Дацан Гунзэчойнэй 107-летие Дацана Гунзэчойнэй. Факты из истории храма

Петербургской буддийской святыне исполнилось 107 лет!

23 (по старому стилю — 10) августа 1915 года прошло освящение первого и единственного дацана в столице Российской империи — в Петрограде. С тех пор и по настоящее время эта дата считается официальным днём начала служения нашего буддийского храма и днём его рождения. Поздравляем!


«Буддийская традиция существует в России более двухсот шестидесяти лет*, и за это время она ничем себя не скомпрометировала. Доказательство признания буддизма в России — это, в частности, сам факт существования нашего дацана. Император Николай II разрешил его постройку, когда буддистов в Петербурге было совсем немного. Это говорит о том, что необходимость существования этого храма доказала сама буддийская традиция. Наш дацан был основан вовсе не потому, что так захотел Далай-лама. В любом обществе, в любом месте всё начинается „снизу“. Сначала появляются верующие, которые образуют стабильную группу. Потом они решают, что им надо углубленно изучать буддизм, что им нужны священнослужители, нужны учителя. Они их приглашают, и так образуется Дхарма-центр <…> Когда эти центры развиваются, когда людей в них становится больше, и они обретают мудрость и опыт, некоторые из них сами решают стать буддийскими священнослужителями и принять соответствующие обязательства <…> Когда таких центров и священнослужителей становится много, в конце концов они доказывают окружающим, что действительно приносят пользу, и тогда формируется устоявшаяся традиция. Так развивается любое сообщество верующих. Когда мы говорим о традиции, то надо уметь её понимать и уважать — в первую очередь, тибетскую традицию, ведь буддизм проник к нам из Тибета <…> Традиционные корни очень важны, они имеют определенную основу и смысл».

* Официально, после указа о российском ламаизме (буддизме — на языке того времени) в 1741 году — прим. ред.

Досточтимый ширээтэ-лама Дацана Гунзэчойнэй Джампа Доньёд (Буда Бальжиевич Бадмаев).


Посещая буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй», особенно впервые, мы желаем вам не спеша, осознанно и внимательно познакомиться с ним. Ведь его красота и символизм многогранны, а 107-летняя история существования непростая, с перипетиями, при этом очень интересная. Он наполнен умиротворением, благословляющими молитвами и энергией всех его людей, хранит древние буддийские тибетские традиции и при этом современен — ведёт активную социальную, просветительскую, культурную, спортивную деятельность. Санкт-Петербургский Дацан — это уникальный, крупнейший в Европе северный храм Будды, непохожий ни на какой другой в Буддийской Традиционной Сангхе России. Храм стал не только священным местом для молитв буддистов-горожан и приезжающих верующих из соседних городов, он представляет собой музей индо-тибетской духовности и культуры с монгольскими корнями в европейской России и даже Европе. Дацан Гунзэчойнэй — общебуддийская святыня и памятник большого исторического и художественного значения в Северной столице нашей страны.

Краткая справка:

Инициатором создания первого в Европе буддийского храма (нынешнего Дацана Гунзэчойнэй) стал Цанид-хамбо лхарамба Агва́н Лобса́н Доржие́в (1853−1938) — бурятский буддийский лама, один из семи учёных лам при Далай-Ламе XIII-м, просветитель, дипломат, религиозный, общественный и государственный деятель России, Тибета, Монголии. Был сторонником сближения Тибета и Российской империи. Учился в Урге (современный Улан-Батор) и в «Дацане Гоманг» при тибетском монастыре «Дрепунг» (один из трёх главных монастырей города Лхаса в Тибете). Получил богословское образование и высшую философскую учёную степень.

Годы постройки Петербургского Дацана: 1909−1915 гг.


Агван Лобсан Доржиев.
Фото нач. 1900-х гг. Музей-квартира П. К. Козлова


Проектировщики и архитекторы:

Н. М. Березовский — студент Института гражданских инженеров.

Г. В. Барановский — архитектор, гражданский инженер, искусствовед, издатель журналов с архитектурной и строительной тематикой.

Р. А. Берзен — инженер-строитель, основоположник «кирпичного стиля» и раннего модерна в России, руководил строительством на заключительном этапе.

Разработкой эскизов для интерьеров и созданием авторских витражей занимался:

Н. К. Рерих — русский художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, общественный деятель, Академик Императорской (Российской) академии художеств в 1909 г.

Северный буддийский храм, как и другие в регионах России, построен в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Но есть и важное отличие: в качестве основного материала для него был использован колотый гранит, в то время как в Бурятии, например, возводились деревянные или кирпичные дацаны.

Первым настоятелем — ширээтэ-ламой считается лама Агван Лобсан Доржиев.

Первая статуя Большого Будды в алтарном зале была полностью бронзовой. В настоящее время в дугане мы видим уже более позднюю фигуру Будды, которая выполнена из папье-маше и покрыта сусальным золотом — работа монгольских мастеров.

Первый молебен в Дацане проведён 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых.

Освящение храма состоялось 10 (по новому стилю — 23) августа 1915 года.

25 ноября 1968 г. здание Дацана было объявлено памятником архитектуры местного значения.

9 июля 1990 г. решением исполкома Ленгорсовета буддийский храм был передан буддистам.

Нынешнее название «Дацан Гунзэчойнэй» храму было присвоено в 1991 году. Это его тибетское имя, данное при специальном освящении. Полное название звучит так: Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй». «Дацан» — в российском буддизме означает «монастырь», «Гунзэчойнэй» с тибетского языка переводится как «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-отшельника». Таким образом, «Дацан Гунзэчойнэй» — это сокращенное наименование, аббревиатура от полного на тибетском языке.

Петербургский Дацан относится к Буддийской Традиционной Сангхе России (БТСР), являясь последователем древнеиндийского буддийского направления Махая́на с опорой на буддийскую школу Гелу́г (иное звучание — Гелу́гпа) в Тибете.

Вся контактная и адресная информация, график работы Дацана Гунзэчойнэй есть на сайте.


Напомним Вам, что до 18 сентября 2022 года включительно в Санкт-Петербургском Музее-институте семьи Рерихов продолжается уникальная экспозиция, посвящённая памяти о великом ламе Агване Доржиеве. О выставке прочитать можно, перейдя
по ссылке.


По традиции дацаны всегда строились в тихом, малонаселенном месте где-то на окраине, в отдалении от кладбищ, увеселительных заведений и мирской суеты, на берегу реки — для проведения особых водных ритуалов. Изначально исторический район Петербурга Старая Деревня был именно таким местом. Постепенно город благоустраивался, и дальние районы заселялись все больше людьми, развивалась инфраструктура, местность менялась, и, как видим, в настоящее время Дацан Гунзэчойнэй уже находится в центре динамичного района города как часть цивилизованного мира. А главное — выход к набережной реки Большая Невка впоследствии оказался затруднённым в связи с построенными автодорогами. Но отличительная особенность Дацана как раз в том, что, будучи одним из старинных буддийских храмов в России, он также современен, умеет адаптироваться к социальной среде и способен деликатно решать все возникающие трудности. Благодаря этому и поддержке со стороны местных органов власти часть побережья Большой Невки со стороны Приморского проспекта (справа от входа на Елагин остров) сейчас находится у нашего храма в постоянном пользовании. Это означает, что у всех прихожан и верующих-буддистов есть возможность участвовать в проводимых ламами важных религиозных ритуалах, связанных с водой, например, в обряде Цета́р (по-тибетски, а на санскрите «Пранидан» — «практика дарования жизни»), при котором даяние жизни живому существу становится величайшим благодеянием в личной практике и способствует накоплению благой кармы; или Лусуу́д (по-бурятски, или «Лусад») — один из важных буддийских ритуалов, направленных на благополучие людей и устранение негативных влияний, основная часть обряда представлена подношением для умиротворения Нагов — Духов воды и подземелья.


В честь 107-летия Петербургского буддийского храма община наших лам совместно с другими организациями подготовила разностороннюю, интересную программу торжества.

Мы приглашаем вас присоединиться к празднованию «Дня Дацана — 2022»:

28 августа с 9:00 до 20:00 (торжественное открытие в 13:00).

г. Санкт-Петербург, стадион «Приморец», Приморский проспект, д. 56, корп. 2. (ст. метро «Старая Деревня»).

Вход свободный на все мероприятия.

Программа праздника и расписание культурно-спортивных мероприятий опубликованы в другой статье на сайте (прочитать).


Незабытая история

Прежде чем войти на территорию храма, предлагаем ненадолго остановиться у четырёхэтажного кирпичного дома жёлтого цвета, находящегося рядом с Дацаном — со стороны входа в сад. Именно отсюда и начинается наша краткая экскурсия.

С этим местом, в том числе, связано зарождение и развитие буддийской традиции в Петербурге, о чем мы сказали в самом начале словами настоятеля Дацана Буды Бальжиевича. Бывшее общежитие при нашем буддийском храме, построенное в начале XX-го века архитектором Г. В. Барановским, состояло в то время из 8 квартир и 33 комнат. Здесь жили ламы и останавливались на время паломники, среди жильцов и гостей были врачи тибетской медицины, деятели науки, культуры. Судьба многих из них была трагической в связи с политическими событиями в нашей стране в 30-е годы прошлого столетия, когда властвовали репрессии, аресты и расстрелы. Теперь данный дом является лишь частью истории Петербургского Дацана и одним из исторических памятников — «свидетелей» сложного становления буддизма в России.


Храмовый сад

Далее мы отправляемся в храмовый сад. Если вы — сторонник здорового образа жизни и заботитесь об окружающей среде, используя в виде транспорта для передвижения велосипед, то для вас возле входа предусмотрена бесплатная велопарковка. Поскольку по Дацану непременно стоит прогуливаться пешком.

Кстати, слово «даца́н» с тибетского на русский язык переводится как «монастырская школа». В тибетской традиции дацаном является вся территория храма, называемая «садом», с расположенными на ней религиозными атрибутами, скульптурами и мемориалами. А само здание храма — это и есть «дуга́н», место для молитв.

Войдя через калитку в наш сад, обратите внимание на встречающий вас стенд с правилами посещения храма и пребывания на его территории: Дацан Гунзэчойнэй — буддийский храм, и земля, на которой он возведён — священное место и объект почитания. Проявите уважение, следуя простым правилам поведения. А ещё на этом стенде всегда актуальные новости Петербургского Дацана о всех планируемых мероприятиях, ритуалах, учениях и праздниках.

После того, как вы оказались в этом священном месте, полезно подумать о том, что всё имеющееся у вас получено благодаря другим, согласно буддийскому представлению о взаимосвязи и взаимообусловленности всех и всего в нашем мире. Именно другие живые существа, по Учению Будды, формируют нас как личностей. В знак уважения ко всем живым существам и благодарности им за это необходимо стремиться к созданию у себя соответствующего правильного намерения: «Да стану я Буддой во благо всех живых существ!» (часть молитвы для ежедневных практик принятия Прибежища и бодхичитты). В личной практике становления Буддой необходимо развивать качества, присущие его природе, очистив наши ум, речь и тело. Этому способствует обряд обхода святыни: 3 раза по ходу солнца (по часовой стрелке) вокруг здания храма, словно идёте по следу света солнца, освещающего ваш путь. Форма здания Дацана напоминает огромный трон, на которым, мы — буддисты так представляем, сидит наш Великий Учитель Будда как символ просветлённых тела, речи и ума.

Первый раз сделав полный круг по всей территории Дацана, начиная от входа в сад через калитку и далее — по часовой стрелке, так мы проявляем к Будде уважение и почтение, поклоняясь ему, что способствует очищению тела от следов когда-то нарушенных обетов: не убивать (относится ко всем живым существам), не красть, не прелюбодействовать. Ведь на что́ вы опираетесь (в прямом и переносном смысле слова), то́ и определяет вашу духовность как верующего.

Второй круг обхода — поклонение просветлённой речи Великого Учителя и очищение собственной речи от пагубных речевых действий. Так мы ещё себе напоминаем о следующих священных обетах: не обманывать, не сквернословить, не сплетничать.

И третий — последний круг. Как вы поняли уже, проходя его мы очищаем наш ум и ограждаем сознание от алчности, злонамеренности и эгоизма в силу поклонения просветлённому уму Будды, к состоянию которого стремится и каждый из нас. Ещё напомним вам о важном обете, помогающем воспринимать действительность «в чистом виде» — не омрачать сознание дурманящими напитками и веществами.

Хотим заметить, что практика оставления монет или буддийских ритуальных фигурок на архитектурных выступах фасада здания храма не является общепринятой — эти подношения осуществляются прихожанами лишь в силу их личного желания и понимания по-своему религиозных традиций буддизма.

В отличие от подношений в виде монет, риса, оставленных на других религиозных объектах в саду: на стойке с молитвенными барабанами, на постаментах со снежными львами. У данного ритуала есть традиционная основа, хотя в большом современном городе такие обрядовые действия привносят свои определенные сложности в жизнь Дацана: появляются загрязнения от птиц, слетающихся на рис; нередко нарушается сакральная тишина и спокойствие храма, внешний порядок прохожими, посещающими территорию храма только из-за оставленных прихожанами монет.

Прогуливаясь по территории сада Дацана, на вашем пути будут встречаться разные буддийские атрибуты, традиционная религиозная символика и исторические мемориалы. Мы обязательно подробнее расскажем о них в другой раз.


Буддийские молитвенные барабаны

В любом буддийском саду количество установленных молитвенных барабанов — «хурдэ́» (по-бурятски и по-монгольски) четко определено: как правило, их минимально 3, 7, 21 или максимально 54, 108 штук.

Внешне барабаны украшены словами древнейшей мантры бодхисаттвы сострадания Авалокитешвáры, и внутри каждого барабанного цилиндра заложен свиток с написанием как минимум 100 тысяч раз этой молитвы «Ом Мани Падме Хум».

К слову, «ма́нтра» с санскрита переводится «защита ума» («ман» — ум, а «тра» — «защита»).

Считается, что звуковая вибрация каждой мантры активизирует в мозге человека определённые сферы, отвечающие за проявление тех или иных качеств, помогая их раскрыть: сочувствие, сострадание, любовь и другие.

Кто крутит барабан (обязательно по часовой стрелке) и искренне верит, что столько раз как бы озвучивается им самим молитва за один барабанный оборот вокруг своей оси, тем самым желает столько раз счастья и освобождения от страданий всем живым существам. Движение запуска хурдэ — очень важная практика молиться в действии с участием нашего тела, наряду с произнесением мантры с задействованием речи и с общей практикой ума в целом. Постепенно складывается привычка ума ориентировать нас на конкретные благие действия, на добросердечное отношение к миру и другим существам.

Очерчивая круг на территории со святыней, запуская ход молитвенных барабанов, мы накапливаем необходимую энергию действия — карму, в этой и последующих жизнях которая определит для человека его отношение и видение окружающего мира в силу накопленного «сейчас» опыта.

И, безусловно, большое значение имеет цель — ради чего вы пришли в храм. Нужно стараться посещать Дацан с благим намерением, которое будет определять ваше дальнейшее поведение. Важнее даже не сами действия человека и как они выглядят, а то, исходя из чего они совершаются и ради чего.


Перед входом в дуган

После трёх кругов вокруг буддийской святыни, приведя своё тело, речь и ум в порядок и обеспечив правильное намерение, можно уже входить в главное здание Дацана — дуган. Последнее ритуальное действие, которое стоит совершить, находясь в храмовом саду, — пройти по центральной дорожке мимо курильницы, а затем — между двумя статуями со снежными львами, установленными напротив входа в храм, по двум сторонам от него.

Левая статуя. Эта львица со львенком под левой лапой символизирует мудрость и рождение всего во взаимосвязи друг с другом. Так представлено женское и материнское начала. Считается, что для осуществления загаданного, направленного на создание семьи, на обретение любви, счастья, гармонии в отношениях, на появление детей, на привлечение успеха в учёбе и делах, нужно покрутить шар внутри её пасти.

Правая статуя. Только получить желаемое мало, нужно ещё и суметь его сохранить, защитить. Это возможно, когда человек сильный, решительный. Такую внутреннюю мощь нам даёт мужское начало. Олицетворением мужской сути является правая статуя снежного льва, под лапой у которого видим шар как образ земного шара. С позиции сильного духовно, справедливого ко всем вырабатывается любовь и сострадание.

Таким образом, женское начало отвечает за проницательность, прозорливость, а мужское — за силу осуществления. В этом случае в буддизме говорят о гармонии двух начал, проявляющихся в мудрости и сострадании, что развивает в человеке способность помогать. И в результате такого благого слияния появился маленький львенок, символизирующий верность суждений и правильное направление действий.

Маленький лев-потомок гордо украшает буддийскую курильницу — Байпу́р, в которой сжигаются сладости, конфеты, печенье на топлёном масле. Приятным ароматом «кормятся» голодные духи, населяющие буддийский сад и местность за его пределами. По-буддийски считается, что часть голодных духов были в прошлом нашими «матерями», другая, бо́льшая из них, — людьми, не реализовавшими себя, свои желания и намерения, а кто-то — свою природу Будды. Не желающие страдать так же, как и все остальные, предпринимая постоянно безуспешные попытки это исправить после того, как покинули тело, они раздражаются и гневаются. Никто другой, кроме лам в священном месте, голодных духов не «накормит», поэтому в каждом дацане есть подобная курильница или место, где сжигаются сладости. Это тоже есть реализация мудрости и сострадания.

Теперь вы знакомы с символическим изображением триединства трёх просветлённых качеств: мудрости, сострадания и силы.


Буддийская курильница с маленьким львом


Архитектура и символика главного здания Дацана

Ссылаясь на написанное в начале этой статьи, напомним, что форма здания нашего буддийского храма словно огромный трон, на котором «восседает» Будда как символ просветлённых тела, речи и ума. Опора этого «трона» — «Четыре благородные истины Будды» из первой проповеди Великого Учителя, представлена в виде четырёх мощных колонн. Последняя — четвёртая благородная истина рассказывает нам о «Восьмеричном пути» с восемью правилами в основе, ведущем к прекращению страданий и освобождению от сансары. Поэтому на крыльце Дацана видим ещё четыре дополнительные колонны, а всего их восемь. Данный «Восьмеричный путь» способствует раскрытию ключевых характеристик, изначально присущих природе человека: сострадание, мудрость и духовная сила. Эти три качества символически легли в основу идеи о наличии трёх дверей у храма.

В любой буддийский монастырь — бурятский, калмыцкий, монгольский — заходят через левую дверь, условно характеризующуюся как «сострадание». Поэтому над левой дверью присутствует табло с надписью мантры Авалокитешвары «Ом Мани Падме Хум» на трёх языках — на санскрите, тибетском и монгольском.

Выход из храма — традиционно через правую дверь, через «мудрость» — под трёхъязычной надписью молитвы «Ом А Ра Па Ца На Ди». Это мантра проявления Манджушри́ (в переводе с санскрита буквально — «Кра­си­вое сия­ние») — в буд­диз­ме Ма­хая­ны он является одним из главных бодхисаттв наряду с Авалокитешварой и Ваджрапани, воплощает мудрость и знания. Сострадание вместе с мудростью, как союз мужского и женского начал, обуславливают нашу способность помогать всем живым существам.

Этому подтверждение — наличие центральной двери. Табло над ней с надписью на трёх языках «Ом Ваджрапани Хум Пхат» — мантра бодхисаттвы Ваджрапáни (на санскрите «ваджра» — «удар молнии» или «алмаз» и «пани» — «в руке»; «держащий ваджру»). Божество-охранитель, защитник и покровитель всех будд, как проявление Будды Шакьямуни в одной из его добродетели — могуществе.

В связи с бытовыми обстоятельствами пока для входа и выхода в главное здание Дацана Гунзэчойнэй служит только одна — центральная дверь, но не нарушая буддийских канонов, остальные традиционные две двери присутствуют.

Украшает крыльцо храма Большая колесница Махаяны с восемью спицами и тремя рыбами в центре, в ступице, как олицетворение Трёх Драгоценностей (Будда, Дхарма, Сангха), а также как символ единства сострадания, мудрости и силы, о которых уже упоминалось выше. Колесо поделено условно на 4 части, равные «Четырём благородным истинам» Великого Шакьямуни.

По двум сторонам от колеса Учения присутствуют фигуры двух стоящих маленьких оленей, которые напоминают нам о том, что изначально все живые существа равны и обладают природой Будды, но по причине разной кармы мы находимся в разных жизненных условиях. Даже животные (эти самые лани), по преданию услышавшие первую проповедь Будды для пяти его учеников-аскетов и пришедшие из леса на голос Учителя, впоследствии переродились людьми — монахами, учениками Будды, последователями буддизма, и достигли Просветления. Стоит заметить, что можно встретить фигуры и лежащих оленей, указывающих на философскую направленность того или иного дацана. Стоящие же олени на Дацане Гунзэчойнэй сообщают не просто о философской направленности нашего храма, а также о приверженности его к тантрическому буддизму. Дацан строился в стиле монастырей Калача́кра (на санскрите — «Колесо времени») и посвящён этому наивысшему Учению тибетского буддизма. Учение Калачакры основывается на понятии «Трёх кру­гов вре­ме­ни», ко­то­рые взаи­мо­за­ви­си­мы и па­рал­лель­ны: внеш­ний (с опорой на основы астрономии и астрологии), внут­рен­ний (с вниманием к физиологии человека) и иной (духовная практика — в основе специальная практика йоги). История передает легенду: когда Будда преподавал это Учение, даже олени вставали в знак принятия этих знаний и выражения своего почтения, поклонения ему.

Ещё одним из важных символов, имеющихся на фасаде здания нашего храма не только с целью украшения, но несущих определённый смысл, является множество «зеркал» (кругов). Образ зеркала напоминает нам о нашей изначально «чистой» природе Будды, способной видеть, слышать и помогать непредвзято, относиться ко всем равноправно. К сожалению, постепенно наше сознание «загрязняется» под воздействием внешних обстоятельств, и человек видит окружающий мир уже искажённо, потому что смотрит на него сквозь призму своего внутреннего «не чистого зеркала». Так для возвращения к истокам своей природы необходимо очистить сознание от омрачений.

А на самом верху, по углам крыши, размещены так называемые «сосуды, наполненные Тремя драгоценностями». Внутри них по кругу расположены кинжалы с мантрами Манджушри, условно рассекающие неведение. Таким образом, мы видим не просто символический, но и практический религиозный буддийский атрибут, дарующий мудрость всем входящим в храм, защищающий священное место и пребывающих в нём учеников.

К дверям Дацана ведут десять ступеней, равных по количеству десяти буддийским заповедям. Десять неблагих деяний, совершаемых телом, речью и умом (например, убийство, воровство и другие), от которых следует отказаться, и таким образом, наоборот, совершать десять благих деяний: если не убиваете — значит, сохраняете жизнь; если не воруете — тем самым проявляете щедрость. Остаётся только подняться по ним и открыть двери в храм вашего сердца…


Экскурсии по Дацану

В этой статье мы лишь кратко рассказали вам о традиции посещения нашего храма, о его архитектуре и символизме, а также об основных ритуальных атрибутах.

Приходите на полноценную, обзорную, интересную экскурсию-лекцию в Дацан Гунзэчойнэй, которую проводит лама Цультим (Антон) в первое воскресенье каждого месяца в 17:00, за символическое пожертвование. Сбор группы внутри храма — у киоска, рядом с молитвенным залом.

Так же есть возможность организовать групповые общие или тематические экскурсии на заказ для физических лиц и организаций. Контактная информация для предварительного заказа здесь.


Дорогие друзья, мы приглашаем вас в Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй!

И ждём на нашем празднике 28 августа!


Автор: Лиен Роса


Сердечно благодарим за помощь в создании данной
статьи ламу Цультим (Антона Щеглова) и ламу Еши Пагчог (Саяна Будаева) из Дацана Гунзэчойнэй!

Источники материала:
— Статья В. Н. Мазуриной «Осор Будаев: буддийский монах, художник, сотрудник Музея истории религии» — История Петербурга № 5(39)/2007, [43].
— Научное издательство «Большая российская энциклопедия», статья «МАНДЖУШРИ», автор: В. П. Андросов.
— Научное издательство «Большая российская энциклопедия», статья «КАЛАЧАКРА», автор: А. А. Терентьев.
— А. Андреев «Санкт-Петербургский ДАЦАН / The Saint-Petersburg DATSAN». (Русский и английский тексты) — СПб.: Нестор-история, 2007 г.

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы — Иван Андреев, Мария Ковалевская, Андрей Евсеев, Юрий Юдин), из открытых источников в Интернете.

Tue, 23 Aug 2022 20:00:00 +0300