Дацан Гунзэчойнэй Дацан Гунзэчойнэй

Дацан Гунзэчойнэй

Санкт-Петербургский буддийский храм на берегу Большой Невки

Санкт-Петербургский буддийский храм был построен в 1909—1915 гг. по инициативе выдающегося бурятского ламы и учёного Агвана Лобсана Доржиева (1853/54−1938). Архитектурный проект храма разработан студентом Института гражданских инженеров Березовским Николаем Матвеевичем и архитектором Барановским Гавриилом Васильевичем по образцу тибетского соборного храма («Цогчен дуган»), который, однако, был подвергнут существенной европеизации в духе Северного модерна. Строительством руководили архитекторы Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе), а также специально созданный комитет, в состав которого входили известные российские востоковеды и знатоки буддизма академики В. В. Радлов и С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, кн. Э. Э. Ухтомский, художники Н. К. Рерих и В. П. Шнейдер, а также автор утверждённого проекта Г. В. Барановский. Средства на постройку были отчасти пожертвованы Доржиевым и XIII Далай-ламой, отчасти собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии.

Храм освящён 10 (по старому стилю, по-новому — 23) августа 1915 г. и получил тибетское название: Kun la brtse mdzad thub dbang mchhos byung ba’i gnas («Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника»).

В годы гражданской войны храм подвергся погрому и утратил большую часть своих реликвий и культовых принадлежностей.

В 1922—1937 гг. храмовая усадьба принадлежала Тибето-монгольской миссии в СССР, находившейся под покровительством Наркомата по иностранным делам. В 1938 г. (после ареста лам и ликвидации миссии) здание храма и два жилых дома при нём были муниципализированы, предметы культа переданы в Музей истории религии и атеизма. В последующие годы (вплоть до конца 1980-х) в храме размещались, соответственно, физкультурная база, военная радиостанция, лаборатории Зоологического института АН СССР.

В 1987 г. Дацан посетил Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо, традиционно считающийся его Покровителем.

9 июля 1990 г. решением исполкома Ленгорсовета Дацан был передан Ленинградскому обществу буддистов. В 1991 г. получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой его первоначального названия. Настоятелем храма стал Данзан-Хайбзун Самаев, получивший после многих лет учёбы и духовной практики полное монашеское посвящение от Далай-ламы XIV в Дхарамсале. Настоятель стремился возродить центр буддийского образования и культуры, наладив работу и школы хуварачества и издательское дело, активно проводя праздники, концерты и выставки, приглашая известных буддологов из-за рубежа.

Курс на активное развитие Дацана, отвечающее современным условиям жизни общества, взял преемник Д.-Х. Самаева Буда Бальжиевич Бадмаев — настоятель Дацана с 1997 г. и выдающийся эмчи-лама (врачеватель) тибетской медицины современности. Делом его жизни стало возрождение Дацана Гунзэчойнэй в качестве многогранного буддийского комплекса, каким его задумывали создатели.