Дацан Гунзэчойнэй Обряд почитания духов местности - Обоо тахилга

Обоо тахилга - обряд почитания и подношений духам местности

Периодически, преимущественно в тёплое время года ламы Дацана Гунзэчойнэй делают особый ритуал «Обоо тахилга» для защиты Санкт-Петербурга и благосклонности к его горожанам как на материальном, так сказать, общественном уровне, так и на тонком плане. Отметим, что ранее он проходил, в основном, с участием только священнослужителей нашего храма и небольшого количества прихожан на заранее выбранном месте, однако теперь эту служба входит в ежегодное расписание Петербургского Дацана с проведением на приводной территории как общая духовная практика, к которой могли бы присоединиться все желающие верующие-миряне.

Обряд Обоо тахилга в Санкт-Петербурге проводится на приводной территории Дацана Гунзэчойнэй: в ЦПКиО, за билетными кассами, расположенными со стороны Приморского проспекта, на набережной реки Большая Невка (схема проезда). Как подготовиться к ритуалу, что принести в качестве подношений и другую необходимую информацию для участников читайте далее в статье.

Этот традиционный обряд, проводимый в большинстве буддийских регионах России, является действенной практикой почитания и умиротворения повелителей отдельных топографических или культовых мест — обоо. (К слову, в буддизм не сразу пришёл культ обоо, он постепенно стал применяться в практике). Считается, что различные места, будь то город или другой населённый пункт, дорога, впадина или возвышенность — побережье близ воды или подножие горы, находятся под властью невидимых хозяев разного класса происхождения. Среди этих повелителей, именуемых общим названием «сабдаки», могут быть как высшей, так и низшей природы существа согласно буддийской космологии, например: дэвы (в переводе с санскрита — «сияющие») — разные боги из небесной сферы; асуры, или низшие завидующие божества, проявляющие гнев, гордость, воинственность; голодные существа — прета. Они все обладают природой быть властными.

Буддисты верят, что сабдаки влияют на многие сферы жизни и природы: меняют погоду, от них зависит богатый урожай, управляют действием стихий; также могут оказывать помощь своим подопечным — людям, обращающимся к ним с житейскими просьбами и делающим подношения на местах обоо, содействуют в исцелении от болезней и улучшении самочувствия, способствуют привлечению благополучия в жизни, защищают в пути, устраняют любые препятствия, оберегают от внешних дурных воздействий. Те хозяева местности, которые имеют посвящение в Учение Будды, особенно покровительствуют всем на жизненном пути, кто живёт осознанно, накапливает добродетель за счёт помощи другим, помогают им установить связь с божествами из буддийского пантеона, вышедшими за пределы сансары.

Продолжительность существования повелителей местности тоже велика по сравнению с обычной человеческой жизнью и может достигать несколько десятков, а то и сотен тысяч лет, в частности, если говорить о сабдаках, появившихся из мира небожителей. Поэтому к ним обращаются уважительно «отец», «дедушка» (по-бурятски «баабай»), либо называют «ханом», «царём местности». К слову, известный не только верующим-буддистам, а также широкой аудитории, священный Белый Старец (на бурятском — Сагаан Убгэн) — есть никто иной, как один из главных сабдаков. Он тщательно отслеживает жизнь того или иного рода.

На Обоо принято делать подношения всем, даже не буддистам, чтобы получить расположение духов местности, тем самым оказав им должное уважение и внимание. Обычно возле придорожных обоо или рядом с другими священными местами оставляют монеты, подносят «Сержем» в виде напитков — чёрного чая, молока, спиртосодержащих (в переводе с тибетского — «Золотой напиток»). В ритуал Обоо тахилга также входит обряд Даллага с подношением в виде пищи (чаще используют конфеты, печенье, фрукты).

При этом всем, независимо от вероисповедания, рекомендуется произносить буддийскую мантру: ОМ А ХУМ.
Слог «Ом» увеличивает количественно подношения во много раз; «А» преобразует те же монетки и другие поднесённые предметы в полезные для сабдаков вещи, напитки — в божественный нектар; слог «Хум» очищает подношения от всего нечистого, защищает от воздействия вредоносных духов.

Места обоо обозначаются воздвигнутыми сооружениями в виде пирамид из крупных камней преимущественно белого цвета или на них указывают близстоящие деревья, повязанные ленточками, либо с ритуальными флажками. Если вы где-то видите такое место, то оно уже по умолчанию считается чистым, священным, поэтому обязательно нужно относиться к этому пространству как сакральному, с почтением к охраняющим его духам. Так же, как при посещении священного места, принято обходить обоо по часовой стрелке не менее трёх раз, или по-буддийски — совершать «гороо», по возможности, сделать в таком же количестве простирания.

Важно понимать, что места обоо — это не буддийские святыни, где к сабдакам обращаются наравне как к буддам, бодхисаттвам, йидамам и почитают Три Драгоценности. Сабдаки являются мирскими, а не Просветлёнными незримыми существами, поэтому они не могут помочь людям выйти из сансары, даже те из них, кто принял Учение. Духи местности — помощники людей здесь, на Земле, и на жизненном пути, поскольку человек неразрывно связан с природой и окружающей средой, мы — часть единого целого мира.

В том месте, где ламы проводят этот обряд, наступает гармония, процветание. Обоо тахилга сопровождается воскурением специальных сыпучих благовоний — «Санг» из особых смесей трав, благородных растений для очищения пространства и придания созидательной силы потусторонним защитникам обоо. Однако, делая подношения, не стоит думать только о сабдаках местности. Ламы читают разные тексты при подношении Санг, в каждом из них есть обращение к буддам, бодхисаттвам, просветлённым Учителям, йидамам, к дакиням и Сахюусанам — мирским Защитникам Дхармы и Сангхи.

Обряд Обоо, проводимый в неэтнических буддийских регионах, в частности, в Петербурге — на набережной реки Большая Невка, в силу территориальных особенностей неполностью можно назвать канонической практикой: изначально это побережье не представляет собой место обоо, а ламы приглашают туда сабдаков, во время службы совершается для них подношение, после чего духов провожают в их земные обители. Благодаря оказанному почтению, сабдаки берут под свою защиту и нашу местность.

В качестве подношений от мирян можно принести на ритуал Обоо тахилга на выбор: чёрный чай, молоко, конфеты и любые другие сладости, печенье и выпечку, фрукты, маленький кусочек несолёного варёного мяса.

Как подготовиться к ритуалу: дабы не разгневать невидимых хозяев местности, участники в обязательном порядке должны воздержаться от употребления алкогольных напитков накануне и в день ритуала, перед ритуалом постараться не курить. В день проведения Обоо тахилга не нужно есть острую пищу и резкопахнущие продукты (лук, чеснок и другие), желательно не использовать парфюм. Важно соблюдать правило «чистоты» мыслей, намерений, тела (посещать ритуал женщинам в критические дни не рекомендуется).

На месте проведения ритуала, до его начала, вы можете написать записки с вашим именем и именами близких людей, которые ламы прочитают на обрядовой службе.

Во время Обоо тахилга, совершая подношения, чтобы увеличить их количественно, очистить, преобразовать в священные субстанции, всем участникам можно произносить мантру (подробнее о ней было написано в этой статье выше): ОМ А ХУМ.

Также процитируем отрывки из священного текста «Даши чарбеб сан», которые можно озвучивать присутствующим во время подношения воскурений:

САИ ЛХАМО ТЕНПА ДАН ТОН СУМ ЖИВДАГ ТАМЧЕД ДАН ЮЛЬ ЛХА ЖИВДАГ НАМЛА БУЛЬ

Подношу богине Земли Тенма, всем хозяевам Трикосмия и особенно проживающим здесь, в этом краю, божествам-живдакам.

СИДПИ ЦЕМО НЫ ЗУНТЕ НЯРМЕД НЯЛЬВИ ВАР НИБИ ДЖОВА ДЖИ НЕД ЧИПА САН.

Начиная с «верхушки сансары» и до ада непрекращающихся страданий всех живых существ угощаю воскурениями.


Польза от Обоо тахилга огромная: человек энергетически очищается от загрязнений, возникших в нём после небрежного отношения к окружающей среде и природе, даже если и несознательно (такие загрязнения называются «Диб»), очищается и конкретная местность на тонком уровне, что делает благосклоннее её сабдаков к обитателям этого пространства (например, отдельного района или целого города); подношения в виде напитков и пищи располагают повелителей местности к помощи людям, они слышат наши просьбы и оказывают поддержку в личных или общих делах.

И в заключение заметим: несмотря на мощную силу и почти неограниченные возможности, духи — сабдаки как и люди тоже пребывают в мире страданий, сансаре. Поэтому, опираясь только на их помощь невозможно найти выход из бесконечной череды перерождений. Каждому человеку важно лично постигать Учение Будды и практиковать Дхарму в своей жизни, совершать как можно больше добродетельных поступков и накапливать благую карму, взращивать в себе духовное отношение ко всем дышащим существам и бережное, внимательное отношение к окружающей среде, включая место проживания.


После обряда Обоо тахилга, на том же месте традиционно проходят спортивно-культурные мероприятия, чтобы увеличить поток радости в этой местности, чтобы люди могли познакомиться и объединиться в рамках общих занятий.

По завершении каждого ритуала ламы и помощники Дацана Гунзэчойнэй проводят специальную программу (в основном, спортивную) на набережной. Например, вы можете стать участником или зрителем яркой национальной бурятской борьбы бухэ-барилдаан. За призовые места и за абсолютное первенство спортсменам вручаются денежные презенты.


Приглашаем всех желающих присоединятся к ритуалу и к спортивной программе после обрядовой службы!


Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы — Иван Андреев, Оксана Суржко), из открытых источников в Интернете.