Хуралы (молебны)

В буддийских храмах (дацанах) молебен называется «хурал», что переводится как «собрание». Различают малые и большие хуралы. Они читаются традиционно на тибетском языке. Малые проводятся в Санкт-Петербургском Дацане Гунзэчойнэй ежедневно в 10:00 и в 15:00 по московскому времени. Большие хуралы посвящены буддийским праздникам, знаменательным датам и событиям. О дне и времени их проведения сообщается дополнительно и заблаговременно в ежемесячном расписании хуралов.

Люди любой национальности и любого вероисповедания, а также неверующие люди, могут посещать буддийские молебны (хуралы).

Заказать молебен (хурал) — написать записку с именами людей, которые будут зачитаны ламами во время молебна. Можно оставить записки непосредственно в Дацане Гунзэчойнэй в часы работы храма. В дугане — алтарном зале, установлены специальные ящики с названиями хуралов.

Для этого укажите свое имя и/или имена своих близких на листке бумаги, которая обычно лежит возле ящика с записками. Помимо имени в записках рекомендуется указывать год рождения человека, например, МАРИЯ 1990. При заказе хурала ЮРООЛ в записке указывается ТОЛЬКО ИМЯ УСОПШЕГО (год его рождения и/или дата смерти НЕ указываются). Заполненная записка опускается в ящик с названием нужного Вам хурала, далее рекомендуется сделать пожертвование (подношение) Дацану. Сумма подношения определяется Вами самостоятельно. Ящик для подношений расположен рядом с ящиком для записок. Во время хурала Ламы читают вслух или про себя имена людей, указанных в записках, и молятся об их благополучии.

Вы можете сделать ЗАКАЗ МОЛЕБНА (ХУРАЛА) ЧЕРЕЗ САЙТ

В форме заказа молебна (хурала) укажите его название. В специальных полях формы укажите свое имя и (или) имена своих близких, год их рождения, размер пожертвования (подношения). Записки, поданные через сайт, обрабатываются ответственным ламой, после чего передаются им в алтарный зал.


В Санкт-Петербургском Дацане Гунзэчойнэй проводятся следующие хуралы:

Сахюусан хурал (каждый день в 10:00)

Согчен хурал (каждый будний день в 15:00)

Намсарай (каждое воскресенье в 10:00)

Юроол (каждую пятницу в 15:00)

Банзарагша (каждую субботу в 15:00)

Алтан гэрэл (каждое воскресенье в 15:00)

Отошо (8 лунные сутки) в 15:00

Ламчог Нинбо (15 лунные сутки, полнолуние) в 15:00

Мандал Шива (30 лунные сутки, новолуние) в 15:00

Сундуй (последнее воскресенье календарного месяца в 15:00)

Хуралы, посвященные буддийским праздникам


Сахюусан хурал

Ежедневно в 10:00

Сахюусан (бурят.), Чой-джон (тиб.), Дхармапала (санскр.) — значит Защитник Учения.

Этот молебен посвящен богине Палден Лхамо — божеству-Защитнице, Хранительнице Дхармы от врагов. Она является покровительницей и хранительницей Дацана Гунзэчойнэй и всех его прихожан.

Палден Лхамо является главной Защитницей в тибетском буддизме. Кроме того, она является особой защитницей столицы Тибета — Лхасы, линии Далай-лам и школы буддизма Гелуг.

Эта грозная богиня изображается в виде устрашающей всадницы верхом на муле. В её подчинении злые духи и демоны, поэтому её имя стараются не упоминать. Тем, кто к ней обращается, она помогает защититься от воздействия злых сил, исцелиться от болезней. Она владеет тайной жизни и смерти, судьбы и времени.

Искренняя молитва и подношения Палден Лхамо и другим Защитникам помогают:

  • устранить преграды к достижению наших благих целей — как духовных, так и мирских,
  • нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил,
  • очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом,
  • способствует осуществлению планов и желаний.


Согчен хурал

Каждый будний день в 15:00

«Согчен» (с тибет. «великое собрание»: «сог» — собрание, «чен» — великое), другое название «Гурбан харюулга» — «три ответа» на негативные воздействия внешних и внутренних врагов и препятствий.

Текст молебна состоит из трех сутр:

  • Сутра Шернин — «Праждняпарамита» (Сутра Запредельной Мудрости) — в ней излагается ключевое учение о пустоте.
  • Дугар — восхваления и благопожелания Белозонтичной Таре. Ее практика и мантра связана с продлением жизни, преодолением угроз и помех жизни.
  • Долма — восхваления и благопожелания Зеленой Таре. К ней обращаются как к воплощению всех просветленных, как к утешительнице, защитнице и спасительнице, быстро отзывающейся на просьбы о помощи. Она проявляет ко всем живым существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.

В начале этого молебна обращаются к Прибежищу, читая «Тройную Ежедневную» молитву, делают Гуру-йогу «Сто Божеств Тушиты» (Ганден Лхагьяма), благопожелание правильного пути, а также восхваление линии преемственности Хамбо-лам (читается на бурятском языке).

Действие этого молебна направлено на защиту от негативного влияния всех злокозненных людей и не-людей, способствуют продлению жизни, преодолению угрожающих жизни помех и угроз, и препятствий на пути к благим целям.

Намсарай

Каждое воскресенье в 10:00

Намсарай (Намтосэ, Дзамбала, Кубера, Вайшравана) — один из мирских Защитников Учения, охраняющий мир людей, подающий богатство.

Он проявляется как хранитель одной из сторон света: Махараджа (Великий Царь) Севера. Его атрибут — мангуста, изрыгающая драгоценные камни.

За теми, кто проявляет великодушие и щедрость, Намсарай следует неотступно, как тень, и дарует богатство и процветание.

Хурал, посвященный этому божеству, направлен на улучшение благополучия, благосостояния, удачу в делах, бизнесе. Благоволит практике духовности, нравственности, способствует увеличению добродетели.


Юроол

Каждую пятницу в 15:00

«Юроол» — бурятское слово, по-тибетски «Монлам», на санскр. «Пранидхана» — означает «благие пожелания».
Молебен — благопожелание за усопших о том, чтобы сознание, уходя из тела, нашло благую участь.

Согласно учению Будды, как только умирающий покидает этот мир, он попадает в промежуточное состояние между воплощениями — «бардо». Это состояние включает нескольких стадий, и в подавляющем большинстве переживания и опыт существа в бардо пугающи и мучительны.

Подобно путнику, отправившемуся в незнакомую и опасную местность, сознание, покинувшее своё прежнее тело, нуждается в помощи, которой для него будет являться энергия благих заслуг и благословение Пробуждённых.

Чтение особых молитв, изречённых самим Буддой, и правильное посвящение заслуг оказывают поддержку покинувшим этот мир. Особенно тем, кто пребывает в бардо в данный момент (т.е. со дня его ухода не прошло 49 дней).

Во время молебна читаются благопожелания:

  • о правильном хорошем пути,
  • Бодхичарьяватара — о пути Бодхисаттвы,
  • о рождении в Обители Блаженства — Чистой земле Будды Амитабхи, Западном рае,
  • благопожелание Гухьясамаджи — тантрического медитативного божества и связанной с ним тантры, целью которой является достижение состояния Будды.

Во время ритуала зачитываются имена умерших, и всё благо, что было накоплено этими молитвами, посвящается каждому из них. А также всем остальным существам, находящимся между смертью и новым рождением.

ЮРООЛ рекомендуется заказывать еженедельно в течение 49 дней со дня смерти человека.

Молебен полезно периодически заказывать на благо умершим и позже 49 дней со дня смерти.

При заказе ЮРООЛ указывается ТОЛЬКО ИМЯ УСОПШЕГО (год рождения и/или дата смерти НЕ указываются).

НЕЛЬЗЯ ВПИСЫВАТЬ ИМЕНА ЖИВЫХ В ЗАПИСКИ НА ЮРООЛ! БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!


Банзарагша

Каждую субботу в 15:00

«Банзаракша» — монголизированное произношение санскритских слов «панча ракша» — «пять защитниц». В основе хурала — сутра, посвященная пяти богиням-защитницам.

Прочитывается собрание молитв, направленных на защиту, здоровье и благополучие новорожденных, детей, а также немощных стариков.

Молебен приносит пользу и взрослым в трудных жизненных ситуациях.

Защищает домашних животных от болезней.

На молебне «Банзарагша» благоприятно присутствовать детям, беременным женщинам.


Алтан гэрэлэй судар

Каждое воскресенье в 15:00

Во время молебна читается сутра «Алтан гэрэл «— «Сутра золотого света».

Среди бурят традиционно этот молебен один из наиболее популярных — каждая семья считала своим долгом пригласить в дом лам, чтобы они прочли его.

Молебен способствует устранению омраченности сознания, исправлению плохой кармы, причин смертей, болезней, убытков, ссор и т. д. Эффективен для достижения мира и благополучия в семье, способствует приумножению имущества, накоплению добродетели, защищает от пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий.

Польза этого молебна проявляется в «защите двери нищеты»: устранении материальных затруднений, порождении семейного благополучия, благосостояния, за счет уменьшения дурной кармы.


Отошо

Ежемесячно в 8-е лунные сутки в 15:00

Хурал посвящен Отошо (бурят.) — Будде Врачевания и Исцеления Бхайшаджьягуру (санскр.) — «Владыке Лазуритового (Бериллового) Сияния», Менла (монг.).

Лазурит в разных культурах уже многие тысячи лет считается лечебным камнем. В символическом значении он ассоциируется с самой чистотой, ясной природой сознания.

Молитвы к Будде Исцеления способны очистить отрицательную карму и усмирить вредоносных духов, причиняющих страдания. Во время этого хурала можно помолиться и о здравии живых, и об упокое усопших.

Мантра Будды Медицины увеличивает исцеляющую силу лекарств. Тем, кто занимается врачеванием, она дарует особое благословение, способствует развитию сострадания и повышению уровня врачебного мастерства.

Практика Будды Медицины способствует исцелению как от телесных, так и от психических недугов, так как они являются следствиями трёх омрачений: страсти, гнева и неведения. Она обладает большой мощью, способствует успешному проведению операций, благополучию родов, а также предотвращению заболеваний и долголетию.

После хурала рекомендуется брать аршан — освященную воду. Она насыщена целительной энергией.


Ламчог Нинбо

Ежемесячно в 15-е лунные сутки в 15:00

«Ламчог нинбо» на тибетском означает «сущность высшего пути».

В этот молебен входят тексты восхвалений и благопожеланий многим Буддам и божествам. Прочитывается молитва к ламе Чже Цонкапе, основоположнику традиции Гелуг, который почитается в Тибетском буддизме как второй Будда.

Тексты, читаемые на молебне, открывают двери к Учению Будды, способствуют устранению ложных воззрений и взглядов, дурных помыслов и намерений, препятствий на Пути. Способствуют развитию в сознании наиболее чистых, искренних побуждений к вере и духовной практике.

Молебен помогает избегать проступков, обрести душевное спокойствие, приносит пользу всем, но в особенности тем, кто начинает приобщаться к вере и к практике Учения Будды.


Мандал Шива

Ежемесячно в 30-е лунные сутки в 15:00

«Мандал шива» (санскр.) — «четыре мандалы». Ритуал Мандал Шива — это четырехчастное подношение мандалы богине Зеленой Таре.

Во время молебна четырежды совершается ритуал подношения мандалы — символической модели Вселенной со всеми её сокровищами — Будде, Трем Драгоценностям, Арья Таре и ее 21 форме. Все накопленные добродетели посвящаются благу всех живых существ.

Этот мощная практика посвящена Зеленой Таре — олицетворению деятельного сострадания всех будд. Ее называют матерью будд прошлого, настоящего и будущего, что символизируют плод, цветок и бутон лотоса, который Тара держит в левой руке.

Тара помогает существам вне зависимости от их религиозной принадлежности. Достаточно лишь того, чтобы их цели были благими и присутствовала вера в благословение и силу Тары. В ответ на молитвы к Зеленой Таре, она способна даровать быстрое выздоровление, устранение препятствий, обретение благополучия, усиление жизненной энергии, отвращение вредоносного воздействия врагов, злобных духов, дурного глаза, порчи, устранение следствий плохих снов, дурных предчувствий.

Тара помогает обретению продолжительной жизни, благополучному разрешению рожениц, примирению семейных конфликтов. Поскольку Тара является воплощением благой активности, она незамедлительно отзывается на молитвы всех страждущих и помогает осуществлению всех благих начинаний.

Для осуществления этих целей желательно регулярно присутствовать на хурале.


Сундуй сударай хурал

В последний календарный день месяца в 15:00

Тибетским словом «Сундуй» называется большое собрание заклинаний, сутр и мантр, собранных Таранатхой (тибетский буддийский мыслитель и практик тантры 17 века).

Ритуал направлен на защиту от сглаза, порчи, проклятий, болезней, наговоров, плохих сновидений и знаков. Устраняет последствия ругани, сплетен.

Молебен защищает от различных негативных воздействий и от нападения злых (вредоносных) духов.