Дацан Гунзэчойнэй Нюнгне — трёхдневное затворничество Авалокитешвары

Нюнгне — трёхдневное затворничество Авалокитешвары

Что такое затворничество (ретрит) Нюнгне

Ретрит Нюнгне — это 3-х дневное затворничество, которое является сильной практикой для накопления благих заслуг и очищения методом развития сострадания, зарождения бодхичитты.

Основоположницей этой практики несколько веков назад стала монахиня-гелонгма Палмо, которая получила наставления по ней от самого Великого бодхисаттвы сострадания Арья Авалокитешвары.

О ретрите Авалокитешвары рассказывает один из его ведущих в Дацане Гунзэчойнэй — действующий лама Жигмед Лодэ (Баир).

Как проходит затворничество?

Этот ретрит, который продолжается два полных дня (начало в 20:00 в первый и завершение утром до 8:00 на четвёртый день), популярен среди тибетских буддистов благодаря своей способности помогать практикующим очищать свои тела, умы и речи от омрачений, создавать позитивный потенциал и развивать сострадание. Эту практику особенно хорошо выполнять, когда мы чувствуем застой в своей жизни или практике, и когда нам кажется, что мы снова и снова вязнем в непродуктивных физических, умственных и эмоциональных моделях поведения.

Чтобы поспособствовать процессу очищения тела, речи и ума, участники Нюнгне на два дня принимают восемь обетов Махаяны, включающих отказ от:

1. Убийства
2. Воровства
3. Сексуальной активности
4. Лжи
5. Интоксикантов (алкоголь, табак, наркотики, любые другие изменяющие сознание вещества)
6. Того, чтобы сидеть на высоких или дорогих кроватях или сидениях
7. Пения, танцев и исполнения музыки; нанесения духов и косметики, ношения украшений
8. Принятия пищи в ненадлежащее время

В первый день ретрита участники осуществляют только один прием пищи (до полудня и без употребления мяса, рыбы, птицы, лука, чеснока и редьки/редиса), но пьют до конца дня. Во второй день соблюдается строгий сухой пост (затворники воздерживаются от еды и питья), который завершается на рассвете третьего дня. Практикующий не должен покидать территорию храма в течение этих дней.

В оба дня ретрита выполняются по 3 сессии интенсивной практики медитации, посвященной Тысячерукому Авалокитешваре. Каждая сессия медитации включает визуализации, начитывание восхвалений, молитв и мантр. Также в два периода совершаются простирания перед Ченрези, буддами и бодхисаттвами. Во время простираний нужно сосредоточиться на раскаянии во всех неблагих деяниях, совершенных в течении безначального времени в прошлых и этой жизнях: практикующий вырабатывает отношение к личным невзгодам как к результату собственных пагубных деяний и решает отказаться от них, а отпечатки их в уме очистить, обращаясь к милосердному Авалокитешваре.

Для участия в ретрите вам понадобятся:

— Чётки из 108 бусин.
— Предметы личной гигиены.
— Спальники, одеяла.

Одевайтесь в удобную, тёплую одежду.

Будьте готовы к очень раннему утреннему подъёму: по традиции первая сессия начинается, как только глаза могут различить линии на ладони.

Основные ведущие — действующие ламы Дацана Гунзэчойнэй: Жигмед Лодэ (Баир), Соёл (Владимир) и другие.

Участие возможно только по записи:

Необходимо предварительно, как можно раньше, позвонить по телефону 8 (812) 67−99−108 (будние дни — с 10:00 до 18:00, выходные дни — с 10:00 до 19:00, перерыв — с 13:00 до 14:00, среда — выходной день).

Возможно ограничение по количеству участников.

Уточнить все интересующие вопросы о ретритах и хуралах можно также по этому телефону.

Об организационном взносе:

Мы просим участников затворничества сделать организационный взнос 2000 руб., который предназначен для нужд затворников, Дацана, лам-ведущих. Взнос нужно передавать только лично в Дацане. Если вам кто-то пишет через Интернет просьбу перевести деньги на чью-то банковскую карту или сообщить ваши личные данные — это мошенники!

Отсутствие материальных средств не является препятствием для участия в затворничестве. Заранее сообщите, пожалуйста, об этом ламам — ведущим ретрита.

Место проведения:

Все участники ретрита собираются в дугане — алтарном зале в главном здании Дацана.

Если у вас нет возможности принять полное участие

Те, у кого нет возможности посвятить практике три дня, могут участвовать в приготовлении чая «Зутан» (или «Нектара Будды»). Речь идет о ритуале создания напитка, состоящего из 10 ингредиентов, который подносят затворникам в момент снятия теми обетов. Чай варят ночью в течение нескольких часов, сопровождая процесс непрерывным пением мантры Авалокитешвары «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Считается особой добродетелью ухаживать за затворниками, при искреннем настрое так совершается практика сорадования. Исполнение ритуала варки чая зутан также порождает благие заслуги.

Желающие участвовать в ночной варке чая Зутан собираются на кухне (на цокольном этаже, справа от лестницы) Дацана к с 23:00—23:30 до 00:00. Завершается варка примерно в 4:30. Затем участники этого ночного обряда подносят чашки с чаем выходящим из затвора и вместе с ними участвуют в завершающей молитвенной сессии. Окончание практики примерно в 8:00. Накопление благих заслуг от этих действий огромно — изменение внутреннего cоcтояния ощущается как умиротворение, радость, возвышенные помыслы, чувство единства с людьми и миром.

Вам понадобятся:
— Чётки из 108 бусин.
— Желательно принести пакет (1 литр) молока.

Необходимо предварительно сообщить о желании участвовать в практике приготовления зутан по телефону: +7 (812) 67−99−108 (будние дни — с 10:00 до 18:00, выходные дни — с 10:00 до 19:00, перерыв — с 13:00 до 14:00, среда — выходной день).

Возможно ограничение по количеству участников.

О пользе трехдневного затворничества Нюнгне

По поводу практики Нюнгне лама Сопа Ринпоче дал следующий совет:

Нюнгне — один из самых мощных, благотворных и быстрых способов развить бодхичитту, накопить обширную заслугу для достижения Просветления, стать Ченрезигом, освободить живых существ из океанов страданий сансары и привести их к Просветлению.

Выполнять эту практику в триллион, миллиард раз лучше, чем стать олимпийским чемпионом. Выполнив так много Нюнгне, вы становитесь невероятным чемпионом; именно это приносит высшее счастье бесчисленным буддами и бодхисаттвам и предельно быстро приводит живых существ к просветлению. Если вам предстоит выполнить много Нюнгне, хорошо было бы получить великое посвящение Ченрезига, чтобы обрести его благословения.

Нет нужды выполнять все Нюнгне за один раз; можно понемногу выполнять их каждый год, периодически. Просто постепенно продвигайтесь и в конечном итоге сможете их завершить. Некоторые люди выполняют 50 Нюнгне подряд, но для вас это не обязательно.

Попытайтесь выполнять некоторые из Нюнгне в дни Будды, когда заслуга приумножается в 100 миллионов раз. Некоторые центры ФПМТ выполняют 8 или 3 Нюнгне подряд во время Сака Дава и других дней Будды. Это невероятно мощная практика, невероятный способ развития бодхичитты.

Фрагмент из книги Вангчена Ринпоче «Буддийская практика поста», где описывается польза от выполнения практики Нюнгне

В тексте «Великая польза от практики Нюнгне» говорится:

О сыновья и дочери благородной семьи, если вы выполните Нюнгне всего один раз, то очистите неблагие накопления сорока тысяч кальп (эпох) и либо родитесь высшими среди людей, либо обретете рождение в мире богов. Духовные достижения тех, кто выполнил восемь практик Нюнгне подряд, будут подобны уровню вступившего в поток, и они смогут родиться в чистой земле Будды Амитабхи. Если практикующий выполнит Нюнгне двадцать пять раз, то очистит неблагие накопления восьмидесяти тысяч кальп, а духовные свершения его будут сравнимы с уровнем возвращающегося лишь однажды. Если кто-то выполнит практику Нюнгне пятьдесят раз, то достигнет пути невозвращения и очистит неблагие накопления восьмиста тысяч кальп. Выполнить практику Нюнгне 108 раз — все равно что достичь состояния архата; очищаются неблагие накопления ста миллионов кальп, и практикующий точно родится в чистой земле Великого Блаженства в присутствии Будды Амитаюса (Будды Долгой Жизни).

Омрачения тела, речи и ума

Непросветленные существа неспособны обрести переживания подлинных, чистых тела, речи и ума из-за множества слоев омрачений — от тех, что препятствуют всеведению, до тонкой обусловленности, омрачающих эмоций и, наконец, самого грубого уровня — кармических омрачений. Это значит, что из-за этих препятствий мы, обычные существа, неспособны воспринимать чистые проявления будды — ни физически, ни умственно. На этом уровне мы воспринимаем свою форму как человеческое тело, причем тело нечистое. Из-за кармических препятствий и тому подобного мы вынуждены пользоваться этим телом. Этот удел считается относительно счастливым — учитывая, что мы могли бы оказаться в телах узников адов, голодных духов или животных. Все это разные виды переживаний на уровне формы, и причиной всех их являются кармические препятствия и омрачения. Для описания этих препятствий иногда используется слово «завеса»; речь идет о том, что эти уровни омрачений подобны слоям или завесам, скрывающим чистую природу нашего ума — природу будды — различными уровнями омрачений. Очистив эти уровни омрачений, мы сможем ощутить свою истинную природу — полностью проявить нашу чистую природу будды.

Как достигается очищение

Во время практики Нюнгне подлинное очищение возможно, в первую очередь, благодаря силе сострадания и благословений Ченрези, а также нашей вере, преданности и правильной мотивации для занятия практикой. Когда возникает подобное сочетание причин и условий, неизбежно возникнет и результат; результат этот возникает в контексте взаимозависимой природы возникновения всех феноменов. Просветленные и непросветленные феномены возникают по большей части благодаря этой взаимозависимой природе. Мы, как духовные практикующие, должны заниматься практикой с верой, преданностью и убежденностью в силе практики и Ченрези. Эти качества проистекают из чистой природы нашего ума, из чистоты, неотличимой от сердца Ченрези — бесконечных любви и сострадания. Когда присутствуют оба эти фактора — наши вера, и преданность, и любовь, и сострадание Ченрези — могут, так сказать, происходить чудеса; происходит истинное очищение.

Говорится, что когда мы находимся перед мандалой Ченрези, то должны быть уверены, что хотя мы и не видим Ченрези въяве, он действительно перед нами присутствует. Подобно тому, как мы тщательно следим за своими мыслями и поведением в присутствии могущественного, обладающего ясновидением, просветленного гуру, поддерживать бдительность, чтобы не совершить ничего постыдного, следует и в присутствии этого великого существа. Если мы разовьем подобную бдительность, подобную благородную привычку, неблагое в нас уменьшится само по себе.

История традиции Нюнгне свидетельствует, что множество практикующих с помощью этой практики смогли преодолеть неизлечимые заболевания. Можно сказать, что подобные чудеса действительно случаются, хотя с точки зрения буддизма преодоление великих препятствий и болезней считается благословением. Чудо — это нечто иное. Чудеса — просветленное могущество, которое демонстрируют просветленные мастера. Подлинным чудом с буддийской точки зрения может считаться история о том, как Миларепа вошел в небольшой рог, причем его ученик Речунгпа видел, что учитель сохраняет свой обычный размер и при этом находится внутри рога. Другое чудо произошло, когда Миларепа сидел на поверхности озера, и — хотя ни сам он не увеличился, ни озеро не уменьшилось, — он полностью накрывал его поверхность. Это настоящие просветленные чудеса. Кроме того, есть также обычные сиддхи (достижения), обрести которые могут обычные опытные практикующие. Я подчеркиваю слово «обычные», потому что для обретения этих сиддхи не нужно быть просветленным, полностью реализованным существом.

Очищение тела, речи и ума

Во время практики Нюнгне физический пост очищает неблагую карму убийства, воровства и сексуальной распущенности и позволяет преодолеть омрачения тела. Благодаря этому вы избежите рождения в мире прет (голодных духов), а вновь родившись человеком, не будете страдать от болезней и причиняемого злыми духами вреда. Кроме того, вы обретете прекрасное тело и привлекательную внешность. В конечном итоге вы сможете достичь совершенного тела будды, наделенного всеми главными и вторичными признаками совершенства.

Воздерживаясь от разговоров и сохраняя молчание, вы очистите неблагую карму лжи, злословия, грубости и пустой болтовни, а также омрачения тела. Вы избежите рождения в мире животных, а родившись человеком, обретете дар правильной, красивой речи, и слова ваши будут убедительными. В конечном итоге вы достигните мелодичной, просветленной речи будд.

Однонаправленное сосредоточение на практике при выполнении Нюнгне очищает неблагую карму жадности (то есть алчности), дурных помыслов и ложных воззрений и омрачения ума. Вы избежите рождения в аду и обретете духовные реализации и сатори (духовные переживания). Родившись человеком, вы всегда будете умны, честны и будете глубоко понимать дхарму. В конечном итоге вы обретете пять видов мудрости будды.

Перевод Михаила Морозова. ФПМТ.

История гелонгмы Палмо

Гелонгма Палмо родилась в семье короля Уддияны. Эта страна до мусульманских завоеваний находилась там, где сейчас расположена долина Сват, на территории нынешнего Пакистана и частично Северной Индии.

Еще юной девушкой Гелонгма Палмо осознала недостатки существования в цикле перерождений. Она видела, что все существа хотят испытывать радость и избегать страданий, но не могут найти длительное счастье в обусловленном мире. В предыдущих жизнях Гелонгма Палмо делала сильные пожелания приносить пользу всем существам, а также устранить все негативные впечатления из своего ума и раскрыть качества Просветления.

Принцесса рано почувствовала сильную потребность изучать и практиковать буддийские поучения. К сожалению, участь девушки ее сословия в Древней Индии предполагала неминуемый брак с принцем из соседней страны; принцесса могла служить лишь политическим интересам государства. Поэтому Гелонгме Палмо было очень нелегко убедить родителей, чтобы они позволили ей следовать освобождающему пути, к которому она так стремилась. Ей пришлось приложить все силы и красноречие, чтобы добиться своего.

Еще в детстве она получила основательное образование, ее обучали наукам, привычным для того времени: чтению, письму, логике, грамматике, медицине, искусству и ремеслам. Затем девушка постриглась в монахини и жила в женском монастыре. Она была умной и красивой, тщательно соблюдала правила монастырской жизни и сохраняла особую моральную чистоту, и потому получила важную должность и пользовалась большим уважением.

Юной девушкой Гелонгма Палмо осознала недостатки существования в цикле перерождений. Она видела, что все существа хотят испытывать радость и избегать страданий, но не могут найти длительное счастье в обусловленном мире.

Однако вскоре обстоятельства резко изменились. Поскольку раньше Гелонгма Палмо делала сильные пожелания полностью постичь природу явлений за одну жизнь, все трудные впечатления прошлого созрели одновременно — она заболела проказой.

Тяжелый недуг перевернул все в жизни молодой женщины. Поначалу она скрывала свою болезнь, но когда состояние ухудшилось и тело стало издавать неприятный запах, а пальцы гнить, Гелонгма Палмо была вынуждена покинуть монастырь. Она поселилась в соломенной хижине, и только близкая подруга присматривала за бывшей принцессой.

Гелонгма Палмо очень страдала. Она лишилась рук, и ей приходилось есть только при помощи рта, как едят животные. Из-за этих невыносимых мучений ею все больше овладевало глубокое отчаяние.

Однажды во сне ей явился король Дхармы. Он предсказал, что Гелонгма Палмо достигнет полного Освобождения, медитируя на Будду Любящие Глаза (Авалокитешвару). В этом же сне она получила посвящения на эту практику. Едва проснувшись, женщина ощутила новую надежду и без промедлений приступила к практике. Она медитировала дни и ночи, произносила короткую мантру Любящих Глаз «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» и длинную, которая на санскрите называется «дхарани». Так Гелонгма Палмо построила силовое поле Будды Любящие Глаза и обрела чистый уровень восприятия.

Однако после длительного периода практики она снова пала духом. Тогда ей приснился Будда Мудрости и предрек: «Твой ум станет подобен уму Тары — Освободительницы». Он попросил ее отправиться в одну отдаленную местность и продолжить практику там, пояснив, что именно там ее медитация станет еще сильнее.

Гелонгма Палмо выступила в путь, и по дороге с ней стали происходить удивительные вещи. Однажды она достигла монастыря, в котором находилась знаменитая статуя Тысячерукого Ченрезига. Женщина вошла в зал для церемоний, чтобы помедитировать перед статуей, но сторож без всякого сочувствия грубо вышвырнул ее за порог. Он видел в ней обычную молодую попрошайку в лохмотьях и думал, что она хотела устроиться там на ночлег. Двери перед ней захлопнулись, но Гелонгма Палмо, не раздумывая, села медитировать под стенами монастыря. Благодаря силе ее медитации все одиннадцать голов бронзового Ченрезига повернулись к ней — эта статуя так и стоит до сих пор.

Из-за болезни Гелонгма Палмо уже плохо ходила, и местные Дакини, небесные танцовщицы, помогали ей в путешествии. Прибыв на место, о котором говорил Будда Мудрости, монахиня пообещала не прерывать уединение, пока не обретет высшее постижение. И она стала непрерывно практиковать ритуальный пост (по-тибетски «Нюнгне» и «Ньене»), каждый второй день проводя без еды и питья. Она постоянно медитировала на фазу зарождения и свершения тысячерукой формы Авалокитешвары и через год совершенно исцелилась от проказы. Ее тело полностью восстановилось.

Через семь лет практики Гелонгма Палмо достигла Освобождения и первого уровня Бодхисаттвы, на котором проявляются двенадцать из ста особых способностей. Например, она могла воспринимать 100 прошлых и 100 будущих жизней. Гелонгма продолжала усердно практиковать. Во время практики она пережила многие уровни медитативного погружения и открыла многочисленные двери медитативного опыта.

Благодаря реализации, обретенной во время практики, сочувствие Гелонгмы Палмо росло с такой силой, что его ощущали существа вокруг. Зловредные духи десяти направлений стали ее учениками и пообещали отныне прекратить неблагие поступки, не мешать другим, а, напротив, помогать и создавать благоприятные условия для практики Дхармы. Змееподобные существа (на санскрите «наги») тоже пришли к Гелонгме Палмо, и их король Нагараджа дал обет отныне защищать ее практику. Наги обычно невидимы для людей, они живут в земле и воде, в разных красивых местах. Если люди тревожат или загрязняют их обители, наги могут мстить негативными пожеланиями или вызывать недуги. Если вспомнить тибетскую мифологию, можно увидеть в этом своеобразную логику, ведь проказу называют «болезнью нагов».

После того как король нагов заверил бывшую принцессу в своей поддержке, она тут же отправилась медитировать. Когда ей исполнилось 27 лет, ей в видении явилась Будда-женщина по имени Зеленая Освободительница со словами:

«Ты развернешь просветленную деятельность всех Будд трех времен, обретешь силы и качества Бодхисаттвы десятого уровня. Все чувствующие существа придут к Просветлению через практику Любящих Глаз (Авалокитешвары)».

В полнолуние того же месяца перед ней наконец-то появился тысячерукий и одиннадцатиголовый Будда Любящие Глаза — лучезарная, очень красивая форма энергии и света. Гелонгма Палмо четко видела поля силы всех женских и мужских форм Будд четырех классов Тантры внутри него и бесчисленные Будда-поля в каждой поре его кожи. Мантры, выражающие яркое Состояние радости Будд, излучались из них во все стороны и заполняли бескрайнее, огромное пространство.

Восхищенная этой прекрасной картиной, монахиня воскликнула: «Я выполняю твою практику уже 12 лет, но сегодня впервые увидела тебя так ясно и отчетливо! Как это возможно?»

Будда Любящие Глаза ответил: «Я был с тобой каждый день, с самого первого дня твоей практики! Дело не во мне, просто раньше завесы неведения мешали тебе видеть меня».

Он дал Гелонгме Палмо такие мощные поучения и такое огромное вдохновение, что она сразу достигла десятой ступени Бодхисаттвы. С тех пор она стала неотделима от Любящих Глаз и излучала золотой свет. Пока у них есть связи с существами, великие Бодхисаттвы остаются на десятом уровне, чтобы помогать всем достигать Просветления.

Гелонгма покинула свое уединение и вернулась в общество. Люди были поражены ее выздоровлением и преображением. Она стала учителем Алмазного пути, собрала вокруг себя множество учеников, и ей предложили пост в монастыре еще важнее прежнего. Но она изменила свой образ жизни и перестала соблюдать некоторые монашеские правила, демонстрируя тантрическое поведение. Например, у нее появились возлюбленные из числа ее учеников. В буддизме Алмазного пути сексуальный союз мужчины и женщины может использоваться для передачи особого опыта, позволяющего раскрыть качества, присущие обоим партнерам. Люди стали критиковать Гелонгму, потому что они видели только внешний аспект этого поведения: в их глазах она была монахиней, нарушившей обеты и живущей бездуховно.

Однажды, проводя специальный ритуал для двурукой формы Будды Любящие Глаза, Гелонгма Палмо продемонстрировала свое постижение. В толпе она отсекла кривым ножом собственную голову, водрузила ее на посох, а сама взлетела в воздух и, обезглавленная, танцевала в облаках. Затем она спустилась и вернула голову на место. Толпа тут же перестала критиковать эту великую йогиню и прониклась еще большим доверием. Подобное поведение типично для просветленной женщины, которая таким образом проявляет свой медитативный опыт. Эти средства показывают постижение недвойственной природы явлений. Так Дакини выражают полную свободу от жестких концепций.

Гелонгма Палмо несколько раз показывала чудеса. У нее было много учеников и учениц. Линия передачи практики Нюнгне, которую она основала, не прерывается по сей день. В тибетских комментариях к тексту этой медитации говорится: «Благодаря настоящему упражнению многие достигли Просветления и вступили в мир Дакинь. На внешнем уровне она была Гелонгмой Палмо, на внутреннем — Освободительницей, а на тайном уровне — Красной Дакиней Мудрости с отсеченной головой.

Источник: Lama Tonsang and Lama Tsultrim: direct oral transmission. Karma Migyur Ling (France), 1989.