Дацан Гунзэчойнэй Расписание Сагаалгана-2023 в Дацане СПб

Как в Дацане будут встречать счастливый Белый месяц в 2023 году

Расписание главного буддийского праздника: описание хуралов и обрядов в Петербургском Дацане Гунзэчойнэй по случаю наступления Сагаалгана — Буддийского Нового года по лунному календарю. А также даты торжественных молебнов Монлам Ченмо с восхвалением 15-ти великих побед Будды Шакьямуни.


21 февраля 2023 года, согласно астрологическим вычислениям, наступит Новый год по буддийскому лунному календарю. В каждом регионе нашей страны, исповедующем традиционный буддизм, название праздника звучит по-разному: по-бурятски это Сагаалган, у калмыков, как и у монголов, — Цаган Сар, тувинцы готовятся к Шагаа, а южноалтайцы встретят Чага Байрам.

Все буддисты нашей страны ожидают год под властью Чёрного Водяного Кролика. Священнослужители дацанов Буддийской Традиционной Сангхи России и верующие-миряне заранее, до даты торжества, начнут подготовку к нему и также к послепраздничному периоду, называемому Священным Белым месяцем. Для последователей вероучения Будды Сагаалган — особое время обновлений, встречи с близкими и, конечно же, большой духовной практики, чтобы в предстоящий годовой период вступить с внутренней чистотой, ясными намерениями и силами для благих дел.

Мы не будем в этот раз подробно останавливаться на повествовании о самом Сагаалгане и его истории, такой материал можно прочитать на нашем сайте, в разделе «АЛФАВИТ РОССИЙСКОГО БУДДИЗМА» или перейдя по ссылке.

В этой публикации расскажем о ритуальном сценарии праздника в целом и отдельно остановимся на каждом молебне, ритуале, проводимом в период подготовки и встречи Буддийского Нового года. Материал создан с опорой на бесценные знания наших учителей из Петербургского Дацана Гунзэчойнэй — лам Йонден Соднам (Цыренжапа) и Ёндона. От редакции сайта выражаем им огромную благодарность за эту информационную поддержку!

БАЛИН АДИСАЛГА
Обновление подношений, специально изготовленных к наступающему Сагаалгану

17 февраля в 18:00

Обряд проводится в 27-е лунные сутки, с него начинается расписание хуралов и ритуалов в преддверии Сагаалгана. Буддийские подношения (на тибетском языке — «торма», на санскрите — «балин») бывают разных видов и у каждого своё предназначение: для Сахюусанов — Защитников Учения Будды, йидамов, будд, бодхисаттв и других Просветлённых существ. Торма для Защитников Учения и йидамов делятся на краткосрочные и долгосрочные. На недолгое время совершают обычно разовые подношения в процессе проведения определённого буддийского молебна или ритуала, и, как правило, принцип их изготовления достаточно простой — создаются из трёх сладких и трёх белых составных компонентов. У годовых же торма, относящихся к долгосрочным, которые будут стоять двенадцать месяцев — до следующего обновления и будут постоянно подноситься в течение этого времени, уже более сложный рецепт, его знают только священнослужители. И потом, уже после наступления Сагаалгана, каждый день, когда читается утренний хурал во имя почитания Сахюусанов, эти балины преподносятся Защитникам.

Ещё стоит сказать о том, что каждый балин подносится под разную активность: если предназначен для Защитников Дхармы, то, в основном, это подавляющая и уничтожающая активности, умиротворяющая и увеличивающая тоже присутствуют. Годовое подношение посвящается отдельно каждому конкретному из десяти Сахюусанов. В эту службу перед буддийским Новым годом — Сагаалганом ламы обновляют прошлые годичные торма и размещают новые на алтаре.


САХЮУСАН (7 ЗАЩИТНИКОВ)

В течение дня хурал Защитникам Учения: Гонбо, Гонгор, Шагна, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Цанба

18 февраля в 10:00 и 15:00

В первый из двух дней практики почитания Защитников Учения — Сахюусанов (санскр. — Дхармапала) будет обращение к божествам, которые принесли клятву защищать Учение Будды, его последователей от различных препятствий, невзгод, болезней и прочего. Это не мирские Защитники Учения, они не пребывают в сансаре, в отличие от Пехара, почитаемого в день хурала Табан Хаан. И, как правило, у каждого из перечисленных — Гонбо, Гонгор, Шагна, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Цанба — есть своё направление активности, кто из них чему больше способствует.

Гонбо Сахюусан (Шестирукий Махакала) направлен на помощь в исполнении желаемых целей, имеющихся на Пути, помогает подавлять врагов. Если у человека есть искреннее намерение — устремление, то Гонбо его в этом сопровождает. «Хранитель клятв», или «Держащий клятвы других» — известный эпитет об этом Защитнике Учения.

Гонгор Сахюусан (Белый Защитник Учения) по своей активности соотносится с Гонбо, а также имеет и свои особенности: он уберегает от непрекращающихся убытков и потерь, тем самым надёжно «закрывает отворённую дверь убытков».

Шагна (Чагна) Дорже, или по-бурятски Очирвани — это Ваджрапани. Он даёт проявить скрытую силу, раскрывает потенциал человека, дарует особенные сиддхи и возможности при почитании его.

Сэндэма (по-тибетски), или Львиноликая дакини является покровительницей философии, философских воззрений. Все философские монастыри — Дрепунг (Индия), Ганден (Тибет), Сэра (в пригороде Лхасы в Тибете) особым образом почитают эту Защитницу. Считается, что она дарует правильные — истинные воззрения и избавляет от ложных, способствует зарождению мудрости.

Шалши вместе с Намсарай Сахюусаном защищают тело. Когда есть болезни, связанные непосредственно с недугами тела, тогда обращаются к Шалши. Намсарай способствует тому, чтобы материальное благосостояние сохранялось. Однако стоит учесть: тем, кто желает обогатиться или преумножить своё материальное благосостояние, нужно поклоняться именно Шалши больше, нежели Сахюусану Намсарай. Поскольку он, не взирая на кармические данные у человека, дарует обогащение. Шалши ещё тесно связан с Чёрным Джамбалой.

И Цанба — этот Защитник Учения способствует пребыванию в традиции, в линии преемственности, поиску учителя.

В практике почитания этих семерых Дхармапалов ламы обращаются к определённой священной книге, содержание которой имеет чёткую, узнаваемую структуру, состоящую из сессий: в начале текст посвящён линии преемственности, далее говорится об освящении внутренних и внешних подношений, после этого — зарождение бодхичитты и принятие клятвы, освящение внешних подношений (торма), которые вновь созданные; сессия раскаяния с последующим подношением всего, что освятили до этого момента; и в заключении — прошения, восхваления, преподнесение «Золотого напитка», а потом призывание благополучия, счастья, добродетели на известном финальном ритуале Даллага (бурят.), во время которого все дружно громко говорят «Ахурэй». В целом, практика по каждому Защитнику состоит из таких сессий, она единообразна.


САХЮУСАН (3 ЗАЩИТНИКА)

Утренний хурал Защитникам Учения: Чойжал, Лхамо, Жамсаран

19 февраля в 10:00

В 29-е лунные сутки продолжится практика, посвящённая ещё трём не мирским Сахюусанам: Чойжал — Ямараджа, Лхамо — Палден (Балдан — в ином звучании) Лхамо, покровительнице нашего Петербургского Дацана; Жамсаран — Красному Защитнику Учения.

Метод почитания и восхваления этих Дхармапалов такой же, как и в предыдущий день на практике с семью Защитниками: есть внутренние и внешние подношения, затем освящение этого и снова подношение, а далее — раскаяние, восхваление и подношение «Золотого напитка». Структура ритуала одна и та же. Главный акцент на хурале в этот день — на почитании Чойжал Сахюусана. У этих Защитников также своя конкретная, присущая каждому из них, активность.

Считается, что Чойжал (Ямараджа) как Покровитель преисподней избавляет от преждевременной смерти — эта активность присуща, прежде всего, ему.

Богиня Лхамо устраняет болезни и последствия после них, в том числе, избавляет от негативных воздействий, разрушающих тело, — порчи, сглазов и т. п.

Жамсаран Сахюусан помогает бороться с врагами — внутренними и внешними, особенно, с проявлениями второго типа недоброжелателей, воздействующих со стороны.


ТАБАН ХАРЮУЛГА

Ритуал «Пяти отбрасываний»

19 февраля в 15:00

Ритуальная часть в эти лунные сутки продолжается. Днём, в течение хурала Табан Харюулга прочитываются пять текстов сутр, которые направлены на один аспект — избавление и очищение от чего-то негативного.

В первую очередь, взывают к Белозонтичной Таре, своим зонтом защищающей человека от всевозможных напастей, от восьми страхов, семи негативных проявлений. Ещё ламы обращаются к Просветлённому опыту Зелёной Тары с такой же просьбой. Также прочитываются две сутры: «Доржо намжом» — текст направлен на подавление всего отрицательного, на очищение от всякой скверны; «Хамчу Нагбо» — для нейтрализации воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов и устранения скандалов, распрей, споров, конфликтов, негативных воздействий; ещё это сильная практика при ситуациях неверия человеку со стороны других людей, чтобы эту самую веру взрастить. И, конечно, текст «Сутра Сердца» — Сутра сущности Праджняпарамиты озвучивается на хурале. Эта сутра связана с Львиноликой дакини Сэндэма и с её почитанием, что способствует реализации отбрасывания всего негативного.

ДУГЖУУБА
Молебен и ритуальные костры

19 февраля
в 17:00 — хурал (алтарный зал),
после 18:00 обряд с кострами (приводная территория Дацана Гунзэчойнэй)

К этому моменту ламы уже провели молебны почитания Защитников Учения, ритуал Табан Харюулга для отбрасывания всего негативного. Далее мы пришли к практике очищения на особом молебне с ритуальным костром — Дугжууба, которая в таком варианте проходит только один раз в году. Молебен подготавливает общину священнослужителей и прихожан к главному в году очистительному обряду. Этим вечером в алтарном зале проводится служба Табан Харюулга.

Ритуальный костёр (главный, большой) предназначен для проведения ритуала подношения специального торма в треугольной форме 15-ти Защитникам сторон Света и непосредственно для самого Ямараджи, «Владыки преисподней, смерти», — Чойжал Сахюусана. Когда преподносят этот отдельный торма, то реализуются четыре активности: умиротворение — страданий, силы препятствий, воздействия нечистот; увеличение или распространение благосостояния, благодетельности, достатка, постижений — собрания наших благодетелей и мудрости в целом; подавление власти наших омрачений, врагов, недугов над нами; уничтожение — мощная активность на достижение нашей конечной цели.

Название «Дугжууба» в дословном переводе с тибетского языка звучит как «число 64». Считается, что одни сутки длительностью 24 часа включают в себя 64 момента, которые существуют с 5 часов утра текущего дня и до 5 часов утра следующего. С 5:00 до 7:00 проходит первый отрезок времени примерно с 5-ю моментами, таким образом, каждые 2 часа включают определённое количество моментов в принципе, и таких отрезков в сутках всего двенадцать. Согласно буддийской астрологии в каждый один момент, существующий в течение 2-х часов, человек делает определённое количество вдохов и выдохов — примерно общее число 338 и всего около 21 000 раз в сутки, соответственно в одну минуту — ориентировочно 15 вдохов-выдохов. На протяжении всех суток, как уже упомянули раннее в тексте, существует 12 отрезков, каждый часовой период соотносится с определённым знаком. Получается, что в переход с 29-х лунных суток на 30-е, всё, что было негативное, и все возможные препятствия накапливаются именно в этот момент. Во время подношения специально изготовленного для ритуала Дугжууба торма происходит как бы перешагивание через этот момент, это время — таким образом люди уже готовы перейти из старого периода в новый.

Далее на приводной территории Петербургского Дацана (посмотреть расположение) зажигаются два ритуальных костра — большой и поменьше. При сжигании большого костра, предназначенного только для священнослужителей, во время обряда вызывается на поверхность Чойжал Сахюусан. Когда его приглашают, то он проявляется непосредственно в этом огне. Участники ритуала, наверняка, видели, что в конструкции этого главного костра предусмотрено отверстие как вход, куда ламы в момент горения закидывают торма, он символизирует пасть Ямараджи. Этот отдаваемый торма заранее изготовлен ламами особым образом и освящён. Становясь подношением для «Владыки смерти», способствует тому, чтобы Чойжал каждые 64 момента в следующем году избавил от препятствий и опасностей для жизни, вредящих вдоху-выдоху. В этом заключается основная концепция ритуала Дугжууба.

Для чего загорается малый костёр, в который сбрасывают для сжигания заранее приготовленное тесто, салфетки или тканевые заготовки (обязательно освобождённые от полиэтилена)? Этот обряд проводится специально для мирян и связан он, прежде всего, с Табан Харюулга. Предназначен для очищения тела, речи, ума, избавления от болезней. В маленький костёр не совершают подношение торма пятнадцати Защитникам сторон Света и Ямараджи, как следует при Дугжуубе, поэтому можно считать, что это отдельный очистительный ритуал, совмещённый с обрядом Дугжууба.

В большой ламский костёр нельзя кидать заготовки из теста (салфеток, ткани) для очищения, он предназначен именно для подношения Ямараджи.

Ещё напомним о том, что в день Дугжуубы верующим рекомендуется провести капитальную домашнюю уборку, вымести пыль и сор, избавиться от старых ненужных вещей. В Дацане также подготовка к Сагаалгану предполагает наведение порядка и чистоты в какой-то определённый день, в который ежегодно помогают многие волонтёры храма.

В процессе уборки можно начитывать мантру:

Дуль панно́! Дима панно́!
Отбрасывая пыль (грязь), отбрасываю омрачения!*

* В тибетском языке «дуль» дословно означает «пыль», также можно применять и в значении «грязь».


МАНДАЛ ШИВА

Почитание Зелёной Тары

20 февраля в 15:00

Ежемесячно в Дацане Гунзэчойнэй в 30-е лунные сутки днём традиционно проводится Мандал Шива — хурал почитания Зелёной Тары с четырёхчастным подношением мандалы. После ритуала Дугжууба, символически считающегося у буддистов как бы границей между прошлым и наступающим годовым периодом, Мандал Шива уже является входом в Новый год.

БАЛДАН (ПАЛДЕН) ЛХАМО
Обращение к богине Палден Лхамо в преддверии Сагаалгана

20 февраля с 22:00 до 00:30

И вот, начиная с вечера в 30-й лунный день, верующие готовятся к одному из ключевых событий в жизни буддистов — встрече Сагаалгана.

С 22 часов ламы в Дацане проводят праздничный продолжительный хурал Балдан Лхамо, названный по имени богини. По легенде, Палден Лхамо в момент наступления Нового года обходит весь Земной шар и дарует своё благословение тем, кто в этот момент её встречает. В Петербургском буддийском храме ламы тоже приглашают Защитницу и Покровительницу своего Дацана специальном ритуалом — это каждый раз очень символически наполненный сценарий последовательных действий и волнительный момент.

СИДОР (ЦЕДОР) ЛХАМО
Встреча Буддийского Нового года — Сагаалган 2023

21 февраля в 05:00

Ранним утром — в 5 часов 1-го лунного дня ламы и прихожане Дацана встречаются на службе Сидор Лхамо. Вариант названия со словом «Сидор» стал уже привычен верующим, но более точное звучание отражено в другой транскрипции — «Цедор Лхамо». В переводе с тибетского означает: «це» — «первый день, первое число» или «дата»; «дор» в варианте звучания от «тор» — «торма, подношение» и «Лхамо» — то есть предназначено богине Палден Лхамо. Так мы получаем краткое описание смысла службы через её название — «Подношение богине Палден Лхамо в первые лунные сутки при наступлении нового года». В этот момент все обращаются к богине Лхамо с особым подношением, приветствуя через неё очередной 12-ти месячный цикл по буддийскому лунному календарю.

Далее все присутствующие, ламы и миряне, обмениваются хадаками — цветными ритуальными платками с буддийской символикой, узорами. Подношение хадака — это выражение безмерной благодарности и уважения человеку. Первый, кому дарят хадаки, — досточтимый настоятель Дацана. Каждый лама подносит ему от себя ритуальный шарф и в ответ также получает другой. Далее ламы обмениваются друг с другом и с прихожанами. После чего все верующие уже одаривают хадаками других участников в алтарном зале со словами: «Сагаалганаар! Сагаан сараар!» — «Поздравляем всех с Белым месяцем! С Новым годом!». Таким образом, совершая круговращение праздничных шарфов, оказывается внимание всем и каждому, и затем участники расходятся по домам. Этот обряд напоминает нам о связанности и взаимозависимости всех нас. Осуществляя совместное благое дело, мы создаем причины для последующего рождения рядом друг с другом. В наступлением Сагаалгана верующие-буддисты могут отведать белую пищу, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло.

Буддийский Новый год празднуется на протяжении всего Белого месяца. В это время полагается вкушать белую молочную пищу, больше проводить время с семьей, ходить друг к другу в гости и с особым почтением приветствовать старших, протягивая им руки ладонями вверх, как бы намереваясь их поддержать. Кроме того, буддисты в это время практикуют запуск «Коней ветра, удачи» — Хий моринов, символизирующих разные аспекты человека.

ОБРЯД ХИЙ МОРИН САН
Освящение и запуск буддийских флажков «Конь ветра, удачи»

22 февраля в 10:00

Тканевые Хий морины, или «Кони ветра, удачи» — это буддийские флажки, которые обычно развешивают в Дацанах на специально отведённых местах (в нашем храме — на беседке, расположенной за главным зданием храма).

Обряд освящения Хий моринов ламы проводят во время дневного молебна Балдан Лхамо. Почему это необходимо совершить до того, как ритуальный флажок будет повешен на ветру? Буддийская астрология опирается на 5 основных элементов, которые присутствуют в людях: жизнь, тело, удача и благосостояние, жизненная энергия и дух человека. «Конь удачи» в этом смысле носит поддерживающий характер не только в материальной сфере, освящённые буддийские флажки направлены на жизнь и энергию для жизни, здоровье тела и бодрость духа.

Флажки приобретаются в соответствии с годом рождения и таким образом различаются цветами, есть ещё семейные в виде набора разных «Коней удачи», скреплённых одной лентой. Информацию о необходимом именно вам цвете флажка подскажут сотрудники киоска в Дацане, также её можно найти на просторах Интернета самостоятельно.


ТАБАН ХААН

Почитание одного из первых Защитников Учения

22 февраля в 15:00

На 2-е лунные сутки наступившего нового года по буддийскому календарю, во время хурала Табан Хаан почитается одноимённый мирской Защитник Учения. По-тибетски его имя звучит Пехар, на санскрите — Махапанчараджа, имя Табан Хаан — в бурятском варианте, а общий перевод — «Пять царей». Это сильнейший Защитник, пребывающий с людьми в сансаре. По преданию, он один из первых проявился в Тибете благодаря легендарному гуру Падмасамбхаве («Рождённый из падмы (лотоса)» — в переводе с санскрита), великому индийскому учителю буддийской тантры в VIII веке. Зарождение буддизма на территории Тибета связывают с приходом гуру Падмасамбхавы, который призвал и взял обет у этого Табан Хаан, или Пехар защищать буддийское Учение изначально на территории своей страны. Первому тибетскому буддийскому монастырю Самье, который появился по указанию действующего тогда царя Тисонг Децэна, покровительствовал как раз Защитник Пехар, и считается, что именно он способствовал дальнейшему развитию Учения Будды в Тибете. Поэтому Табан Хаан столь почитаем как Сахюусан.

Обращение к Защитнику Табан Хаан в наступившем году сразу после встречи Сагаалгана имеет главный посыл: пусть буддийское Учение в новом году благополучно существует под покровительством этого Сахюусана, как было установлено ещё со времён великого Падмасамбхавы.

МОНЛАМ ЧЕНМО
«Великий молебен» о 15 чудесах Будды Шакьямуни

ежедневно с 22 февраля по 9 марта включительно в 15:00

Начиная с 22 февраля каждый день в 15 часов мы приглашаем прихожан встретить ещё один важный праздник для буддистов — Монлам Ченмо, на дневных хуралах которого будем вспоминать главные заслуги Великого Будды Шакьямуни в индийском городе Шравасти. Фактически праздник начинается 1-го лунного дня (21.02.2023 г.), а с 22-го числа ламы запустят цикл торжественных молебнов. Подробнее о празднике можно прочитать в другой новостной статье на сайте.



ЧОЙПРУЛ ДУЙЧЕН

Благопожелание живущим и за лучшее перерождение усопших

7 марта в 15:00

Как правило, в 15-й лунный день в период «Великого молебна» — праздника Монлам Ченмо в Дацане проводится хурал о благополучии живущих людей и особое благопожелание за лучшее перерождение усопших. Добродетели от совершённых благих поступков в этот день увеличиваются в 100 000 раз. Напомним, что записки за живущих людей и усопших подаются в виде отдельных прошений.


БУДДИЙСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДЕБАТЫ
Показательные выступления лам на буддийские темы

7 марта в 16:00

В этот же день в нашем Дацане будут организованы буддийские философские дебаты — короткие показательные выступления лам по разным темам буддизма продолжительностью в среднем до 30 минут. В алтарном зале лама Данзан Жалсан (Чингис Охинов) представит тему «Основоположники буддийских философских традиций» и лама Жигмед Лодэ (Баир Намсараев) — «Три личности».

Диспуты являются частью программы обучения монахов в буддийских монастырях. Основная их цель — помочь в запоминании передаваемых знаний, так выявляется понимание предмета изучения по конкретной теме. Это ещё своего рода проверка способности структурированно, последовательно мыслить. В целом, диспуты нужны для формирования правильного логического мышления. Таким образом, в буддийских дебатах нет задачи победить в словесной дуэли оппонента — интересен сам процесс дискуссии. К слову, термин в тибетском языке, которым обозначают дебаты, означает «определения», а не само слово «дебаты». Ведь определения очень важны, когда необходимо что-либо обсуждать: нужно согласовать определения терминов, в частности, специальных, с учётом этимологии слов, которыми они названы. Этот метод до сих пор успешно применяется в тибетской системе духовного образования.


ДОДУДБА

Прочтение текста из Сутры Сердца Праджняпарамиты

8 марта в 15:00

На хурале ламы читают священный текст из Сутры Сердца Праджняпарамиты — Сутры Великого Совершенства. Это предпоследний день Монлам Ченмо.

Важно! 8 марта, в выходной день в Дацане, будет проведён только дневной хурал, и наш буддийский храм откроется для посещений лишь на это время молебна.


САХЮУСАН (3 ЗАЩИТНИКА)

Хурал Защитникам Учения: Гонбо, Лхамо, Жамсаран

9 марта в 10:00 и 15:00

Сценарий молебна строится по такому же принципу, что и другие Сахюусан хуралы, описание которых мы опубликовали выше в статье. Про богиню Палден Лхамо и Защитника Учения Жамсаран вам уже тоже известно. Эту часть статьи о такой молитвенной практике дополним лишь ещё информацией о не мирском Защитнике Учения — Гонбо.

Сахюусан Гонбо — Махакала, главный Защитник буддизма Махаяны. На тибетском языке — Гонпо, бурятский вариант произношения — Гонбо, Гомбо. Считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, принявшего устрашающий облик для избавления живых существ от различных факторов, которые обуславливают страдания. Этот Защитник Учения обладает всевидящим оком мудрости, наделён мощью подавления страстных желаний и силой их преобразования. Следует отметить, что этот Махакала является собирательным образом всех Защитников.

В службе верующие поклоняются Махакале, подносят ему различные дары, просят о защите и покровительстве. Чтение молитв, в частности, обращённых Гонбо, мантр, подношение балина (торма) и восхваление этого Махакалы очищают негативную карму, являющуюся причиной страданий человека. В конце хурала ламы проводят ритуалы Сэржэм (тиб. — Сергем, переводится — «Золотой напиток») и Даллага (тиб. — Янгуг), или обряд подношения даров Буддам и бодхисаттвам, призывание благоденствия. Поскольку, как сообщили ранее, это символический образ, обобщённый, поэтому Сэржэм — обряд на обретение удачи в делах — подносится кроме него и всем основным Защитникам Учения, а также божествам и духам местности. Это также означает, что такой Сахюусан хурал подходит для всех случаев.

И этим хуралом завершается продолжительный «Великий молебен» — Монлам Ченмо в 2023 году.


На сайте Дацана Гунзэчойнэй есть возможность отправить записки на молебен с именами, которые ламы прочитают на праздничных хуралах и во время специальных обрядов в дни подготовки и встречи Сагаалгана, также на службах в период Белого месяца. Праздничные хуралы для оформления онлайн будут доступны ограниченное время!

Прямые трансляции торжественных хуралов будут размещаться на нашем сайте, на канале в YouTube и в группе ВКонтакте.

Буддийские лунные календари на 2023 — начало 2024 годов, разноцветные ритуальные шарфы — хадаки, буддийские флажки Хий морины («Конь ветра, удачи»), свечи и другую религиозную атрибутику для подготовки и встречи Сагаалгана можно приобрести:
— в киске Дацана Гунзэчойнэй на Приморском проспекте, д. 91 (режим работы)
— в Интернет-магазине буддийских товаров с доставкой rinchin.ru.

В связи с праздничной программой проведения хуралов и ритуалов по случаю Сагаалгана-2023 в этот период могут отменяться или сдвигаться по времени лекции, практики с ламами в Дацане Гунзэчойнэй, а также быть изменения в графике приёмов прихожан. Актуальное расписание текущих занятий и мероприятий храма всегда есть на нашем сайте здесь.


Ждём вас в Дацане, чтобы наилучшим образом подготовиться к предстоящему новому году и всем вместе встретить самый значимый и радостный буддийский праздник — Сагаалган!

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы — Иван Андреев, Лиен Роса, Игорь Сидоров).


Обновлено 06.03.2023 г.

Tue, 07 Feb 2023 23:00:00 +0300