Дацан Гунзэчойнэй Буддийская выставка в Изваре к 105-летию Петербургского Дацана

«К 105-летию Санкт-Петербургского Дацана»: в изварской усадьбе Рериха откроется новая выставка буддийского цикла

От Петербурга и Луги до Извары: как складывалась буддийская музейная «трилогия».


Буддийский храм на берегах Невы приближается к своему очередному и на этот раз круглому юбилею — в нынешнем году ему исполнится ровно 105 лет. Это означает, что более века назад в петроградском дачном пригороде, уже тогда носившем название Старой Деревни, возникло во всём своём великолепии уникальное пирамидальное здание, которое получило пышное и при этом красноречивое название на тибетском языке — «Источник Святого Учения Владыки-Отшельника, сострадающего всему живому». Официальная церемония открытия «храма-источника» состоялась 23 августа (10 августа по старому стилю) 1915 года, и сопровождалась освящением монументальной постройки. Проводил её никто иной, как будущий первый настоятель Дацана (храма) и самый известный российский буддист того времени Агван Лобсан Доржиев, исполнявший при петербургском императорском дворе роль посланника Далай-ламы XIII-го.

Предваряя скорый августовский юбилей, 17 июня 2020 года в 15 часов в Музее-усадьбе Н.К. Рериха (музей расположен в деревне Извара Волосовского района Ленобласти) откроется выставка, которая так и будет называться: «К 105-летию Санкт-Петербургского Дацана». Её организаторами выступают как сам Музей-усадьба Н.К. Рериха (ГБУКЛО «Музейное агентство»), так и Фонд развития буддийской культуры (ФРБК). Интересно, что изварская экспозиция станет уже третьим звеном в целом цикле буддийских выставок, которые по инициативе и при поддержке Дацана проходят в Петербурге и Ленинградской области. Первая выставка, носившая наименование «Свет знания: памяти академика Ф. И. Щербатского (1866−1942)», состоялась в Северной столице, в Музее-институте семьи Рерихов, еще в ноябре-декабре прошлого года. Вторая, проходившая под интригующим названием «Усадьба Лютка, Индия и Тибет», буквально на днях завершила свою работу в Выставочном зале Дома культуры города Луги. Все экспозиции, включая новую, изварскую, преемственны отношению друг к другу: их объединяет как общность темы (история зарождения петербургского Дацана), так и редчайший выставочный материал, доступный теперь для всеобщего обозрения. И всё же Извара продемонстрирует зрителю — как искушённому, так и неофиту в вопросах российского буддизма — множество новых экспонатов, которые невозможно было увидеть на первых двух выставках.


Кадры из фотоотчётов с выставок в Санкт-Петербурге (фото 1) и Луге, Ленинградская область (фото 2).

«У него, царя небесных сил, груды бриллиантовых светил»: как представляли себе Будду петербургские буддисты

Строительство Дацана в Санкт-Петербурге продолжалось с 1909 по 1915 годы. По мнению специалистов, в архитектурном отношении это здание, сложенное, как пирамида, из колотых блоков розоватого северного гранита, являлось самым дорогим буддийским храмом, построенным на тот момент в Российской империи. Большинство российских дацанов располагались далеко за чертой Уральских гор — в Бурятии, Туве, Забайкалье или же в низовьях Волги, у калмыков-ойратов, где они именовались (да и до сих пор именуются) «хурулами». Для сибирских же дацанов были характерны самая разнообразная эклектика и смешение стилей: некоторые своим внешним видом напоминали избы сибирских купцов и старообрядцев, другие тянулись в небо на манер православных церквей, и отличить их от последних можно было лишь по восточному фасаду и китайской коньковой крыше. Объяснялась такая эклектика просто: в XVIII-XIX-м столетиях, когда официально признанный российской императорской властью буддизм распространялся по «азиатским» окраинам страны, строить настоящие дацаны ещё не умели, а те строительные бригады, которые брались за их возведение, имели больше навыков по части купеческого или же православного зодчества, нежели по части буддийского (подробнее об этом можно прочитать в Алфавите российского буддизма).

Ситуацию полностью изменил Санкт-Петербургский Дацан — он стал первым профессионально построенным буддийским храмом в Российской империи, и даже шире — во всей Европе, на всём протяжении тогдашней Западной цивилизации. Хотя и в его чертах тоже прочитывается эклектика: тибетский сакральный стиль встречается здесь с модным в ту пору северным модерном. Но это придаёт храму дополнительную грацию и парадность. Первый эскиз проекта Дацана начертил, как известно, студент Института гражданских инженеров Николай Березовский, но позднее его работу существенно дополнил и усовершенствовал архитектор Гавриил Барановский.

Земельный участок под будущий Дацан приобрел главный инициатор его строительства — посланник Далай-ламы XIII Агван Доржиев. Произошло это ещё в марте 1909 года: земля площадью в 2940 кв. метров, расположенная в Старой Деревне на углу Липовой аллеи и Благовещенской улицы (ныне — Приморский проспект) обошлась Доржиеву в 18 тысяч «царских» рублей. Но к строительным работам долго ещё не могли приступить из-за чинимых бюрократических препон. Судьбу Дацана решило то обстоятельство, что на стороне «тибетского посланника» оказался круг блестящих петербургских интеллектуалов и деятелей искусства того времени. Через салоны «серебряного века», где поэты писали о Будде Шакьямуни как о некоем загадочном пророке или даже боге («У него, царя небесных сил, Груды бриллиантовых светил, В ясном небе, как в лазурной чаше…», фантазировал Дмитрий Мережковский в стихотворении «Сакья-Муни»), через художественную мастерскую Николая Рериха, расписавшего в Дацане стекла витражей, и через столичную профессуру и аристократию родился феномен петербургского буддизма — интеллектуального и народного одновременно. Лоббистом возведения храма стал его же Строительный комитет под эгидой будущего первого советского академика, а тогда — просто выдающегося учёного-востоковеда Ф.И. Щербатского. В комитет, помимо самого Щербатского, входили: академики В.В. Радлов и С.Ф. Ольденбург, князь Э.Э. Ухтомский, живописец Н.К. Рерих (на тот момент — директор рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств), востоковед-лингвист В.Л. Котвич, учёный-фольклорист А.Д. Руднев, а также художница В.П. Шнейдер (фигура, близкая к императорской семье, фрейлина императрицы Марии Фёдоровны Дагмар). Именно эти люди и сделали всё возможное для того, чтобы 105 лет назад на берегу Большой Невки появился Санкт-Петербургский Дацан, который теперь мы знаем под именем Гунзэчойнэй (что в переводе, напомним, по-прежнему означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-отшельника».

Что такое «Восточный проект», кем был первый советский академик и будет ли реализован замысел возрождения усадьбы «Лютка»?

Фигура академика Ф.И. Щербатского (1866−1942) далеко неслучайно стала объединяющей для всех трёх выставок «буддийской трилогии», включая и нынешнюю. Наряду с Николаем Константиновичем Рерихом и Агваном Лобсаном Доржиевым Фёдор Ипполитович являлся одним из идеологов и активных участников так называемого «Восточного проекта» — постепенного включения «буддийской цивилизации» в лице Тибета, Китая и Монголии в орбиту непосредственного влияния России (вплоть до протектората над ними или даже территориального присоединения). Случись в начале ХХ века нечто подобное, ход последующей истории, безусловно, был бы иным. Даже после революции 1917 года «Восточный проект» не был предан забвению и лишь получил новое содержание: через «пролетарские революции» в буддийских странах Кремль намеревался сделать эти великие древние государства частью социалистического лагеря. (Отчасти это и осуществилось после образования Китайской и Монгольской народных республик, но не принесло ожидаемого результата, страны сохранили большую долю самостоятельности). Любопытно, что эту новую, большевистскую стратегию осуществляли всё те же лица: Агван Доржиев — вплоть до своей смерти в сталинской тюрьме в 1938 году, Фёдор Щербатской — до разгрома в эпоху репрессий созданной им школы советского востоковедения, а оказавшийся в эмиграции Николай Рерих — вплоть до сворачивания в СССР «Восточного проекта» как такового.

Все трое оставили значительный след в истории — как в общемировой летописи человечества, так и в частной истории Санкт-Петербургского Дацана. Однако из этого триумвирата личность Ф.И. Щербатского до сих пор считалась наименее изученной. Чтобы восполнить этот пробел, по инициативе буддийского храма Северной столицы была предпринята попытка создать первую детализированную биографию Фёдора Ипполитовича, а также представить её в музейных экспозициях (описание жизни первого советского академика можно прочитать в Алфавите российского буддизма).

Немало внимания было уделено и родовой усадьбе Щербатских в деревне Лютка, находящейся на территории Лужского района Ленинградской области. В настоящее время усадебное здание ещё не полностью утрачено, однако находится в критическом аварийном состоянии и может разрушиться в любой момент. В связи с этим Дацан Гунзэчойнэй и Фонд развития буддийской культуры выдвинули предложение о постепенном воссоздании и реставрации усадьбы «Лютка», чтобы спасти не только уникальный памятник архитектуры, но и одно из немногочисленных мест в Ленинградской области, напрямую связанных с Дацаном. Была проведена основательная научная работа, позволяющая восстановить историю родового гнезда Щербатских, подготовлены архитектурные эскизы, способные стать основанием для ремонтных и реставрационных работ, а также выполнен подробный макет местности. Тем не менее, решение о начале реставрации, которое напрямую зависит от местных органов власти, до сих пор не принято, и замысел воссоздания «Лютки», где Ф.И. Щербатской написал свои главные труды по философии и метафизике буддизма, по-прежнему пребывает в статусе проекта (с самим проектом и историей Лютки можно ознакомиться здесь).

Макет усадьбы Лютка

Экспозиция «К 105-летию Санкт-Петербургского Дацана» будет работать в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в Изваре с 17 июня по 30 июля 2020 года. В связи со строгими карантинными мерами, действующими в регионе, администрация музея настоятельно просит своих гостей обязательно носить перчатки и маски и соблюдать требуемую социальную дистанцию. Во избежание опасности распространения инфекции посетители без перчаток и масок не обслуживаются. Все экспозиции, включая выставку, посвящённую Дацану, доступны для посещения с 10:30 до 16:30. Численность экскурсионной группы на открытом воздухе не должна превышать 7 человек, а в экспозиционных залах — до 5 человек.

Просим наших гостей с пониманием отнестись к вынужденным мерам предосторожности, вызванным пандемией коронавируса.

Выходные дни — понедельник и вторник. Санитарный день — последняя среда каждого месяца.

Адрес музея: 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара.

Проезд от Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе или через Гатчину до Волосово (85 км) и далее — до Извары (12 км). Транспорт: маршрутные такси № 655 от ст. метро Автово (за сквером напротив цирка, с 7:30 каждый час) и от метро Балтийская (напротив выхода из метро, у сквера, каждый час) — до Волосово, далее маршрутками № 34, 34-а — до Извары.

Тел.: 8 (813) 73−73−298
http://www.roerich-izvara.ru

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (фотограф Иван Андреев), из открытых источников в Интернете.

Sun, 14 Jun 2020 19:30:00 +0300