Лютка, история одной усадьбы: «Все свои книги по философии буддизма Щербатской продумывал по пути в Лугу»
Макет усадьбы Лютка
Макет усадьбы, равно как и рисунки, показывающие бывший барский дом со всех ракурсов и углов зрения, можно увидеть на выставке «Усадьба Лютка, Индия и Тибет: биография академика Ф.И. Щербатского» (Из частных собраний), которая откроется 10 марта 2020 года в Луге (ранее те же экспонаты были представлены в рамках экспозиции «Свет знания…» в
Эскизы фасадов усадьбы
План внутренних помещений
Первые владельцы Лютки — судьи по делу декабристов
Усадьба Фёдора Щербатского называется Лютка — так же, как и расположенная по соседству с ней небольшая деревня. Откуда взялось такое необычное наименование? Дело в том, что «Люткой», как явствует из энциклопедии, обычно обозначают семейство стрекоз, распространённых на всех обитаемых континентах Земли и в связи с этим с некоторым оттенком иронии именуемых «космополитами». Вокруг села с названием Лютка (а оно упоминается ещё в книгах XVI века, но под разными транскрипциями — Лутско и пр.) этих стрекоз, разумеется, тоже всегда было предостаточно. По крайней мере, в прежние времена берега реки Тесовки, протекающей вдоль деревни, летом были усеяны этими маленькими
Вплоть до
Впрочем, патриархальная тишь воцарилась здесь ещё в XVIII столетии, когда тесовские земли вместе с деревней Лютка были впервые дарованы служивым дворянам. Удаленность от столиц и событий сделала Лютку превосходным местом для отдыха, и сюда устремилась петербургская знать.
Первыми владельцами Лютки с прилегающими территориями стали представители двух дворянских родов Новгорода: Болотниковых и Сукиных. Они и поделили между собой 169 десятин земли. Впоследствии, уже в начале XIX века сыновья этих почтенных семейств — Алексей Ульянович Болотников и Александр Яковлевич Сукин — решили избавиться от своих имений и продать их новым хозяевам. Кстати, в 1826 году и Болотников, и Сукин входили в состав Верховного уголовного суда по делу декабристов (оба являлись членами Государственного совета, а Александр Яковлевич ещё и состоял комендантом Петропавловской крепости, где содержались арестованные бунтовщики). Незадолго до своей смерти (1828 год) Алексей Болотников продал свою часть люткинских десятин
Долгая история перепродаж и покупок интересна тем, что характеризует атмосферу тогдашних дворянских гнёзд. Алексей Болотников в добавление ко всем своим регалиям был
Соседство Щербатских и Вальрондов в Лютке продолжалось до 1880-х годов. После того, как в 1855 году Фёдор Григорьевич почил, ему наследовали два его сына: Николай и Ипполит. Старший сын, Николай Фёдорович стал помещиком в селе Приютино Новгородского уезда, а младший, Ипполит Фёдорович в 1869 году получил в ведение Лютку.
Замок на холме, романтический парк и крест Х века: как создавалась усадьба
Ипполит Фёдорович Щербатской — отец будущего
Щербатской Ипполит Фёдорович (1827 — 1889)
Обустраивать имение в Новгородской губернии Ипполит Фёдорович начал уже на склоне лет, после своей отставки с поста Уфимского губернатора (подробную биографию
В Царстве Польском Ипполит Фёдорович провел лучшие свои годы, пришедшиеся на эпоху либеральных преобразований Александра II. Здесь он входил в Учредительный комитет, отвечавший за успех польских реформ, много ездил по стране, общался с ясновельможными панами и не раз, случалось, ночевал в их поместьях, выстроенных по принципу шляхетского замка — с башнями, анфиладами, галереями и стенами из красного кирпича, напоминающими о «готическом пожаре» северогерманской и прусской архитектуры. Эти дома, как правило, отличались прочностью, монументальностью и некоторой рыцарской неприступной холодностью, как будто здание облекали в тяжёлые панцирные доспехи. В Российской империи этот стиль ненадолго воцарился при Павле I, но затем вновь уступил место привычному классицизму и милой деревянной хрупкости уездных усадеб. Тем не менее, среди людей определённого склада рыцарский стиль
Здание люткинской усадьбы, по свидетельству специалистов, было возведено в 1870-е годы, но ни имени его архитектора, ни чертежей, по которым велось строительство, история не сохранила (по крайней мере, в настоящий момент эти детали остаются нераскрытыми — прим. ред.). Согласно одной из легенд, дошедших до нашего времени (автору этих строк её пересказывал известный российский индолог Ярослав Васильков), Ипполит Фёдорович вызвал из Польши целую бригаду строителей, которая в обозначенные сроки и поставила на возвышенности над рекой Тесовкой здание из красного кирпича, словно перенесённое сюда, на древнюю «новгородчину», прямиком из Царства Польского. Поговаривают также и о том, что
Дом Щербатских в усадьбе Лютка.
Фотография. Частное собрание (Санкт-Петербург)
Так или иначе, но у дома Щербатских в Лютке ясно прослеживается польская «генеалогия». Разноуровневый — то есть поделённый на уровни в два и в три этажа — он был разделен по фасаду выдвинутой в глубину парка башней, увенчанной рыцарской зубчатой короной. Для Тесовской волости, привыкшей либо к белокаменной кладке православных соборов, либо к простоте деревенских изб, это выглядело, безусловно, смелым архитектурным решением. Люткинские крестьяне, коих, согласно уставной грамоте 1861 года, насчитывалось 42 человека мужского пола и один дворовый (по другим данным 39 мужчин и 3 дворовых), сразу так и поняли: барин к ним прибыл «серьёзный».
Одновременно с хлопотами по возведению «замка» Ипполит Фёдорович взялся за обустройство местности. В 1883 году он приобрел у Вальрондов их люткинские земли и объединил две усадьбы в одну. Кроме этого, для хозяйственных целей он купил восемь пустошей у различных местных владельцев, и к исходу 1880-х годов заделался настоящим «феодалом», чей «феод» простирался далеко за пределы «готического» поместья.
Стоило хозяину подняться к напоминающим бойницы окнам дозорной башни, и перед ним открывалась живописная северная «пастораль», созданная его руками. С подъездной стороны к стенам «замка» подступал парк, где попечением Ипполита Фёдоровича и его супруги Екатерины Аполлинарьевны были высажены вязы, ясени, клёны и даже экзотические для Новгородской губернии туи. От восточного фасада простирался фруктовый сад с яблонями, грушами и вишнями разных сортов. О сохранности плодов заботился специально нанятый сторож, который, надо полагать, исправно гонял крестьянских ребятишек и, ежели что, ходил жаловаться барину.
От сада к западу вела небольшая петляющая дорожка, постепенно спускавшаяся к реке. Но, прежде чем достигнуть Тесовки, путник непременно переходил короткий деревянный мостик, за которым его взору открывалась православная часовня, выстроенная на склоне, из которого бил чистейший родник. Не исключено, что часовня могла быть выстроена Ипполитом Федоровичем в память о своём далёком предке — митрополите Московском и Калужском Тимофее (Щербаке), а, возможно, и просто как домовая церковь, вполне обычная для дворянских гнёзд того времени. Рядом с храмом стоял неприметный, на первый взгляд, крест, высеченный из светлого камня, который местное предание датировало
И сумрачный парк, и источающие
«Марьянин» дом — дом для управляющей, возведённый в 1870-е гг.
Это не была простая деревенская изба, какими изобиловала деревня, расположенная по соседству. Основание «Марьянина» дома и первый этаж были полностью каменными, увенчанными резным карнизом и двускатной крышей. Над ними возвышался деревянный мезонин с балконом, укрытый пологом двускатной кровли, покоившейся на резных опорах (консолях). По сути, это было продолжение «замка», отдельный усадебный флигель, и он поневоле возвышал Марьяну Филипповну в глазах окрестных жителей.
Эскизы фасадов и план внутренних помещений дома управляющей
Всего по состоянию на 1884 год в усадьбе Лютка располагались семь строений, два из которых числились жилыми. Такие сведения приводит «Список населённых мест и сведений о селениях Новгородской губернии», составленный в период, когда
Люткинский затворник: от «доброго и справедливого барина» до советского дачника
Сыновья Ипполита Фёдоровича — старший Фёдор (будущий академик) и младший Александр (будущий дипломат) в 1880-е годы учились в Царскосельской Николаевской гимназии, и лишь по её окончании стали всё чаще приезжать в Лютку. Фёдор сразу же после школы поступил на
Семья Щербатских в родовой усадьбе Лютка. Начало 1900-х.
Фотография. Частное собрание (Санкт-Петербург)
31 декабря 1888 года, в самый канун новогодних праздников, случилось неожиданное несчастье: умер Ипполит Фёдорович. Фёдор Щербатской как старший в роду автоматически сделался его наследником: уже в 1890 году Лютка перешла в его руки. Но сразу же взять на себя заботы по ведению усадебного хозяйства молодой учёный не решился: окончив университет, он уехал для продолжения образования за границу, в Вену (подробнее об этом можно прочитать на нашем сайте в Алфавите российского буддизма — прим. ред.). И лишь спустя три года, вернувшись из Австрии, он, к удивлению коллег, отодвинул в сторону успешно стартовавшую карьеру и уехал в новгородское имение покойного родителя, чтобы поселиться здесь на долгие шесть лет.
В своей автобиографии Фёдор Ипполитович так прямо и указывает причину, побудившую его стать люткинским затворником: «вследствие некоторых семейных обстоятельств». Вероятно, на этом настояла его мать Екатерина Аполлинарьевна, оставшаяся без поддержки мужа и даже вынужденная взять опеку над своими несовершеннолетними детьми. Но старший сын, ещё недавно витавший умом в премудростях санскрита и веданты, вдруг проявил себя незаурядным хозяйственником. Следом за отцом он в очередной раз расширил площадь имения, приобретя непосредственно примыкающие к нему 4 десятины земли, а также целый участок с мельницей общей площадью ещё около 2,5 десятин. Таким образом, будущий академик стал самым крупным землевладельцем в округе, без разрешения которого теперь нельзя было ни пасти скот на этих землях, ни начинать сенокос или сбор урожая. Впрочем, по воспоминаниям местных жителей, «крестьяне хвалили барина, говорили, что он был добрый и справедливый», всегда заботился о своих работниках и лично следил за тем, чтобы их хорошо кормили и аккуратно выплачивали им жалованье. «В поместье и вокруг при нём был порядок», — свидетельствовали люткинские старожилы.
Добровольное затворничество ученого продолжалось до осени 1899 года, когда Фёдор Ипполитович вдруг сорвался с насиженного места и отправился на XII Международный конгресс ориенталистов в Риме. Это стало началом его возвращения в большой мир. Тут и обнаружилось, что не только хозяйственные заботы довлели все эти годы над его душой: в свободные часы он продолжал заниматься науками в усадебной библиотеке и ничуть не утратил своих энциклопедических знаний. Началась самая активная эпоха в его жизни: впереди были поездки в Ургу и беседы с
Однако ещё в 1899 году, готовясь порвать со своим «отшельничеством», Щербатской предпринял один сугубо практический шаг: он заложил имение «Лютка» в банке. Разумеется, это никак не означало его продажи, но подразумевало готовность к ней и необходимость хозяйственной ревизии всего усадебного хозяйства. Она и была произведена со всей тщательностью, свойственной банковским служащим того времени. «Всей земли при имении 2722 дес. 2305 кв. сажен (казенной меры)», констатировала «Оценочная опись», и далее подразделяла угодья на «удобные» (усадьба, пашня, сенокос, лес) и «неудобные». К удобным чиновники отнесли 2055 десятин (при этом сама усадьба занимала всего 15-ть), а к неудобным — 667. «Всего 2722 десятин 2305 кв. сажен», заключал документ. Переводя на современный язык, следует пояснить, что во владении Фёдора Щербатского сосредоточилось до 3 тысяч гектаров. Всё это вместе — и обширные земельные угодья, и дом, напоминающий польские замки, и флигель, и каменный сарай, и кузница, и скотный двор, а также мельница с домом мельника при ней, котельная, молочная, деревянный и каменный хлебные амбары, два сенных сарая и баня — оценивалось банком в 145 000 рублей, сумму весьма приличную по меркам царской России (вспомним, что оклад Ипполита Фёдоровича Щербатского в его бытность уфимским губернатором составлял 4 тыс. 600 рублей в год). Располагая таким состоянием, можно было не заботиться о будущности семьи на несколько поколений вперед.
Но у Фёдора Щербатского, помимо таланта учёного, было превосходное чувство роковых «канунов» — в канун ХХ века он заложил своё имение в банке, а в самый канун революции 1917 года — продал его, оставив себе один лишь дом с примыкающими к нему 15-ю десятинами земли и несколько сопутствующих строений. Это было сделано очень вовремя: спустя всего несколько месяцев никакие банковские операции станут просто невозможны, а ещё чуть позже из лексикона государственных учреждений, ставших безоговорочно советскими, исчезнет само слово «собственность». Начальная строка первого официального декрета большевиков («О земле»), как известно, гласила: «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа». Согласно тому же декрету, все помещичьи имения передавались «в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов — впредь до Учредительного Собрания».
Однако усадьбу Щербатских, в нарушение всех правил революционной законности, ожидала несколько иная судьба. Имение было оставлено своему владельцу, Фёдору Ипполитовичу, вплоть до 1930-х годов — как «Дача». Это стало возможным благодаря близости советского академика Щербатского к всемогущему наркому иностранных дел Георгию Чичерину и некоторым другим руководителям большевистского государства (подробнее об этом читайте в биографии ученого — прим. ред.).
Первый советский академик и последний помещик
Нет,
Таких «дач» — упразднённых на бумаге, но всё ещё обитаемых бывших дворянских усадеб — появилось в те годы в Советской России великое множество. Сам вождь строящегося советского государства, Владимир Ульянов (Ленин), предпочитал проводить досуги и лечиться от ран и болезней в знаменитой подмосковной усадьбе Горки, перешедшей к нему прямиком от вдовы купца Саввы Морозова (примечательно, что брат Ленина, Дмитрий Ульянов, жил с семьей в Горках вплоть до 1943 года, то есть до самой своей смерти — прим. ред.). Некоторым прежним владельцам в порядке исключения даже разрешалось жить в имениях (чаще всего не в главном доме, а во флигеле), пока усадебные комплексы со всеми их дорическими портиками и меланхолическими прудами не переходили полностью в ведение коммуны, колхоза, школы или же пионерлагеря. В этом смысле для Фёдора Щербатского сделали очень большое исключение: ввиду особых заслуг и близости к большевистским наркомам Лютку за ним сохранили практически полностью. По крайней мере — до 1930-х годов.
Учёный приезжал сюда ради творчества и уединения. В люткинской усадебной библиотеке скопилось множество книг (вероятно, ещё со времен исправного книгочея и друга Фета Ипполита Фёдоровича), но особую сокровищницу составляли здесь книги по буддологии и востоковедению. К сожалению, на сегодняшний день судьба этой библиотеки представляется неясной — скорее всего, она была утрачена в годы Великой Отечественной войны, хотя не исключен и другой вариант: книги перевезли в Ленинград и передали в один из научных фондов, где они, неузнанные, хранятся и поныне. Однако в описываемые нами 1920-е годы на усадебных книжных полках ещё царили порядок и благолепие: фолианты стояли корешок к корешку, отливая на вечернем солнце золотом старинных заглавий. И, конечно же, было подлинным наслаждением войти в эту комнату, включить неяркую зеленую лампу над изумрудным сукном письменного стола, слушать ветер, налетающий сюда с полей, звуки и шорохи засыпающей деревни, и сочинять трактат по буддийской логике или же переводить с санскрита древнюю рукопись.
Мы не знаем доподлинно, как долго советская власть сохраняла за своим первым официальным академиком «дачу» в Лютке. Рискнём предположить, что Фёдор Ипполитович перестал приезжать сюда после 1930-го года, ставшего рубежным во многих отношениях. Именно в это время окончательно отошёл от дел один из его высокопоставленных покровителей — нарком Георгий Чичерин, принадлежавший к поколению ленинских
Впрочем, и здесь Щербатского не подвело его чувство «канунов»: в марте 1930 года он продал свою дачу в Луге — однако не Лютку, а некий дом, расположенный по Ивановскому пути № 8 на берегу озера Омчино («что это за дача, к настоящему времени не установлено», как замечают по этому поводу биографы ученого). Фёдор Ипполитович словно бы избавляется от балласта, чтобы продлить себе годы жизни и творчества: он с головой уходит в свою научную деятельность, пестует учеников, пишет книги, выступает с докладами, но, дабы не раздражать красный Кремль, забывает о своих прежних барских и помещичьих привычках. Лютка постепенно сиротеет: её последний владелец, сын статского советника и внук царского генерала Фёдор Щербатской почти перестает там появляться. Однако опустевший «шляхетский замок»
Эпилог: немецкий госпиталь, деревенская школа, комсомольский лагерь
Последним (хотя и невольным) хозяином имения в Лютке был, по всей видимости, садовый сторож. По привычке, а, может, и по негласной договорённости с Щербатским он берег роскошный усадебный сад почти до самой войны. Однако зима 1939−40 годов, на которую пришлась не слишком удачная для СССР финская военная кампания, выдалась очень суровой: морозы достигали 35−40 градусов, необстрелянные советские солдаты на фронте за пару дней превращались в лед. Вымерзли и плодовые деревья в саду у «замка» — большинство их так и не распустилось по весне 40-го года. Это был своего рода знак, вестник наступления окончательной зимы — и для усадьбы в Лютке, и для самого Фёдора Ипполитовича, который слёг с инсультом вскоре после того, как в Ленинграде репрессировали и расстреляли почти всех его учеников. Не было больше сада, не было Дацана, закрытого в 1938 году, не было и буддологической школы, втоптанной в гулаговскую грязь. Жизни Щербатскому оставалось меньше двух лет.
Академик умер в эвакуации в Казахстане 18 марта 1942 года. К тому времени в Лютке (после упорных боёв на Лужском оборонительном рубеже, где в окружение попало около 20 тысяч красноармейцев) уже вовсю хозяйничали немцы: в здании бывшего усадебного дома они разместили свой госпиталь. Жители деревни потом вспоминали, как на берегах Тесовки валялись ампутированные руки и ноги, а в соседней деревне Клюкошицы с разрешения оккупационных властей хоронили убитых советских солдат («Дедушка рассказывал, какая тонкая одежда была на них зимой и пустые мешки без провианта», пишет один из потомков люткинских старожилов). Фашистская оккупация края продолжалась до
Нам до сих пор неизвестно, когда был разграблен усадебный дом Щербатских — до войны или во время оккупации и боевых действий? Куда исчезли обстановка «замка» и его уникальная библиотека (хотя известно, что часть книжных фондов учёного с 1942 года хранится в Институте востоковедения РАН — прим. ред.)? Оставалось ли
Оркестр перед зданием усадебного дом, где с 1962 по 1976 гг. работала
Волосковская восьмилетняя школа. Вторая половина ХХ в.
О «школьных годах» усадьбы можно судить по частичной перестройке «польского» здания, а также по двум дошедшим до нас маркерам на фасаде: надписи «ШКОЛА», хорошо просматривающейся со стороны реки, и даты, вкрапленной в кирпичную кладку фронтона на противоположной стороне «замка» — 1962. Внутренние интерьеры дома также были серьезно изменены и приспособлены под школьные нужды. Однако очарование бывшей усадьбы продолжало чувствоваться даже сквозь воцарившуюся здесь казённую атмосферу. «Дедушка рассказывал, как ветки яблонь из барского сада стучались в окна классов, и можно было, раскрыв окно, сорвать яблоко и подкрепиться», — вспоминает одна из бывших жительниц Лютки.
Детей на уроки сюда возили со всей округи — не только из Лютки, но и многих других окрестных деревень. В народе бывший барский дом прозвали «красной школой» — за краснокирпичный цвет «готического» фасада. Поэтажные планы здания этой поры дошли до нас благодаря Владимиру Фёдоровичу Саксину, учившемуся в этой школе с 1971-го по 1975 годы (на сегодняшний день это единственные известные исследователям поэтажные планы усадьбы, вместе с мемуарами В.Ф. Саксина они хранятся в Краеведческом
«Дом Щербатского, в котором размещалась школа, был сложен из красного кирпича, оригинальной архитектуры, трёхэтажный, — писал в своих воспоминаниях Владимир Саксин. — На самом верху здания школы, на крыше башни, был металлический флюгер. Он показывал направление и силу ветра, отклоняя на определенную величину специальный щиток…»
После 1976 года в усадьбе появилось второе по счёту «детское учреждение» —
Одна из последних летних смен люткинского КМЛ пришлась на 1980 год, когда в Москве проходили
Олимпиаде-80 суждено было стать завершающим аккордом умирающей советской цивилизации: под песню «До свидания, наш ласковый Миша» страна простилась со своей коммунистической мечтой. И понятно, что после краха Советского Союза уже никакое РОНО (районный отдел народного образования — прим. ред.) не следило за состоянием бывшей усадьбы первого советского академика. А в «лихие девяностые» сюда пришла настоящая разруха: в «красной школе» обрушились перекрытия, погребая под собой последнюю утлую лагерную обстановку, стали осыпаться стены. Был утрачен — за исключением цоколя — «Марьянин дом» (хотя на фотографиях 1993 года он ещё хорошо просматривается). В стенах «замка» по ночам стали жечь костры, но только уже не пионерские или комсомольские, а «тусовочные», на которые собиралась местная деревенская молодежь. Дым от этих разбойничьих костров поднимался прямо к звёздному небу — никаких потолков в доме, помнящем два поколения Щербатских и ещё несколько поколений советских детей, давно не было.
Эпоха возрождения: «Мы делаем это для России и для того же Лужского района»
Идея восстановить и спасти ещё не до конца утраченную усадьбу академика Щербатского принадлежит группе энтузиастов, объединившихся вокруг
Современное состояние усадьбы Лютка
«Изучение буддизма не только как религии, но и как философии связано как раз с именем Фёдора Щербатского, — полагает Ирина Попова, директор Института восточных рукописей РАН. — По менталитету это был очень интересный человек, и, я думаю, это должно отразиться в облике усадьбы, которая наверняка будет восстановлена благодаря энергии Инны Васильевны Васильевой (директора Фонда развития буддийской культуры) и Буды Бальжиевича Бадмаева (настоятеля Дацана). Кроме того, имя Щербатского тесно связано с культурой русского серебряного века, когда очень многие поэты, писатели и художники увлекались буддизмом. К примеру, одна светская петербургская дама вдруг решила заняться изучением санскрита, и обратилась к академику Сергею Ольденбургу, чтобы он посоветовал ей подходящий учебник — а тот переадресовал её к Щербатскому. Нелишне вспомнить и первую буддийскую выставку в Петрограде 24 августа 1919 года — какое на дворе было время, а в Русском музее всё равно читались лекции о жизни и мировоззрении Будды!».
По словам Поповой, современники вспоминали о Щербатском не только как о выдающемся учёном, но ещё и как о большом жизнелюбе и сибарите. «Наверняка в его доме был очень интересный быт, — продолжает Ирина Фёдоровна. — Жена уже упомянутого мной академика Ольденбурга, Елена Григорьевна,
В настоящее время проект воссоздания усадьбы первого советского академика уже приобретает определенные контуры — по меньшей мере, на бумаге. На будущей выставке в Луге будут представлены эскизные изображения главного дома Щербатских, а также специально изготовленный макет, позволяющий судить о масштабах всего усадебного комплекса — от парковой зоны и «Марьянина дома» до дозорной башенки «замка». «У нас нет задачи на веки вечные завладеть этой усадьбой — мы рассчитываем, прежде всего, её восстановить, — говорит
3D-модели воссозданного усадебного дома. Компьютерная графика
Поддержку и помощь в восстановлении усадьбы Дацану готовы оказать его неизменные друзья и единомышленники: Институт восточный рукописей РАН, Государственный Эрмитаж,
Автор: Валерий Береснев
При подготовке статьи были использованы материалы исторического исследования, посвященного усадьбе «Лютка» (составители: И.В. Васильева, М.П. Великанов, К.П. Грюнберг), а также сведения из