Дацан Гунзэчойнэй 9-е Петербургские тибетологические чтения в Институте восточных рукописей (ИВР) РАН

9-е Петербургские тибетологические чтения: о редких коллекциях, исследовательских работах и важных событиях

4 декабря 2020 года состоялись очередные Чтения в Институте восточных рукописей (ИВР) РАН. Проведение встречи в конце года обусловило и то, что на девятых Петербургских тибетологических чтениях также были подведены культурно-научные итоги за завершающийся годовой период.


В последние несколько лет Чтения обычно проходили в сентябре, но непредсказуемый 2020-й и здесь внёс свои коррективы. На этот раз они были в декабре, в сокращённом формате, и посетить их могло лишь небольшое количество участников и слушателей в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в стране.

Выступление директора ИВР РАН чл.-корр. РАН И.Ф. Поповой открыло девятые по счёту ежегодные Чтения. Ирина Фёдоровна напомнила о линии преемственности петербургских тибетологов и собирателей тибетских книг, восходящей к 1720-м годам, в частности, к фигурам Петра I и Г. З. Байера и подробнее остановилась в своей презентации на сообщении о Тибетском фонде в Азиатском Музее. Дело великих предшественников продолжают наши современники: исследователи занимаются его каталогизацией, в результате их деятельности в прошлом году вышел третий выпуск «Каталога сочинений тибетского буддийского канона из собрания ИВР РАН» (СПб.: Петербургское Востоковедение, 2020), экземпляры которого были вручены другим участникам заседания, в том числе и И.В. Васильевой, представляющей на Чтениях Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй.

Инна Васильевна Васильева (исполнительный директор Фонда развития буддийской культуры) ответно вручила для библиотеки ИВР РАН, тибетологам и буддологам Института экземпляры каталога выставки «Свет знания. Памяти академика Ф. И. Щербатского (1866―1942)», созданного по следам уникальной экспозиции в честь этого выдающегося российского учёного-востоковеда, которая была организована в конце 2019 года при содействии Фонда и Дацана Гунзэчойнэй и размещалась в Санкт-Петербургском Музее-институте семьи Рерихов. Подробнее о каталоге можно прочитать также на нашем сайте, перейдя по ссылке. Передав приветствие всем присутствующим от имени досточтимого настоятеля Дацана Гунзэчойнэй — ширээтэ-ламы Джампа Доньед (Буды Бальжиевича Бадмаева), который, к сожалению, в этот раз не смог присутствовать на Чтениях, затем она представила подробный доклад «105-летие Санкт-Петербургского Дацана». В нём И.В. Васильева осветила основные годовые события в жизни Петербургского буддийского храма и Сангхи. Она рассказала о выставках в г. Луга и д. Извара (в Волосовском районе Ленобласти) в рамках буддийского выставочного цикла, посвящённых Строительному комитету времён создания храма и председателю комитета — Ф. И. Щербатскому. Далее слушатели Чтений узнали о праздничных мероприятиях в торжественный День 105-летия Дацана 24 августа, в том числе и об открытии на территории храмового комплекса нового дворового флигеля, построенного на пожертвования прихожан. В прошлом году в п. Комарово представители буддийского храма приняли участие в открытии кенотафа (памятника) в честь архитектора Дацана Гунзэчойнэй Г. В. Барановского (1860−1920 гг.). Безусловно, важным религиозным событием для буддистской общины и храма стала видеоконференция с Далай-ламой XIV, на которой духовенство Петербургского Дацана открыла первый день трёхдневного Учения Его Святейшества для буддистов России в онлайн-формате. Прочитать хронику всех перечисленных событий можно в разделе «Новости» на нашем сайте. Также от лица буддийского духовенства с коротким приветствием выступил действующий монах из Дацана Гунзэчойнэй — лама Йонден-Соднам (Цыренжап Замбалов), недавно поступивший на службу в Петербургский храм после обучения в буддийском монастыре Дрепунг Гоманг в Индии.

По окончании приветственной части были проведены заседания с выступлениями на разные темы. Первое заседание было посвящено академическим и музейным коллекциям (председатель к. ф. н. А.В. Зорин). Ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Ю.И. Елихина прочитала доклад «Буддийские предметы из коллекции В.А. Казакевича», в котором речь шла о нескольких предметах, обнаруженных Владимиром Александровичем Казакевичем (1896−1937 гг.) в ходе археологических раскопок в Бурятии на городище Кондуй. Это фрагменты монгольского дворца, кирпич с изображением восьмилепесткового цветка лотоса и некоторые другие артефакты. Далее было коллективное выступление с представлением результатов трёхлетней работы по проектам, поддержанным грантами РФФИ, «Подведение итогов каталогизации фонда тибетских текстов из Хара-Хото в собрании ИВР РАН» (докладчики к.ф.н. А. В Зорин, А.А. Сизова, к.ф.н. А.А. Туранская — сотрудники ИВР РАН). Доклад по теме «О реставрации и текстологическом исследовании уникальных свитков на тибетском языке на российской бумаге с филигранями из собрания ИВР РАН» был подготовлен сотрудниками ИВР РАН Л.И. Крякиной (ведущим художником-реставратором Института), к.ф.н. А.В. Зориным и к.ф.н. С.С. Сабруковой, в котором говорилось о пяти свитках, три из которых калмыцкие (датируются сер. XVIII в.), ещё два — предположительно бурятские (сер. XIX в.). Из него слушатели не просто узнали о принадлежности двух из трёх калмыцких свитков к одному большому свитку и о том, что во всех трёх калмыцких свитках представлен уникальный вариант «Ваджраччхедики» («Алмазной сутры»), не засвидетельствованный в других источниках (канонических и иных сборниках), а также могли воочию увидеть их на подготовленной участниками проектов выставке в перерыве между заседаниями.


Тибетские тексты из Хара-Хото


Калмыцкие свитки сер. XVIII в.

Второе заседание было посвящено истории и религиозной культуре Тибета, и его председателем выступил профессор, д.и.н. В.Л. Успенский (завкафедрой монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ), открыв эту часть Чтений своим докладом «Деятельность Нгаван-Таши (1678−1738 гг.), второго настоятеля монастыря Лавран-Ташичил». Примечательно, что презентация была проиллюстрирована личными фотографиями Владимира Леонидовича из монастыря Лавран в октябре 2019 года. Упомянутый буддийский наставник и автор многочисленных религиозных сочинений сыграл большую роль в укреплении позиций нового монастыря Лавран как крупного центра буддизма в то непростое время, когда империя Цин военным путем устанавливала контроль над Тибетом и Цинхаем. О «Роли „Абхидхармакоши“ Васубандху в образовательной системе школы гелуг» подробно рассказала в докладе д.филос.н. Е.П. Островская (гл. н. с. ИВР РАН), в частности, о том, что «Абхидхармакоша» была востребована образовательной системой тибетского буддизма в качестве энциклопедии, подводящей итог экзегетического этапа развития буддийской философской мысли и демонстрирующей идеологическую целостность индийского наследия Дхармы. Затем выступила К.филос.н. Т.В.Ермакова (с. н. с. ИВР РАН) с докладом «„Жизнеописание“ Дхармасвамина (Чаг-лоцавы Чойжепэла, 1197−1264 гг.) как памятник буддийской культуры» с важными выводами на основе анализа текста в переводе Ю. Н. Рериха. Завершила Чтения аспирантка СПбГУ П.И. Буцык сообщением «Поиски Далай-ламы VIII Джампел Гьяцо: по материалам тибетских, китайских и маньчжурских источников».

По словам участников девятые Петербургские тибетологические чтения прошли успешно, в дружественной атмосфере. Встреча коллег из разных учреждений нашего города была интересной и информационно наполненной, удалось обсудить различные профессиональные вопросы и обменяться опытом. Надеемся, что к моменту проведения следующих, юбилейных, Чтений коронавирусный кризис минует, и они пройдут уже в привычных, комфортных условиях для научной работы и общения.

* Здесь и в представленных материалах русское написание тибетских имён и названий даётся в тех вариантах, какие предпочитают использовать авторы докладов (в отсутствие единой общепринятой системы это следует считать допустимым).

Автор фотоотчёта с выставки А.А. Сизова, фото взяты с официального сайта Института восточных рукописей (ИВР) РАН http://www.orientalstudies.ru

Fri, 15 Jan 2021 18:10:00 +0300