Идея совершить паломническое путешествие и духовно попрактиковать на древней родине буддизма у досточтимого
Во время январских каникул в наступившем году, пока наш город был укрыт снегом как белым хадаком и прогнозы погоды объявляли минусовую температуру, лама Джампа Доньёд (духовное имя настоятеля Петербургского Дацана — прим. ред.) отправился по буддийскому маршруту в более тёплую Индию. Дели —
Для наилучшего понимания впечатлений досточтимого настоятеля и событий, в которых он принял участие в Индии, повествование периодически будет идти от первого лица. Мы также постарались использовать, прежде всего, личные фотографии из этой поездки.
Соприкосновение с истоками
В небольшой индийский городок в штате Бихар, знаменитый историческим храмовым комплексом, буддийский паломник Буда Бадмаев отправился сразу после прилёта в страну. Ведь любой верующий, следующий буддийским путём, непременно должен побывать в том самом месте, где принц Сиддхартха Гаутама будучи монахом полностью реализовал своё предназначение и далее стал именоваться Буддой Шакьямуни. Для буддистов
Среди ключевых буддистских святынь в Индии выделяют Храм Махабодхи, именуемый как «Храм Великого Пробуждения», который находится здесь, в городе. Махабодхи — одно из старейших религиозных сооружений в восточной Индии, сохранившихся до наших времён, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он символизирует собой сердце и ум Будды. В храмовый комплекс входят две башни шихара, наибольшая из которых высотой более 55 метров, алмазный трон Ваджрасана, а рядом с его территорией раскинулось святое Дерево Бодхи. По преданию, оно было выращенно из семени другого такого же Бодхи родом из
Далее, следуя намеченному духовному маршруту, в этих краях посетил буддийский храм Зелёной Тары — Tara Devi Temple и побывал на ярком, мистическом ритуале «Цам», который символически знаменуется как «Танец Богов».
Примерно в 12 км к
По следам воспоминаний: ощущение в том месте совершенно особенные, словно чувствуешь присутствие
Вход в Пещеру Махакала (Прагбодхи).
Суджата — дочь землевладельца, предложившая Гаутаме последнюю трапезу перед его Просветлением.
Город Раджгир, древнее название — Раджагриха. Пока пребываем всё в том же штате Бихар. Это тоже знаковое место в буддийской истории, куда постоянно приезжают паломники. Считается, что здесь Будда Шакьямуни провёл в общей сложности 12 лет своей жизни. В Раджгире он совершил Второй и Третий поворот Колеса Учения, выступив со своей второй проповедью. А в прилегающих бамбуковых рощах Венувана, располагающихся вдали от городской суеты и свободных от назойливых насекомых, Шакьямуни часами медитировал. В Раджгире, на вершине холма Ратнагири, японскими монахами возведена Вишвашанти Ступа. На каждой из четырёх её сторон размещена золотая статуя Будды — все вместе они символизируют четыре великих периода его жизни: рождение в Драгоценном человеческом теле, Просветление, Проповеди (Дхарма) и уход в Паринирвану.
Конечно, глубоко изучая буддийскую философию, любой практик Дхармы словно проходит путь от современного времени обратно — к истокам. Очень важно понимание, как зародилось Учение Будды, почему оно представлено в таком виде, благодаря кому мы имеем возможность узнать о существующих традициях буддизма, в частности, о Махаяне, которой следует Сангха России.
Нагарджуна, Арьядева, Буддапалита, Ачарья Бхававивека, Чандракирти, Шантидева, Шантаракшита, Камалашила, Асанга, Ачарья Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Арья Вимуктисена, Ачарья Харибхадра, Ачарья Гунапрабха, Ачарья Шакьяпрабха, Атиша Дипанкара Шриджняна — именно они, славные учителя Наланды, по признанию Его Святейшества
Упомянутые 17 пандит были выдающимися учёными некогда существовавшего буддийского
Соприкоснувшись и с этой древней памятью, направляемся в старейший город в мире — в уникальный, мистический Варанаси.
Рождение, страдание, молитва и смерть
По рассказу Буды Бальжиевича, приезжая в Варанаси, он уже имел определённое представление об Индии. И включение этого промежуточного пункта назначения в поездку было сознательным выбором. Здесь, в Варанаси, происходит переключение между обыденным миром и миром постигаемым, который находится за пределами привычного понимания жизни большинства людей, но вполне соответствует буддийскому мироощущению. Город, существующий со времён древней Индии, который
Варанаси (фото из открытых источников в Интернете).
Работая со своим сознанием для реальной жизни, буддист неминуемо соприкасается с концепцией смерти. Для буддиста она не является конечным пунктом, а лишь завершает краткосрочный земной путь, один из многих. Смерть неразрывно связана с жизнью и является её продолжением — переходным этапом для будущих перерождений. У жителей Индии считается, что смерть в Варанаси дарует спасение и освобождение (мокши), поэтому даже живыми, в преклонном возрасте или тяжело, неизлечимо больными многие из них приезжают сюда и останавливаются в специальных отелях, так называемых «домах спасения», в ожидании последних минут жизни. Они молятся и верят, что можно подготовиться к смерти, встречают её осознанно и надеются
При случайном знакомстве с одним индийским монахом и после того, как тот узнал о духовном статусе Буды Бадмаева, настоятелю предложили остановиться в тибетском буддийском монастыре Щедуб Дёгу Кхьил в Сарнатхе (в пригороде Варанаси). Там он временно разделил скромный, почти аскетичный образ жизни местных монахов. И это событие, по всей вероятности, также было неслучайным и носило кармический характер. Потому что после достижения Просветления Будда Шакьмуни нашёл ответы на все волнующие его вопросы и спустя семь недель медитаций для закрепления полученного пробуждённого опыта направился непосредственно в Сарнатх, где стал обучать буддизму. В те времена город назывался иначе — Ришипаттана. Современное наименование происходит из имени бодхисаттвы Саранганатха.
Сарнатх — одно из четырёх священных мест, связанных с жизнью Будды. Здесь он впервые провёл проповедь своим последователям. Остальные три: Лумбини (в Непале) — место его рождения,
В этой местности, представленной густым лесом, Шакьямуни занимался долгими духовными практиками. Ещё она известна как Олений заповедник. По преданию, среди слушателей Будды, когда он в этих краях осуществил Первый поворот Колеса Учения — прочёл первую проповедь пяти первым своим ученикам и разъяснил им Четыре благородные истины (Истины Святого), были также и два оленя, пришедшие из леса и поклонившиеся ему. Этот факт интерпретируется как символ всеобъединяющей и всеосвобождающей Дхармы, предназначенной не только для людей, а дарованной во имя всех живых существ. К слову, Олений парк в Сарнатхе существует в настоящее время и открыт для посещения.
Духовность объединяет людей независимо от веры
В рассказе об Индии в любом путеводителе для туристов, в первую очередь, повествование будет посвящено городу Агра и одному из самых известных символических зданий страны. Белый мраморный памятник вечной любви, который возводился примерно 20 лет с участием более двух десятков тысяч человек, меняющий свой оттенок трижды за день в зависимости от времени суток (на розовый, белоснежный и золотой) прославил этот северный город на весь мир. Большое количество цитат из главной священной книги мусульман — Корана вписаны в архитектуру его наружных стен.
Эта часть паломнического пути не про буддизм, но про то, что духовность объединяет людей независимо от их вероисповедания, а красота пробуждает лучшее в каждом человеке. Иногда достаточно просто созерцать нечто прекрасное для того, чтобы тебе открылись глубинные истины.
Мы же по следам маршрута настоятеля отправляемся дальше — в главный центр тибетского буддизма в Индии, к которому местные жители относятся как к «Малой Лхасе».
«Знак глубокой взаимосвязи»
«Это был несогласованный заранее визит, я прилетел в Дхарамсалу по личной духовной инициативе и хотел встретиться с
Давайте вспомним, что об этих пандитах уже шла речь в начале наших путевых заметок — в главе «Соприкосновение с истоками», где состоялось посещение святынь в окрестностях индийского города Раджгир. Возможно, этот факт незримого присутствия легендарных учителей на протяжении всего путешествия тоже имеет определённый духовный смысл…
Забегая вперёд, сообщим, что 18 буддийских танок, переданных Его Святейшеством, прибыли в
Подробнее о великих учителях славной Наланды, иконические изображения которых теперь представлены и в религиозной коллекции Дацана Гунзэчойнэй, мы напишем в другой статье на сайте (в разделах «Новости» и «История» — «Наши реликвии»).
Также в апрельском, 52-м выпуске газеты Дацана «Традиционная Сангха России» будет отдельный материал, посвящённый этой теме.
Две танки из восемнадцати с великими пандитами из Наланды — Ачарья Харибхадра и Шакьяпрабха.
Подарены Дацану Гунзэчойнэй Его Святейшеством
Дополнительно
Резиденция
Здесь живут очень много
Очень умиротворяющее место с прекрасными видами — особенно впечатляют заснеженные вершины Гималайских гор, живописной природой и приветливыми жителями.
Перед возвращением в Дели, Буда Бальжиевич также успел посетить экскурсию по тибетскому буддийскому монастырю Намгьял в том же районе Маклеод Ганж. Этот храмовый комплекс, изначально открытый вторым
Национальный Центр искусств Индиры Ганди
Дели — контрастный и оживлённый
Рассказывая о конечном пункте назначения настоятеля на индийской земле, отдельно хотим остановиться на повествовании об административном центре Дели — городе
Кстати, следы сердечной связи и с культурой России здесь тоже можно увидеть. В самом центре
Памятник Л. Н. Толстому в
А ещё здесь, в
Завершая поездку по Индии, было принято решение поприветствовать новых друзей Петербургского Дацана и посетить Центр искусств Индиры Ганди. Нужно отметить, что и вне времени официальной встречи
«Я даже имел возможность попрактиковаться в тибетском языке и пообщаться на нём с одним из представителей Центра — тибетцем. Мы говорили о многих вещах. И хорошо, что именно на тибетском это происходило: когда обсуждаешь тонкие, глубокие вопросы, не только духовные, важно точно передать мысль и правильно воспринять смысл того, что тебе сообщают».
Также Буда Бальжиевич получил официальное приглашение посетить Ладáк в мае 2022 года (регион на севере Индии, за перевалами Великого Гималайского Хребта, который иначе называют «Малый Тибет» — прим. ред.), когда там состоится торжественное открытие памятника в честь Преподобного Бакулы Ринпоче. К слову, настоятелю не доводилось раньше бывать в Ладаке, хотя у него много знакомых из него.
Преподобный Кушок Бакула Ринпоче XIX (21.05.1917—04.11.2003) — крупный международный буддийский деятель, политический деятель Республики Индия, дипломат. Известен как крупный наставник — лама тибетского буддизма, принимавший участие в возрождении буддизма в России и Монголии, а также занимался защитой прав и помощью низшим кастам и племенам Ладака, тибетским беженцам в Индии. Принц Бакула родился в царской семье Королевства Ладак. Когда Ринпоче было несколько лет отроду,
Ещё настоятель отметил, что руководители Центра искусств проявили большую заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с Дацаном Гунзэчойнэй и сообщили о своих планах вновь посетить Петербург в нынешнем
К тому же, скорее всего, гости из Индии к этому времени закончат свои работы над вариантом Ганжура на старомонгольском языке — один из этих экземпляров полного собрания священных текстов будет храниться в библиотеке Петербургского Дацана, в том числе. Представители Центра сделают такой дар и всем буддистам России в знак сотрудничества индийского правительства с российскими буддийскими регионами — Ганжур будет презентован Буддийской Традиционной Сангхе России (БТСР) и Сангхе Калмыкии. Ещё 108 томов будут переданы буддийскому духовенству в Тибете.
Напомним, что несколько лет назад на Петербургском международном экономическом форуме
Вместо эпилога
«Очень непросто объяснить философию буддизма и объяснить сразу так, чтобы её верно понимали. Мы [буддисты] занимаемся практикой, прежде всего, практикой медитации. Но сначала нужно ответить себе на вопрос: Зачем мы это делаем? В буддийской или другой среде, где занимаются медитациями, они применяются как закрепление тех или иных качеств ума. Потому что, действительно, концентрируясь на
Наше сознание непростое. Но при постоянной работе с ним оно свыкается с теми или иными нашими процессами. Если представить сознание или мысли в виде слов: когда мы пишем на листе
Я объясняю это так, чтобы вы поняли природу ума. По такому принципу происходит много взаимозависимых явлений. Также можно говорить и о нас. Мы, обладая сознанием из прошлых жизней и из этой жизни имеем кармические аспекты. Почему мы говорим, что духовное богаство одного человека разнообразно? У каждого из вас есть свой жизненный опыт. Этот жизненный опыт — непростая вещь. Если рассматривать матрицу, то она состоит из огромного количества эмоций, переживаний, и как результат — опытов. Поэтому в буддийских монастырях и изучают Праманавартику — Теорию правильного познания мира. Буддисты считают, что наш ум омрачён, находится в неведении, в сансарическом состоянии, так сказать, потому что у нас есть сансарический опыт. С самого начала, когда мы приступаем к духовной практике, мы должны осознать крайности нашего мышления и правильность нашего логического мышления. Поэтому буддийсты говорят, что природой ума является ясность. Чтобы обладать ясным ви́дением, необходимо ясно мыслить. То есть найти в своём сознании ум свободный, спокойный, отстранённый, сконцентрироваться на нём и каждый день увеличивать его силу. Вот и вся задача».
(По видеоматериалам воскресных лекций Б. Б. Бадмаева в Дацане Гунзэчойнэй).
Редакция сайта выражает огромную благодарность досточтимому настоятелю Дацана Гунзэчойнэй Буде Бальжиевичу Бадмаеву за предоставленную информацию и фотографии, и отдельно — за такие живые впечатления. Также благодарим помощницу настоятеля Юлию за оказанную помощь при создании статьи.
Автор интервью: Лиен Роса.
Фото: из личного архива Б. Б. Бадмаева, из открытых источников в Интернете.