Дацан Гунзэчойнэй 3 февраля в 18:00 очистительный огненный обряд Дугжууба

Сагаалган 2019. Огненный ритуал Дугжууба

Дугжууба

3 февраля ламы Дацана зажгут очистительные костры. Время проведения, значение и традиции ритуала…


Дугжууба и Сагаалган 2019

Смена года, вхождение в новый временной виток — важный момент, от которого зависит, какие тенденции получат усиление, а какие — ослабление. Как правильно подготовиться к буддийскому новому году — Сагаалгану и к наступающему году?

По традиции в эти дни люди стараются распрощаться со всем старым, отжившим — будь то вещи или вредные привычки, негативные установки ума, обиды, ссоры… В домах проводят тщательную уборку, выметают и вычищают каждый уголок. Это необходимо, чтобы освободить место для свежей чистой жизненной энергии.

В буддийских храмах также устраивают очистительные ритуалы и обряды. Генеральная уборка делается с молитвами, смысл которых — символически связать чистоту пространства с чистотой и ясностью ума. Считается, что в результате такой практики повышаются способности понимания, особенно — постижения Дхармы.

Частью подготовки Дацана к празднику Белого месяца является приготовление особых балинов — ритуальных подношений защитникам Дхармы, которые оберегают Дацан и всех его прихожан. Такие подношения делаются на год, а в период новогодних хуралов заменяются новыми.

К числу предновогодних ритуалов относятся соджонг и Дугжууба. Соджонг — это практика очищения и восстановления нарушенных обетов, данная вторым буддой Уддияны. Она выполняется ламами для очищения всех ошибок, которые могли быть допущены за год.

О важном очистительном ритуале Дугжууба в преддверии праздника Белого месяца — Сагаалгана, и его воздействии на негативную карму, накопленную человеком за предыдущий год, и о дальнейших ритуалах встречи буддийского нового года, нам рассказал Бимба лама:

«Накануне празднования Сагаалгана во всех Дацанах Традиционной Буддийской Сангхи России ламы проводят особый обряд очищения, именуемый Дугжууба.

Само слово «дугжууба» имеет тибетские корни и означает число 60, однако сам обряд символизирует изготовление 64 подношений для изгнания 64 тысяч духов, ответственных за все негативное — болезни, препятствия на духовном пути, преждевременную смерть, неудачи, проблемы и т. д. Всех этих духов мы усмиряем огнем костров, которые строятся для ритуала дугжууба.

Почему буддистам важно принять участие в этом ежегодном ритуале? Ритуал дугжууба, проведенный под руководством опытных лам Дацана, избавляет от 404 болезней, вызываемых, согласно тибетской медицине, нарушением баланса ветра, желчи, и слизи в организме, от 18 видов психических и нервных заболеваний, от 15 детских болезней; он устраняет 360 причин нарушения душевного равновесия, вызывающих обострение чувства страха, похоти и гнева — основных причин человеческих страданий; избавляет от 64 бедствий, внезапных заболеваний и смерти, а также от 8 видов преждевременной смерти, когда предназначенный срок жизни еще не истек, и от 20 тысяч дурных последствий прежних деяний — то есть, очищает большую часть негативной кармы человека, делая его жизнь в предстоящем году легче.

Мы советуем прихожанам накануне ритуала дугжууба приготовить дома небольшие кусочки пресного теста из муки и воды, обтереть ими те части тела, где что-то болит или есть недомогание. Мысленно в этот момент вы должны представлять, что все болезни и проблемы тела переходят на этот кусочек теста. Всегда очень важна сила веры в то, что вы делаете — мысль имеет огромную силу. Затем вы приносите эти кусочки теста на обряд дугжууба, который будет проводиться Дацаном Гунзэчойнэй, и кладете их в специальный костер для очищения кармы прихожан. Это символизирует отказ от дурных поступков и мыслей, неправильных воззрений, эгоизма и всего, что мы совершаем под его влиянием. Вместо теста вы можете использовать салфетку или чистый белый платок, так же мысленно собрав на него все болезни тела и загрязнения ума. Затем нужно три раза обойти вокруг костра и идти в Дацан.

Команда волонтеров Дацана будет дежурить у места проведения ритуала и поможет вам, если у вас возникнут вопросы. Помните, что прихожанам нельзя класть свои подношения (тесто и салфетки) в костер для ритуала монашеской общины.

Итак, для ритуала строят два костра. Один — для прихожан, а второй, побольше — для ритуала монашеской общины (лам и монахов). Ламы накануне ритуала готовят специальное подношение от общины — «соор», в который вкладывают все грехи монашеской общины. Соор выглядит как трехгранная пирамида, которую обрамляют языки пламени; навершие ее увенчано черепом — символом мудрости, постигающим непостоянство мира форм. Его делают из папье-маше. Из ушей черепа виден символически изображенный пар — это означает усердие и победу над неведением. Соор — это подношение хозяину смерти Яме, он символизирует отказ от всего дурного, всех негативных мыслей, слов и поступков.

Ламы визуализируют во время ритуала сжигания соора образ Чойжела — Бога смерти, который предстает в виде костра, вырывающегося из недр земли. То есть, костер — это Чойжел, который уничтожает все человеческие пороки, клеши, плохие качества ума и склонности, мешающие нам обрести покой и перестать порождать волнения под влиянием эго.

На следующий день, проведя обряд очищения, мы встречаем Новый год — Сагаалган. В Дацане проводят хурал «Мандал Шива», посвященный Зеленой Таре. А затем, ночью, ламы проводят главный молебен — Цедор Лхамо, посвященный защитнице учения Палден Лхамо — богине, которая наставляет нас на путь постижения мудрости.

Утром, после окончания хурала, ламы подносят хадаки настоятелю, затем настоятель дарит хадаки ламам Дацана. Символика такова: мы одариваем друг друга добродетелями и хорошими качествами ума, которые помогут нам постичь мудрость. Хадак подносят на ладонях обеих рук, свернутым посередине в два слоя. Открытая сторона обращена к тому, кому подносят хадак. Принимают хадак также с открытыми ладонями и поклоном, во время которого лбом касаются хадака. Затем ламы одаривают друг друга, и, наконец, самая долгожданная и радостная часть праздника — ламы и прихожане одаривают друг друга хадаками.

Сагаалган — это первый день весны, и, как сказал настоятель Дацана Буда Бальжиевич Бадмаев, время обновления энергии, жизненных сил, в течение которого нужно задать правильное направление своим помыслам. В домах верующих в эти дни вывешиваются изображения буддийских божеств, люди ходят в гости друг к другу, угощают друг друга священной белой пищей (молочными блюдами), младшие поздравляют старших, люди дарят друг другу символические подарки. Праздник стал очень популярен — его отмечают вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Во второй лунный день после Нового года ламы приходят в Дацан и освящают флаги «хий морин» или «кони ветра», которые призывают удачу и уравновешивают внутренние ветра человека (делают ум спокойнее). Вы можете приобрести их в киоске Дацана и освятить у лам. Это желательно сделать в первые пятнадцать дней после наступления Нового года, когда восхваляются 15 чудесных деяний Будды Шакьямуни."

Интервью опубликовано в газете Дацана Гунзэчойнэй «Традиционная Сангха России», выпуск за январь 2019. Читать выпуск

Счастья вам в Новом году! Сагаалганаар! Сагаан хараар!

Mon, 28 Jan 2019 00:00:00 +0300