Для чего нужен алтарь дома?
Разъясняет лама Лобсан Цультим (Антон)
Домашний алтарь — это напоминание о каждодневной практике.
Приняв Прибежище в Трёх Наивысших Драгоценностях — Будде, Дхарме, Сангхе, — человек подтверждает свое намерение соблюдать нравственные обязательства. Это отречение от 10 неблагих деяний, что само по себе является исполнением 10 благих деяний. Чтобы следовать нравственным путём, необходимо узнавание и ослабление влияния разрушительных эмоций, которые и есть причина дурного поведения. Практикуясь в соблюдении этих обязательств, человек приходит к медитации и мудрости взаимоуважения, основанного на взаимозависимости.
К слову, если по
Посмотреть информацию о графике приёмов и контакты для связи с ламами Петербургского Дацана
Что располагается на алтаре?
На алтаре должны находиться символы Трёх Драгоценностей. Речь Будды — Дхарму — символизирует священный буддийский текст. Тело Будды — Сангха, буддийская община — представлена ступой как напоминание о Просветлении Будды или колокольчиком с ваджрным скипетром. О Пробуждённом уме Будды напоминает статуэтка или изображение самого Будды Шакьямуни. Это обязательные атрибуты на алтаре.
Также на алтаре можно поместить изображение буддийских святых — Авалокитешвары, Манджушри, Ваджрапани и других. Но изображение Будды Шакьямуни должно быть обязательно в центре, какого бы размера и ценности оно ни было. Минимально достаточно лишь изображения Будды Шакьямуни.
Подношения — для чего и как их делать?
Перед символами веры устанавливаются подношения, символизирующие стремление человека соответствовать Учению Будды и достигнуть Просветления. Совершая подношение, мы отказываемся от собственных эгоистических удовольствий, малого счастья ради большего — достижения состояния Будды ради блага наших матерей, коими являются все живые существа.
Традиционно подношения делаются в специальных чашечках. Но подойдут любые чистые и неповрежденные чашки одинакового размера. Они расставляются горизонтальным рядом перед символами Просветлённых Тела, Речи и Ума. В них помещается всё самое необходимое, ценное для жизни и способности помогать.
Распространены несколько типов подношений.
Первый — подношение всем Учителям линии преемственности от самого Будды Шакьямуни Лама Чодпа.
Слева направо:
Первая чашечка наполняется водой, которая символизирует воду для омовения ног (во все емкости наливается чистая вода, её символическое значение лишь подразумевается);
Вторая — вода для омовения рук;
Третья — вода для омовения лица;
Четвертая — ароматная вода для умащения тела;
Пятая наполняется чистым сухим рисом, в него помещается цветок — символ красоты и намерения не причинять вреда живым существам, помогать им, заботиться о них;
Шестая — рис, в который помещена благовонная палочка — символ чистого воздуха, очищения пространства от всего дурного (она не возжигается, это символ).
Зула — масляный светильник, это латунная чаша, наполненная топлёным маслом с фитильком из хлопковой ваты. Или свеча. Огонь от топленого масла символизирует самый чистый огонь в мире. Светильник — это подношение огня;
Седьмая — вода для питья;
Восьмая — наполнена сухим рисом, сверху кладутся угощения — сладости, конфеты, печенье. Это подношение едой.
Последняя чашечка подношений всегда наполняется рисом, в который установлена морская раковина. Она символизирует чистый звук, музыку.
Другой тип подношений:
Первая и вторая чаша наполнены водой для питья и омовения, то есть для поддержания жизни тела;
Третья — чистые намерения выражаются цветком;
Четвертая чаша с благовониями;
Зула или свеча — подношение огнём;
Пятая чаша — ароматная вода;
Шестая — пища;
Седьмая, последняя — раковина, символ музыки, чистой вибрации.
Как появилась такая традиция расположения подношений?
Она берёт начало в Древней Индии. В жарком климате люди ходят босиком или в сандалиях. Поэтому гостю сначала подносят чистую воду для омовения ног, рук, лица и ароматную воду, умащённую лепестками роз, чтобы тело источало приятный аромат. Перед приходом гостей хозяева убираются, украшают жилище цветами, показывая свои чистые намерения. Помещения проветриваются, возжигаются благовония, чтобы воздух был чистым и приятным. Дом нужно обогреть, осветить, приготовить еду. Это делается с помощью огня. Когда гость проходит в подготовленный дом, хозяин подносит ему чистую воду для питья и только после этого усаживает гостя за стол для принятия пищи, угощений. Развлекает гостя музыкой и интересными беседами.
Другое толкование значения подношений подчеркивает ценность ингредиентов: вода — самое важное, самое ценное для жизни. Затем уход за телом, поддержание здоровья. Далее правильные мысли, чистое дыхание, воздух, тепло и свет огня. Кроме того, тело должно хорошо пахнуть, не быть отталкивающим. Только потом сладости и развлечения.
Если места для развёрнутого подношения недостаточно, можно установить всего три чаши, наполнив их чистой водой. Они будут символами подношения телом, речью и умом Трём Драгоценностям.
Еще более краткий вариант — две чаши: со сладостями и чистой водой или чаем. Это пища и вода, основа поддержания жизни человека. Можно увидеть на алтаре подношение только чаем с молоком, который объединяет в себе и еду, и воду. Так символически подношение можно разворачивать до бесконечного множества — подобного облакам, либо сжать, сконцентрировать в один символ, вбирающий в себя всю силу нашего намерения достичь Просветления ради блага всех живых существ.
Утром перед завтраком и ежедневными заботами необходимо аккуратно наполнить чашечки на алтаре, двигаясь слева направо.
Установленные подношения освящаются прочтением молитвы Прибежища Трёх Драгоценностей (написана ниже) и мантрой ОМ А ХУМ трёхкратно, далее окуриваются дымом благовония.
Молитва о Прибежище в Трёх Драгоценностях:
— на санксрите:
Намо Буддая, Намо Дхармая, Намо Сангхая.
— на тибетском языке:
Санджейла чьябсучио, Чойла чьябсучио, Гендунла чьябсучио.
— на русском языке:
Принимаю Прибежище в Будде, принимаю Прибежище в Дхарме, принимаю Прибежище в Сангхе.
После захода солнца вода выливается из чашечек в обратном направлении — справа налево. Куда деть воду? Её сливают в чистую ёмкость и используют как святую воду — аршан. Можно добавить в чай, пить, применять для омовения и очищения от всего дурного.
Примерно раз в месяц можно менять рис, которым наполнены остальные чашки. Его также можно использовать для еды.
Алтарь нужно сохранять в чистоте и порядке, связывая его с порядком в уме и чистотой помыслов.