Дацан Гунзэчойнэй Что такое буддийский молебен - хурал

Что такое хурал

Хурал — это буддийский молебен. Слово «хурал» монгольского происхождения, оно означает «собрание», то есть собрание сутр, благопожеланий, восхвалений, просьб (молитв), обращенных к просветленным существам.

Для буддийских священнослужителей — лам — хуралы являются важной частью духовной практики. Приняв обеты бодхисаттвы, ламы обещают помогать всем живым существам освобождаться от страданий. Во время хуралов они ежедневно тренируют искусство молитвы помощи всем живым существам.



Расписание хуралов на месяц

Молебны обладают большой силой воздействия на жизнь людей, устраняют препятствия в различных сферах жизни человека, способствуют обретению добродетели. Ламы обращаются к божествам, и они незримо являются в Дацан, наполняя храм мощной божественной энергетикой. Пространство вокруг очищается, все присутствующие в Дацане люди, чьи имена при этом прочитаны ламами вслух из заранее поданных записок, получают благословение.

Подать записку можно перед началом хурала или через электронную форму на нашем сайте. При этом желательно сделать подношение, чтобы создать в своем сознании благие причины — добродетель. Добро, созданное пожертвованием Дхарме и пожеланием счастья человеку, имя которого вписываете, открывает дорогу для молитв лам к его сердцу.

Подать записку

Структура хурала

По сложившемуся древнему канону молебен в дацане строится по принципу семичленного ритуала. Он включает следующие части:

Прибежище и порождение бодхичитты. Как и любая буддийская практика, хурал начинается всегда с молитв Прибежища в Трех драгоценностях — Будде, Дхарме, Сангхе,  — и зарождения бодхичитты — особого состояния ума, направленного на достижение просветления ради блага всех без исключения живых существ.

Далее следуют 7 видов практик, которые в определенном порядке повторяются для каждого божества, призываемого в данном хурале.

  1. Поклонение — поклонением уничтожается клеша (то есть негативная склонность) гордости. В это время молящиеся могут совершить простирания — принятые в буддизме земные поклоны, когда человек распростирается перед священным символом.
  2. Подношение — уничтожается клеша жадности. Можно представлять все самое лучшее, самое драгоценное в этом мире и мысленно преподносить Учителям и Буддам, чтобы они своим присутствием освятили все это.
  3. Раскаяние — все мы в жизни порой вольно или невольно совершаем неблагие действия, в частности, перечисленные в списке 10 недобродетелей. Это негативно сказывается на наших возможностях быть счастливыми и духовно расти. Раскаяние помогает уменьшить вред неблагого поведения, стать более сознательными, внимательными и заботливыми. Покаянием искореняется органическое неведение — то изначальное неведение, которое является причиной наших перерождений и страданий в Сансаре.
  4. Сорадование — это деятельная радость. Мы радуемся действиям, исполненным смысла, любви ко всему живому, которые являются результатом практики Дхармы. Этим мы присоединяемся к ним и их плодам. Сорадование уничтожает клешу зависти и ее аффекты — вожделение и ревность.
  5. Призыв о вращении колеса Дхармы, просьба о проповеди, учении. Этот компонент молитвы освобождает от стремления к получению материальных и духовных благ в ущерб духовному развитию (побеждает клешу страсти).
  6. Просьба к Учителям и Буддам, чтобы они не уходили из Сансары ради блага живых существ. Этот компонент молитвы дарует силу не оставлять Дхарму, помогает не отходить от учения в этом и будущих рождениях.
  7. Устремление всех своих помыслов к достижению высочайшей Бодхи. Это посвящение всех совершенных благих действий, всех созданных добрых причин процветанию Дхармы, благу всех живых существ — скитальцев Сансары. Посвящение своих хороших дел просветлению словно помещает их в драгоценный сосуд, откуда они не растрачиваются на сиюминутные удовольствия, а накапливаются и увеличиваются, подобно закваске. Посвящение заслуг помогает преодолевать ложные взгляды.

Подношения во время хурала

Практически все хуралы включают ритуал «Серджем». Этот ритуал — подношение золотого пития Защитникам (в это время лама читает молитвы, взяв в руки чашу, а затем выносит ее на улицу). В его ходе монахи обращают свои молитвы к основным Божествам-Охранителям и их просят даровать защиту и покровительство присутствующим, а также всем живым существам Вселенной.

Часто люди, пришедшие на молебен, приносят с собой конфеты, печенье, молоко (в основном,  в упаковке), чай. Они ставят их в специально отведенном для подношений месте. Пакеты с продуктами и молоком нужно оставить открытыми. Затем обязательно произносят три молитвенных слога «ОМ А ХУНГ» троекратно, что делает подношение чистым.

Если в конце хурала лама объявляет «далга» — обряд призывания удачи и счастья. Верующие встают со скамеек и берут в руки все или часть того, что принесли в качестве подношения, садятся с этим обратно. Сидеть при проведении этого обряда обязательно. Если людей очень много и нет мест, лучше что-нибудь подстелить и сесть на пол. Сидеть на корточках крайне нежелательно.

В определенный момент лама дает знак, чтобы люди надели головные уборы или обязательно покрыли чем-нибудь свою голову. Когда лама, ведущий хурал, начинает произносить древний возглас призвания удачи «А хурээ!» («Да будет благо!»), все присутствующие громко повторяют за ним (желательно произносить громко, чтобы удача «услышала» ваш голос) и по часовой стрелке делают круг в воздухе руками, держа подношения. Если подношения нет, можно держать в руках деньги: купюры или монеты. В завершение обряда лама говорит благопожелание по-бурятски, все должны повторить последнее слово каждого предложения за ним.

После хурала, даже если «далга» не проводится, верующие забирают свои освященные подношения домой, оставляя на алтаре «дээжэ» — лучшую часть, обычно берут сверху небольшую часть конфет или печенья. Считается, что после обряда «далга» в течение трех дней ничего нельзя никому давать из дома, чтобы энергия удачи успела сохраниться в доме.

Особые лунные сутки — «Дни Будды»

В буддизме используется лунный календарь. Особыми днями — «Днями Будды» — считаются полнолуние (15 лунные сутки), новолуние (30 лунные сутки), первая четверть (8 лунные сутки). В эти дни полезно предаваться молитвам, не совершать негативных действий, ведь результат как хорошего, так и плохого увеличивается в 100 000 раз, иными словами — многократно.

В эти особые дни в Дацане проводятся специальные хуралы. Они нацелены на защиту от неблагоприятных влияний и накоплению благих отпечатков в сознании.

Особенно благоприятно совершать в эти дни упосатху: брать кратковременное обязательство следовать 8 правилам.

8 предписаний, которые принимаются на дни Упосатхи:

  1. Я принимаю правило воздерживаться от уничтожения живых существ.
  2. Я принимаю правило воздерживаться от взятия того, что мне не дали.
  3. Я принимаю правило воздерживаться от нецеломудрия.
  4. Я принимаю правило воздерживаться от ложной речи.
  5. Я принимаю правило воздерживаться от принятия опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.
  6. Я принимаю правило избегать принятия пищи в неположенное время.
  7. Я принимаю правило воздерживаться от танцев, пения, музыки, посещения развлекательных мероприятий, ношения гирлянд, использования духов и косметики для украшения тела.
  8. Я принимаю правило воздерживаться от использования высоких или больших постелей.

Соблюдение упосатхи начинается со времени астрономического восхода солнца и длится сутки — до следующего восхода солнца. Такая практика ведет к очищению от омрачений и накоплению причин для достижения просветления.