких или дорогих кроватях или сидениях.
7. Пения, танцев и исполнения музыки; нанесения духов и косметики, ношения украшений
8. Принятия пищи в ненадлежащее время.

В первый день ретрита участники осуществляют только один прием пищи (до полудня и без употребления мяса, рыбы, птицы, лука, чеснока и редьки/редиса), но пьют до конца дня. Во второй день соблюдается строгий сухой пост (затворники воздерживаются от еды и питья), который завершается на рассвете третьего дня. Практикующий не должен покидать территорию храма в течение этих дней.

Что потребуется в затворничестве?

  • Спальник или одеяло;
  • Предметы личной гигиены (зубная щётка и паста, полотенце для лица и рук, расчёска);
  • Чётки на 108 бусин (можно приобрести в киоске Дацана);
  • Текст «Восхваление 21 Тары» (если его нет у вас, сообщите об этом при записи);
  • Желательно не надевать на ретрит украшения, серьги, кольца (кроме обручального), одежда должна быть; максимально простой и удобной для простираний, достаточно тёплой — в Дацане в утренние часы бывает холодно;
  • Еда принимается в строго отведённое время, поэтому любые перекусы не приемлемы.

Если вам жизненно необходимо принимать лекарства ежедневно или у вас есть проблемы со здоровьем, необходимо посоветоваться с ламой заранее.

Участие возможно только по записи:

Необходимо предварительно, как можно раньше, позвонить по телефону 8 (812) 67−99−108 (будние дни — с 10:00 до 18:00, выходные дни — с 10:00 до 19:00, перерыв — с 13:00 до 14:00, среда — выходной день).

Возможно ограничение по количеству участников.

Уточнить все интересующие вопросы можно также по этому телефону.

Об организационном взносе:

Мы просим участников затворничества сделать организационный взнос 1 500 руб., который идёт на нужды затворников, Дацана, лам-ведущих. Взнос нужно передавать только лично в Дацане. Если вам кто-то пишет через Интернет просьбу перевести деньги на чью-то банковскую карту или сообщить ваши личные данные — это мошенники!

Отсутствие материальных средств не является препятствием для участия в затворничестве. Заранее сообщите, пожалуйста, об этом ламам — ведущим ретрита.

Место проведения:

Все участники ретрита собираются в комнате 20 на цокольном этаже в главном здании Дацана.

Что такое ночное затворничество (ретрит)

Практика ночного ретрита продолжительностью до 12-ти часов посвящена восхвалению 21-го аспекта (формы) Тары, без принятия обетов Махаяны. Данная традиция ночного начитывания мантр монголо-бурятская, когда семья приглашала на ночь буддийских лам к себе домой для прочтения священных молитв с целью устранения всех препятствий.

Как правило, начинается ретрит после 20:00 (чаще в 21 час) и заканчивается в утренние часы. Перед ретритной практикой лама-ведущий может провести краткую вводную лекцию для собравшихся, объяснив суть предстоящего затворничества, на цокольном этаже в комнате 15 (в зале для лекций и медитаций). Основная же практика проходит в дугане — алтарном зале Дацана.

Постоянные ведущие — лама Цультим (Антон) и лама Даши (Артур).

Что потребуется в затворничестве?

  • Чётки на 108 бусин (можно приобрести в киоске Дацана);
  • Желательно не надевать на ретрит украшения, серьги, кольца (кроме обручального), одежда должна быть максимально простой и удобной для простираний, достаточно тёплой — в Дацане в утренние часы бывает холодно.

Ночная 12-часовая медитация Зелёной Таре. Рассказывает лама Лобсан Цультим (Антон) из Дацана Гунзэчойнэй.

О записи участников:

В отличие от нюнгне, на ночной ретрит предварительная запись обычно не требуется (если в анонсе к конкретному ретриту не указано иное). Как правило, если предусмотрена запись, она осуществляется в группе Дацана в соцсети ВКонтакте — в комментарии к посту с анонсом ночного ретрита или по телефону, указанному ниже.

Если объявлено, что участие возможно только по записи:

Необходимо предварительно, как можно раньше, позвонить по телефону 8 (812) 67−99−108 (будние дни — с 10:00 до 18:00, выходные дни — с 10:00 до 19:00, перерыв — с 13:00 до 14:00, среда — выходной день).

Возможно ограничение по количеству участников.

Уточнить все интересующие вопросы о ретритах и хуралах можно также по этому телефону.

Об организационном взносе:

Мы просим участников затворничества сделать организационный взнос 1 500 руб., который идёт на нужды затворников, Дацана, лам-ведущих. Взнос нужно передавать только лично в Дацане. Если вам кто-то пишет через Интернет просьбу перевести деньги на чью-то банковскую карту или сообщить ваши личные данные — это мошенники!

Отсутствие материальных средств не является препятствием для участия в затворничестве. Заранее сообщите, пожалуйста, об этом ламам — ведущим ретрита.

Место проведения:

Все участники ретрита собираются в комнате 15 на цокольном этаже в главном здании Дацана, основной ретрит проводится в дугане — алтарном зале храма.