«Все ли у вас в России говорят по-санскритски ?»: биография академика Фёдора Щербатского
В
Фото из архива
Путешественник, собеседник Далай-ламы и лорда Керзона, друг Чичерина и «последний русский помещик»
Паспортное фото Ф. И. Щербатского. 1920-е
Архив Европейского Университета. Л-17 Оп. 1 Ед. хр. 1 Д
В Советском Союзе авторитет академика Щербатского был настолько высоким, что даже в период сталинских гонений на востоковедение опала почтительно обошла Фёдора Ипполитовича стороной. Его не тронули ни железные чекисты наркома Николая Ежова, ни пришедший ему на смену хитроумный красный «иезуит» Лаврентий Берия, ни сам «вождь народов» Иосиф Сталин. Щербатской умер во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Северном Казахстане, куда его вместе с полутора сотнями других советских учёных выслали, чтобы уберечь от гибели под немецкими бомбами. Что из его долгой и богатой приключениями жизни вспоминалось ему, когда он тихо угасал на казахстанском курорте Боровое в возрасте 75 лет? Как
Так или иначе, жизнь Щербатского не была жизнью скромного кабинетного учёного: он был замешан и в смутах, и в политических интригах своего времени, запросто беседовал с сильными мира сего и оставил России в наследство созданную им фундаментальную школу буддологии. При современном интересе к Востоку, при выстраивании отношений с Китаем и Индией полученные им знания вряд ли могут считаться
Род Щербатских: московский митрополит, губернаторы и боевые генералы
Интересно, что будущий востоковед родился на самом что ни на есть Западе — 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1866 года он появился на свет в г. Кельцы (Царство Польское), где в это время его отец, Ипполит Фёдорович, служил председателем Келецкой комиссии по крестьянским делам. О дворянской семье Щербатских (встречаются и другие варианты написания этой фамилии: Щербáтский и Щербацкой) стоит
По линии «кшатриев» буддологу достались отвага, страсть к риску и путешествиям, а также любовь к изящному. Дед учёного, который тоже носил имя Фёдор (правда — Григорьевич), успел поучаствовать в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном (уже в завершающих сражениях, поскольку был очень молод и лишь накануне выпустился из кадетского корпуса), затем отличился во время
На Ипполите Фёдоровиче стоит остановиться особо, поскольку это — отец будущего учёного. В качестве военного он дослужился до звания полковника, не раз воевал, но военные баталии, в которых ему довелось участвовать, не были столь блестящими и успешными, как у его отца. Венгерский поход 1849 года, в который русская армия ввязалась по просьбе Австрийской империи, хоть и закончился подавлением восстания венгерских революционеров, особой славы никому не принёс. А Крымская война, проигранная Россией, и вовсе вызвала в обществе депрессию и уныние. Захандрил и
По кругу общения Громеки можно судить и о знакомствах
Председательствующие комиссий по крестьянским делам. № 2 на фотографии — И. Ф. Щербатской.
Опубликовано: Очерк крестьянской реформы в Привислинских губерниях/ [сост. М. И. Корнилович]. — СПб.: Тип. МВД, 1914
Свои первые шаги на гражданской ниве вышедший в отставку (в 1759 году) Щербатской совершил в Польше, в том самом Кельце, где у него и родились трое старших детей (в их числе — Фёдор). Ипполит Федорович быстро двигался по карьерной лестнице: в 1869 году был пожалован чином статского советника, в 1870-м — действительного статского советника. В январе 1871 года его как чиновника причислили к Учредительному комитету, который занимался вопросами проведения польских реформ. В марте 1873 года
Эти три года, которые он провел на «русском Востоке» (географически территория современного Башкортостана относится к европейской части РФ, но в отечественном востоковедении её наряду с Татарстаном и Калмыкией принято относить к восточному типу культуры — прим. ред.), стали самыми насыщенными в его жизни. На новом месте
Уфимская губерния считалась молодой (лишь к 1865 году её выделили из состава Оренбургской губернии), но
Первым делом он берётся за развитие образования — открывает в губернии национальные школы, ходатайствует о появлении новых учительских семинарий и расширении деятельности Уфимской инородческой учительской семинарии. Занимается внедрением современной медицины, увеличивает штат врачей и фельдшеров, предлагает меры против эпидемий оспы и таких «детских заболеваний» как скарлатина и корь. Жена Екатерина Апполинарьевна хлопочет об основании уфимского театра и одновременно подвизается во главе Дамского попечительского Комитета. А Ипполит Фёдорович мечтает и о более фундаментальной деятельности в масштабах всей Российской империи — в 1874 году он пишет на имя императора Александра II записку, в которой предлагает меры к реформированию судебной системы, упразднению уездных и введению мировых судов. Однако письмо остаётся без ответа. А уже в 1876-м году
Он проживет ещё около 13 лет, и умрёт в 1888 году. За это время он успеет построить в Новгородской губернии усадьбу Лютка, чьё
«Отечество нам Царское село»: откуда взялся буддизм в альма-матер Пушкина и Кюхельбекера
Детской колыбелью для Фёдора Щербатского и его младшего брата Александра стало Царское село. Здесь они некоторое время жили вместе со всей семьей и обучались в Императорской Царскосельской Николаевской гимназии, которая к тому времени, после переезда пушкинского Лицея в Петербург, оставалась единственным мужским учебным заведением маленького городка. Впрочем, маленьким этот городок был только по размерам. Уже из одного его названия явствует, что он считал себя (и считал по праву) главной царской резиденцией империи (как известно, Николай II и его супруга не любили Зимний дворец и предпочитали жить за городом — прим. ред.).
На первый взгляд, в царскосельском детстве Щербатских нет и не могло быть ничего, что могло бы впоследствии привить одному из мальчишек интерес к Тибету и Индии. Аллеи парков — Екатерининского и Александровского — дышали памятью о Пушкине, Пущине и Кюхельбекере. Пышные дворцы скрывали за своими плотно занавешенными окнами печальную историю о заговорах и интригах. И только человек, хорошо знакомый с историей Царского села, смог бы найти на этом перекрестке культур тайные тропы, ведущие от скучающих в парке античных кумиров к загадочной Лхасе или родному городу Сиддхартхи Гаутамы — Капилавасту.
В самом деле, разве не «матушка» Екатерина II, заботившаяся о наилучшем обустройстве дворца и парка, была признана в 1766 году буддистами Сибири эманацией (воплощением) одного из наиболее почитаемых буддийских божеств — Белой Тары? Разве не император Александр I (Благословенный), мечтавший отказаться от трона по примеру Будды Шакьямуни, зачитывался в своих дворцовых покоях сказанием о святом Иоасафе (православный вариант легенды о Сиддхартхе Гаутаме — прим. ред.)? Разве не декабристы Пущин и Кюхельбекер, сосланные в Сибирь после восстания на Сенатской площади, стали поневоле одними из первых исследователей забайкальского буддизма, оставив свидетельства о нём в своих дневниках и письмах? И, наконец, разве не директор Царскосельской Николаевской гимназии Иннокентий Анненский, присутствовавший на буддийском богослужении Агвана Доржиева в Париже, написал о нём одно из самых буддийских стихотворений русской поэзии — «Священнодействовал базальтовый монгол, И таял медленно таинственный глагол…».
Справедливости ради надо заметить, что директором Царскосельской гимназии Анненский стал уже после того, как в 1884 году оттуда выпустился Фёдор Щербатской. Будущий академик не был отличником: в его гимназическом аттестате зрелости, подписанном предшественником Анненского, директором Пискарёвым, мы находим и тройку по математике, и «удовлетворительную» исправность в посещении и приготовлении уроков. Зато по немецкому и французскому языкам, по истории, географии, по русскому языку и словесности — «отлично». По Закону Божию, по логике, физике, латыни и греческому языку — «хорошо».
Аттестат зрелости, выданный Ф. И. Щербатскому. Музей Николаевской гимназии (г. Пушкин)
Впрочем, неровно учился в той же гимназии и младший брат Фёдора Александр — в его табели имеется даже двойка по алгебре и итоговая тройка по поведению. «Характера доброго и мягкого, но обладает чрезвычайно живым темпераментом, вследствие чего он не может в течении целого часа просидеть смирно и тихо, а болтает, и сам не слушая объяснений преподавателей, мешает слушать и своим товарищам», — говорится в его гимназической характеристике. Эта тройка могла стать роковой для дальнейшей судьбы Александра: она закрывала ему дорогу в университет и ставила крест на той карьере, которую прочил своим сыновьям отец Ипполит Фёдорович. Вероятно, поэтому родители поспешили перевести младшего сына из Царскосельской гимназии в гимназию при
Александр Ипполитович Щербатской, младший брат Фёдора Ипполитовича Щербатского.
Фотография. Музей Николаевской гимназии (г. Пушкин)
Для старшего брата Фёдора эти годы стали уже университетскими: он поступает на
От Вены до Лютки: как восточное путешествие цесаревича Николая повлияло на судьбу Щербатского
Столичный Императорский университет Фёдор Щербатской окончил в 1889 году. Этот год, такой важный для формирования личности, стоит в биографии ученого особняком — между двумя траурными и трудными для него датами. В последний день 1888 года, 31 декабря, внезапно умер его отец, Ипполит Фёдорович. Семья схоронила своего главу на Кузьминском кладбище Царского села, где с 1882 года покоилась Варвара Щербатская — сестра Фёдора и Александра, скончавшаяся в возрасте 14 лет.
После смерти
Иван Павлович Минаев (1840―1890)
А летом 1890 года в возрасте всего лишь 49 лет уходит из жизни Иван Павлович Минаев. О смерти наставника Фёдор Ипполитович узнает, будучи за границей, куда он был командирован университетом для прохождения курса обучения у крупнейшего европейского санскритолога Иоганна Георга Бюлера, жившего в Вене. Бюлер, разумеется, не уступал Минаеву в знании предмета — к тому времени он только вернулся из Индии, где был профессором древней истории в университете Бомбея, а также опекал в качестве главного инспектора по занятиям санскритом целый индийский округ, в котором жило не меньше 5 млн человек. Соответственно, на санскрите венский учёный говорил ничуть не менее бегло, чем
Впрочем, всё это — ещё предисловие к жизни, а не сама жизнь. В 1893 году Щербатской возвращается из Австрии и на несколько лет поселяется в Лютке — фамильной новгородской усадьбе, переписанной на него вскоре после смерти отца. Как старший мужчина в семье он был обязан хоть на время заменить Ипполита Фёдоровича в оставшихся после него делах и хозяйственных хлопотах. И вот молодой учёный, только что получивший блестящее образование в Петербурге и Вене, с головой погружается в бытовые вопросы: как обеспечить сенокос и выпас коров, как позаботиться о работе деревенской водяной мельницы и труде местных землепашцев. Тем более, что по соседству с имением, как и предписывалось русской помещичьей традицией, находилась небольшая деревня Лютка (давшая, как нетрудно догадаться, название усадьбе), где в 25-ти дворах проживали на тот момент «64 лица мужеского пола и 72 женского». Все они — кто за советом, кто за разрешением на работы — то и дело обращались к Фёдору Ипполитовичу, и постепенно он почувствовал себя не знатоком индоевропейских диалектов, а самым настоящим русским барином. Щербатской записался земским гласным и даже был выбран — из уважения к памяти заслуженного отца — уездным предводителем дворянства (хотя сам был ещё достаточно молод для этого — к моменту возвращения в Россию ему исполнилось 27 лет).
Дом Щербатских в усадьбе Лютка. Фотография 1980-х
Но Фёдору Ипполитовичу не суждено было стать ни толстовским Левиным, ни гончаровским Обломовым — да и время для этого было уже совершенно не подходящим: до первой русской революции оставалось не больше 10 лет. Россия Фета и Тютчева, столь близкая и понятная
«Буддийская жёлтая лихорадка» серебряного века
Правда, путь в
Надо полагать, именно в этот период его заметили «наверху», в ближайшем окружении Николая II. «Восточное лобби» при дворе олицетворял князь Эспер Ухтомский, дипломат и ориенталист, некогда сопровождавший цесаревича Николая в его азиатских странствиях. В доме у Эспера Эсперовича хранилась огромная коллекция редчайших буддийских древностей, собственноручно собранная им в Восточной Сибири. И хотя между
Князь Эспер Эсперович Ухтомский (1861―1921) — камергер, востоковед, коллекционер
Тут надо отметить, что к началу ХХ столетия (прозванному в искусствоведении серебряным веком) в столице Российской империи сложился определенный круг людей, которые, по всей видимости, должны были стать опорой для Николая II в его продвижении на Восток — в страны Южной и Центральной Азии. Помимо уже упомянутых Ухтомского и Ольденбурга в него входили: востоковед и этнограф, академик Василий Радлов, монголовед и коллекционер степного фольклора Андрей Руднев, востоковед и лингвист Владислав Котвич, художник Николай Рерих, а также ученик Пржевальского,
Агван Доржиев (1853―1938). Был сторонником сближения Тибета и Российской империи.
Инициировал постройку первого в Европе буддийского храма — Храма Калачакры в
Вспомним и о том, что в 1898 году в Россию после долгих странствий вернулся Агван Доржиев, сделавшийся к тому времени посланником
Такова была почва, на которую в 1900-е годы ступил Фёдор Щербатской. Стоит ли удивляться, что его карьера в охваченном востокофильством Петербурге развивалась стремительно. В 1903 году его избирают в личный состав вновь созданного Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии (во главе организации стоят академики Радлов и Ольденбург). Тогда же он начинает издавать свой первый научный труд «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов», а также готовиться к возможной экспедиции в Тибет, снаряжаемой Русским комитетом. В этом ему помогал его ученик Базар Барадийн — выходец из Бурятии, окончивший в Питере частную гимназию тибетского врача Петра Бадмаева и поступивший в 1902 году на Восточный факультет университета, где и преподавал Фёдор Ипполитович.
В 1900 году Агван Доржиев получает от Николая II высочайшее (хотя и устное) разрешение на строительство «буддийской молельни» в
Андрей Дмитриевич Руднев (1878―1958) — монголовед, фольклорист
Владислав Людвигович Котвич (1872―1944) - востоковед, монголовед, лингвист - во время экспедиции в Монголию с востоковедом Ц. Ж. Жамцарано, археологом К. А. Масковым и казаками. Август 1912. Фотография. Опубликовано: Tulisow J., Inoue O., Bareja-Starzyńska A., Dziurzyńska E. In the Heart of Mongolia. 100th Anniversary of W. Kotwicz’s Expedition to Mongolia in 1912. Studies and Selected Source Materials. Cracow: Polish Academy of Arts and Sciences, 2012
Однако в это мирное и поступательное движение событий вторгаются тревожные военные сводки. На исходе 1903 года Великобритания вторгается в Тибет, и тринадцатый
Впрочем, двор колеблется: не отвергая протянутой руки тибетского первосвященника, царское окружение и не вступает с ним в открытый союз. Уже вовсю идёт
В том знаковом совещании приняли участие: Ольденбург, Щербатской, Козлов, Котвич, Руднев, а также этнограф Александр Григорьев и российский консул в Монголии Яков Шишмарев. Все сошлись на том, что «сидение в Урге»
О намерении востоковедов Николаю II, по всей видимости, рассказал князь Ухтомский, и царь незамедлительно дал своё согласие на эту поездку. Таким образом, Фёдор Ипполитович внезапно для себя стал важной фигурой в «Большой игре», которую Англия и Россия вели за влияние на Восток.
Щербатской и Далай-лама: уроки тибетского
Тринадцатый
Н. Кожевников. Тринадцатый Далай-лама. 1905
Однако вместо сибирских казаков в Ургу прибыли Петр Козлов и Фёдор Щербатской. Они и стали главными собеседниками и даже первыми западными наставниками
Ф. И. Щербатской в монгольской одежде. Урга. 1905. Фотография
Виды
Музей Николая Рериха (Нью-Йорк)
В том, чтобы
Но после поражения в
«Шахматы» со Столыпиным: как в Петербурге разрешили строительство дацана
В результате аннулирования «восточного проекта» вопрос о строительстве дацана в
Роль «кризисного менеджера» после первой русской революции играл Петр Столыпин, назначенный
Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм) Радлов (1837―1918) — российский
Сергей Фёдорович Ольденбург (1863―1934) — академик, востоковед, индолог — в Первой Русской Туркестанской экспедиции. 1909
Ситуация казалась безнадежной, но тут вмешался Фёдор Щербатской, получивший к 1909 году звание университетского профессора. Словно опытный шахматист, он сыграл со Столыпиным в некое подобие иезуитской партии: на воображаемом шахматном поле он смешал прежние фигуры, всё равно обречённые на проигрыш в неравной игре с премьером, и неожиданно вывел на поле новые. Этими новыми фигурами стали весьма уважаемые и в большинстве уже известные нам лица: академики Радлов и Ольденбург, князь Ухтомский и живописец Рерих (на тот момент — директор рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств). Кроме этого, на сцену вышли и те, чьи имена прежде не звучали в истории возведения дацана: племянница покойного Ивана Минаева, художница Варвара Шнейдер и архитектор Гавриил Барановский, до этого много работавший с купцами Елисеевыми (в частности, он спроектировал два Елисеевских магазина — на Невском в
Николай Константинович Рерих (1874―1947).
Варвара Петровна (1860―1941) и Александра Петровна Шнейдер (1863―1941?), племянницы индолога И. П. Минаева
Варвара Петровна Шнейдер
Но не просто на авторитет новых членов Строительного комитета опирался Щербатской, а на их великосветские связи. Так, Варвара Шнейдер была не обычной художницей, а ещё и одной из фрейлин императрицы Марии Фёдоровны (Дагмар). Да и с царствующей императрицей Александрой Фёдоровной Варвара Петровна состояла в хороших отношениях и даже некоторое время с ней переписывалась (эти письма сохранились в архивах). Сестры Шнейдер (кроме Варвары имелась ещё Александра, тоже художница) в память о своём дяде приняли самое горячее участие в делах дацана: они предоставляли свою петербургскую квартиру на Мастерской улице, 3 для собраний Строительного комитета и хлопотали за буддийскую общину перед царской семьей.
Дом № 3 по ул. Мастерской, где собирался Строительный комитет. Современное фото
Не менее важна оказалась и фигура Гавриила Барановского, который по просьбе Фёдора Ипполитовича взялся за подготовку нового архитектурного проекта буддийского храма. Прежний черновой проект принадлежал студенту Института гражданских инженеров Николаю Березовскому, но Гавриил Васильевич основательно его переработал. Дополнительный смысл трудам Барановского придавало то обстоятельство, что почтенный архитектор состоял одним из пяти штатных
Николай Матвеевич Березовский (1879 ― 1941)
Гавриил Васильевич Барановский (1860―1920)
Г. В. Барановский. Главный фасад
Поначалу в ответ на прошения Щербатского о возведении дацана Столыпин продолжал реагировать категорическим отказом (хотя профессор убеждал
В 1910 году, наверняка чувствуя себя триумфатором, Фёдор Ипполитович становится
Ф. И. Щербатской в Индии. 1910−1911. Фотография.
Архив Европейского Университета. Л-17 Оп. 1 Ед.хр. 1 Д 59
Программа торжественного приёма и банкета в честь «профессора Щербатского
из
выдающегося просветителя, литературного и общественного деятеля Бенгалии.
Из Бомбея учёный направился в индийский город Пуну, затем в Бенарес, иначе называемый Варанаси и имеющий славу индуистского «Ватикана». Здесь он посвятил своё время изучению сочинений системы миманса — одной из ортодоксальных школ индуизма, базирующейся на антиаскетизме и антимистицизме. В октябре 1910 года Фёдор Ипполитович достиг Гималаев и прибыл в город Дарджилинг, расположенный на высоте 2185 метров над уровнем моря. Тут он вновь увиделся с
Революция: разрушение мандалы
В Петрограде в августе 1915 года торжественно открыли буддийский дацан. Этот пирамидальный осколок Тибета, высеченный из северного колотого гранита, появился вблизи Старой деревни, которая в начале ХХ столетия ещё считалась дачной местностью. Для Щербатского завершение строительной буддийской эпопеи стало ещё одной личной победой. И её наверняка усиливало то обстоятельство, что с 1911−12 годов — после крушения империи Цин — Внешняя Монголия и Тибет
Собственно, официально независимость Тибета была провозглашена XIII
Однако начавшаяся в 1914 году Первая мировая война опять связала Россию по рукам и ногам обязательствами перед союзниками по Антанте — прежде всего, перед Великобританией. В буддийском дацане, также, как и в православных храмах, начинают молиться о победе русского оружия. Всё вокруг буквально пронизано патетикой «войны до победного конца». Даже сёстры Шнейдер с разрешения императрицы Александры Фёдоровны открывают в лужской «Светёлке» (дачный царский комплекс в Луге — прим. ред.) лазарет для раненых. Петрограду снова становится не до Тибета. А в феврале 1917 года происходит обвал империи — не менее страшный, чем крушение династии Цин в Китае.
Россия обвалилась в пустоту, словно буддийская мандала — огромное, простёршееся до Саян и Байкала пространство, четко ранжированное на губернии и уезды, вдруг смешалось и обратилось в хаос. От прежней империи остался только хрустящий на зубах песок
Семья Щербатских на момент революции оказывается разобщённой. Младший брат учёного, Александр Ипполитович, ставший дипломатом, находится за границей, в Бразилии, где он имеет статус российского посланника (равно как в Уругвае, Парагвае и Чили). После прихода к власти большевиков нарком иностранных дел Лев Троцкий увольняет Александра Щербатского с его поста, и тот вынужден переехать в Германию, где на предстоящие 10 лет устраивается работать заместителем главы берлинского представительства Верховного комиссара по делам беженцев.
Наталья Ипполитовна Щербатская (в замужестве — фон Витте) скоропостижно умирает в Праге в 1917 году. Мария Ипполитовна Щербатская, вышедшая замуж за последнего государственного секретаря Российской империи Сергея Крыжановского, отправляется вместе с мужем в эмиграцию — через Финляндию в Киев, где Сергей Ефимович ненадолго входит в состав правительства украинского гетмана Павла Скоропадского, а оттуда, после взятия Киева войсками Петлюры (прекрасно описанного в «Белой гвардии» Булгакова) — в Париж.
Дом № 20 на наб. р. Карповки, где с 1902 по 1917 год жил Ф. И. Щербатской. Современное фото
А вот мать семейства, Екатерина Аполлинарьевна, остается в революционном Петрограде вместе со старшим сыном Фёдором Ипполитовичем. Живут они на набережной реки Карповки (в доме 20, где семья обитала начиная с 1902 года), а когда это становится совсем невыносимым — в новгородской усадьбе Лютка. Надо отметить, что ровно накануне революции Фёдор Щербатской по
Нарком Чичерин и новая жизнь «восточного проекта»
Но не только Лютка удерживала учёного на родине, а и надежды, которые он и некоторые другие востоковеды возлагали на большевиков. В самом деле, придя к власти, соратники Ленина разорвали всякие обязательства перед Антантой и начали вести независимую международную политику. Следуя идее перманентной революции, они претендовали уже не только на один Тибет или Центральную Азию, а на весь обозримый цивилизованный мир, в котором, по их убеждению, вскоре должен был вспыхнуть огонь мирового пролетарского восстания. Однако были и те, кто адресно претендовал именно на азиатские страны — в их числе старинный знакомый Щербатского Георгий Чичерин, в марте 1918 года сменивший Троцкого на посту наркома иностранных дел.
Вокруг Чичерина сразу же начинают группироваться некоторые члены бывшего «восточного кружка» — прежде всего, Сергей Ольденбург и Фёдор Щербатской. Одновременно Ольденбург возобновляет знакомство с Владимиром
А. П. Шнейдер. Портрет Ф. И. Щербатского. 1920-е
В октябре 1918 года народный комиссариат иностранных дел, руководимый Чичериным, ставит положительную резолюцию на предложенном Фёдором Ипполитовичем проекте научной экспедиции в Центральный Тибет. Для переговоров с
Тем временем в Петрограде в августе 1919 года состоялась Первая буддийская выставка, на которой выступили с лекциями четыре именитых востоковеда. Помимо Щербатского и Ольденбурга это были японовед Оттон Розенберг и монголовед Борис Владимирцов. Что касается Фёдора Ипполитовича, то свой выставочный доклад он начинает с намёка на некое сходство между буддизмом и большевизмом. «Эта религия не знает ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли, — заявляет советский академик, характеризуя учение Будды. — И мало того, что буддизм не знает Бога, самая идея единого верховного существа, которое для
Такие речи были вполне в духе времени: идеи обновленчества и поисков тождества с правящим коммунистическим учением, отрицавшим Бога и частную собственность, охватили тогда не только буддийскую сангху, но и православную общину страны вкупе с мусульманской уммой. Советское правительство, надо полагать, смотрело на эти усилия с некоторой усмешкой, но искусно использовало буддизм для усиления своего влияния в Азии. И лишь когда этот инструмент оказался больше не нужен, оно отбросило его в ту же гулаговскую яму, в которую едва ли с не первых шагов революции было сброшено православие.
Дом на территории монастырского комплекса, где в 1917—1919 годах в качестве председателя Строительного комитета, а затем хранителя культовой коллекции жил Ф. И. Щербатской. Современное фото
Грозным предвестием этого стало разорение петроградского дацана осенью 1919 года. В эти месяцы Фёдор Ипполитович жил при храме — уехавший в Калмыкию Агван Доржиев поручил ему присматривать за зданием на весь период своего отсутствия. Однако, когда в октябре в дацане на постой вздумала остановиться красноармейская часть, Щербатской ничего не смог сделать. Напрасно он пытался увещевать командира, грозить Чичериным и своими связями в правительстве. Солдаты, заверив беспокойного ученого в своей безобидности, расположились в молельном зале и по всем этажам храма, оторвали голову у большого алтарного Будды и пробили ему грудь в поисках спрятанных сокровищ, а ценнейшие тибетские и монгольские книги из собрания Доржиева, по всей видимости, просто сожгли во дворе. И хотя Совнарком по настоянию Георгия Чичерина впоследствии даже выделил деньги на ремонт дацана, Доржиеву и Щербатскому наверняка было о чем задуматься, глядя на обезглавленного Шакьямуни.
«Болдинская осень» советского востоковедения
И. Б. Стреблов (?). Портрет Ф. И. Щербатского. 1920-е
Тем не менее, именно советский период стал для Фёдора Щербатского его «болдинской осенью». В это время он пишет свои главные научные труды, принесшие ему всемирную известность. В 1923 году выходит в свет «Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма» («The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word Dharma»), следом за ней «Концепция буддийской нирваны» («The Conception of Buddhist Nirvana»), которая, судя по отзывам
Гранки неизданной грамматики тибетского языка Ф. И. Щербатского Архив Института восточных рукописей РАН
Труды Ф. И. Щербатского из собрания Института восточных рукописей РАН
Bibliotheca Buddhica VII. Nyāyabindu. Буддийский учебник логики. Сочинение Дармакирти и толкование на него. Nyāyabinduṭīkā. Сочинение Дармоттары / Санскритский текст издал с введением и примечаниями Ф. И. Щербатской. I. Петроград, 1918
Библиотека Института восточных рукописей РАН
Th.Stcherbatsky. Buddhist logic. Vol. 1 [Ф. Щербатской. Буддийская логика. Том 1]. Ленинград. 1932
Библиотека Института восточных рукописей РАН
Некое подобие успокоения, о котором мечтал Будда, Щербатской, надо полагать, находил только в Лютке. Ввиду особых заслуг академика перед советской наукой и государством ему оставили прежнюю усадьбу практически до конца его жизни (по меньшей мере — до 1930-х годов). И в то время, как большинство владельцев других сожжённых или экспроприированных большевиками усадеб давно гнили в земле или мыкались по Берлинам и Парижам, подобно брату Александру или сестре Марии, Федор Ипполитович, приезжая в Лютку из Ленинграда, неспешно шел по тем же аллеям, по которым некогда ступал и «милый приятель Фета» Ипполит Фёдорович. И всё тот же фетовский соловей пел по ночам в саду, всё те же яблони расцветали по весне пушистыми облаками и всё те же крестьяне приходили к нему в дом, чтобы справиться о покосе или выпасе телят.
Впрочем, Советской России Щербатской был нужен не только как выдающийся ученый, но и как умелый дипломат, ещё в начале ХХ века не без успеха принимавший участие в «Большой игре». В память об этом славном прошлом академика в начале 1920-х годов его командировали в самое «логово врагов» — в Лондон для переговоров с лордом Джорджем Керзоном, занимавшим тогда должность министра иностранных дел королевства. Пару учёному составил Леонид Красин — известный большевистский политик, бывший в юности откровенным террористом, организатором восстаний и вооруженных экспроприаций, а к 1920-му году ставший полпредом страны Советов в Великобритании. Леонид Борисович обладал превосходными манерами, безукоризненным костюмом и испепеляющим взглядом, а Фёдор Ипполитович — мягкой въедливостью, отточенным интеллектом и умением убеждать. Вдвоём они настолько обаяли всемогущего лорда, что он согласился снять блокаду с большевистской России и покончить с холодной войной между двумя странами. Таким образом, СССР, образованный в 1922 году, впервые смог выбраться из международной изоляции.
В 1924 году Щербатской в последний раз отправляется в экспедицию — на этот раз в Забайкалье для изучения «российской версии» буддизма. Здесь по заданию Академии наук, да и по собственному почину он встречается с ламами, ищет старые буддийские рукописи и осматривает сибирские дацаны. По возвращении он ведёт подготовительную работу для издания «Энциклопедии буддизма», а с 1928 года становится во главе организованного при АН СССР Института буддийской культуры (ИНБУК).
Из всего огромного семейства Щербатских в России Фёдор Ипполитович остаётся в совершенном одиночестве (о супруге академика практически не встречается упоминаний, хотя есть свидетельства, что в поздние свои годы он женился). После 1928 года умирает мать, Екатерина Аполлинарьевна (точная дата её смерти неизвестна, но в мае 1928 года она ещё успела отправить письмо из Ленинграда в Лондон — младшему сыну Александру). Чтобы восполнить грозно растущую вокруг себя пустоту, учёный обзаводится многочисленными учениками — создает советскую школу буддологии, абсолютно передовую для того времени. Его последователи работали и у него в ИНБУКе — это такие санскритологи, тибетологи, монголисты и китаисты как Евгений Обермиллер, Борис Семичов, Андрей Востриков, Михаил Тубянский, Борис Васильев и Елена Козеровская (впоследствии Санскритьяян).
В 1930 году ИНБУК сливается в единое целое с Азиатским музеем и Туркологическим кабинетом, образуя Институт востоковедения АН СССР, где Щербатскому доверяют возглавить
Последнее разрушение мандалы: репрессии, война и смерть
Летом 1930-го года Георгий Чичерин выходит на пенсию, и новым наркомом иностранных дел становится его заместитель, «западник» Максим Литвинов. Таким образом, востоковедение лишается высокого покровительства, которое ему долгое время обеспечивал стареющий Чичерин, и оказывается один на один со сталинским Кремлем.
В 1934-м году случаются сразу два печальных события, приведших к роковым последствиям для ленинградских буддологов: в феврале умирает влиятельный и уважаемый властями академик Сергей Ольденбург, а в декабре от руки убийцы погибает Сергей Киров, тогдашний первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б). Страна оказывается на пороге эпохи «Большого террора», и в этой предстоящей глобальной чистке суждено было практически исчезнуть и советскому востоковедению.
В своей длинной жизни Фёдор Щербатской, как минимум, трижды проходил через «разрушение мандалы». Первым таким разрушением стало поражение «восточного проекта», вторым — крах Российской империи, уничтоживший привычный уклад жизни и разбросавший родных по всему миру, а третьим — целенаправленное уничтожение научной школы, с таким трудом созданной Фёдором Ипполитовичем. И хотя современники (в частности, сёстры Шнейдер) описывали его характер «забронированным от нравственных страданий», как «цельный тип современного эпикурейца», третьей катастрофы Щербатской уже не вынес.
Наступление на «реакционный идеализм» в востоковедении велось с самого начала тридцатых годов. Даже внутри Института востоковедения действовала ячейка активистов, ставившая своей целью «разоблачение и разоружение антимарксистской реакционной и псевдомарксисткой профессуры». Но с началом обострения отношений с Японией, которое потянуло за собой череду
Е. Е. Обермиллер. Фотография
А. И. Востриков. Фотографи.
Ц. Ж. Жамцарано. Фотография. Музей Николая Рериха (Нью-Йорк)
Б. Б. Барадийн
Б. Б. Барадийн с местными жителями. Бурятия. Фотография
Летом 1935 года умер от тяжелой болезни Евгений Обермиллер, а в 1937 году аресты учеников Щербатского посыпались один за другим. В феврале был арестован Базар Барадийн (расстрелян), примерно тогда же — бурятский ученый Цыбен Жамсарано (умер в мае 1942 года в
Но и на этом всё не закончилось: в январе 1938 года в
Потрясение, пережитое Фёдором Ипполитовичем, привело к инсульту, который на некоторое время уложил его в постель. Но учёный
Академиков в Боровое свозили со всей страны — не только из Ленинграда, но и из Москвы, Севастополя, Симферополя, Одессы и других городов. Таким образом, соседями Щербатского в Боровом оказались такие прославленные умы России как Владимир Вернадский, Глеб Кржижановский, Алексей Фаворский, Николай Зелинский, Лев Берг, Леонид Мандельштам и многие другие.
Учёных расселили в пустующих зданиях 43-х дач,
Однако здоровье Фёдора Ипполитовича было уже настолько серьезно подорвано, что 18 марта 1942 года он скончался на 76-м году жизни. На его могиле установили каменную плиту с надписью: «Он объяснил своей стране ум древних мыслителей Индии».
И всё же, научная школа, созданная Фёдором Щербатским, не канула в пустоту и небытие.
Впрочем, существует и ещё одно обстоятельство, благодаря которому имя Фёдора Щербатского снова может стать путеводным для многих из нас. Дело в том, что «восточный проект», некогда вынашиваемый им и его единомышленниками, так и остался неосуществленным, несмотря на свою заманчивость и прекрасную альтернативу оказавшемуся тупиковым «западному выбору» России. Сегодня, разумеется, речь уже идёт не о протекторате, а о равноправном партнёрстве с государствами, принадлежащими к буддийской цивилизации. Той самой цивилизации, частью которой, как бы то ни было, является и Россия с её буддийскими народами, населяющими Сибирь, Поволжье и центральную часть страны, и прекрасной востоковедческой школой.
Автор: Валерий Береснев.
Благодарим за предоставленные материалы Государственный Эрмитаж, Институт восточных рукописей РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Музей Николаевской гимназии (ГБУ ДО ЦДЮТТИТ) г. Пушкина,
Иллюстрации, представленные в статье, являются фотоматериалами экспозиции «Свет знания: памяти академика Ф. И. Щербатского (1866−1942)».
По материалам выставки издан