Дацан Гунзэчойнэй Сагаалган 2019

Сагаалган 2019

Праздник Белого месяца Сагаалган — 2019

5 февраля 2019 года наступит новый год по буддийскому календарю — год желтой земляной свиньи.

На странице ниже вы найдете расписание всех ритуаов и молебнов, посвященных празднику. А также описание их значения.

Следование традициям, участие в ритуалах и молебнах, становится ступенью к осмыслению и принятию ценностных постулатов Дхармы, Учения Будды. Посредством ритуала человек обретает возможность приобщения к сакральным смыслам и отношениям, лишенным прямого обывательского значения.

Расписание хуралов на дни празднования Сагаалгана:

1 февраля, пятница
18:00 — обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану

2 февраля, суббота
10:00−18:00 — Арбан Хангал (Десять Защитников Учения)

3 февраля, воскресенье
10:00−12:00 —  Сахюусан хурал
15:00−16:00 — Табан Харюулга
17:00−17:30 —  торжественный молебен Дугжууба
18:00−18:15 — подготовка к костру, необходимые обряды
18:15−18:30—  Костёр
18:30 — заключительный молебен

4 февраля, понедельник — день поста (буту удэр, или «закрытый день»)
10:00−12:00 — Сахюусан хурал
15:00−16:20 — Хурал Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары)
22:00−05:00 — торжественный молебен Балдан Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года Желтой земляной Свиньи

5 февраля, вторник
05:00 — торжественный молебен Сидор Лхамо, наступление Сагаалгана, обмен хадаками (ритуальными разноцветными шарфами), обряд призывания удачи и благоденствия

6 февраля — 21 февраля — Монлам Ченмо

6 февраля, среда
10:00 — Сахюусан хурал, Хий Морин Сан (обряд освящения хийморинов-«коней ветра удачи»)
15:00 — молебен Табан Хаан

19 февраля, вторник — 15 день Монлам Ченмо
10:00 — молебен Чонпрул Дуйсэн

20 февраля, среда
15:00 — молебен Додудба (из сутры Праджняпарамиты)

21 февраля, четверг
10:00 — специальный Сахюусан хурал, посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо

По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски — Сагаалган) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.

В Дацане Гунзэчойнэй традиционная генеральная уборка будет устроена в выходные накануне Сагаалгана — 2−3 февраля. Многие верующие стремятся внести свой вклад в дело наведения чистоты в храме. Такое действие является существенным инструментом очищения загрязнений ума, запутанности и накопления благих кармических причин. В течении субботы и воскресенья любой может присоединиться к подготовке Дацана к торжеству.

1 февраля, пятница,

в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану.

2 февраля, суббота,

с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения — Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

Во время проведения молебна и после него, Сахюусаны усиливают своё покровительство и защищают от злых духов, несчастных случаев, преждевременной смерти, болезней и недугов, способствуют увеличению благодеяний, удлинению жизни, а также накоплению материальных и духовных благ.

Для каждого, кто присутствует на хурале «Арбан Хангал» весьма благоприятно для всех сфер жизни, в особенности для устранения препятствий, разрешения особо тяжелых ситуаций.

3 февраля, воскресенье,

в10:00 пройдет Сахюусан хурал.

С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов.

Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» — бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» — для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.

В 17 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер.

Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю.

Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу — символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта — собирая дурные слова, по груди — очищая душу, потом в ладошках — как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер — один из двух, специально предназначенный для сжигания теста.

В то же время ламы готовят так называемый «соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.

4 февраля, понедельник — день поста (буту удэр, или «закрытый день»):

10:00 — Сахюусан хурал

15:00 — молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).

С 22:00 до 5:00 5 февраля — торжественный молебен Балдан Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года желтой земляной свиньи.

5 февраля, вторник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо, будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия.

В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников — хуралов.

Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг лама Чже Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях.

К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен — тиб.). Этот праздник длится 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 6 февраля по 21 февраля.

При этом принято на второй день Сагаалгана, 6 февраля, среда вешать хий морины — совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Считается, что этот день, как никакой другой, наиболее подходит для вывешивания «коней удачи», и сделать это желательно до захода солнца. Если у вас нет такой возможности, не стоит расстраиваться — освятить и вывесить свой хий морин можно в любой другой день, особенно удачной для этого будет первая неделя нового года.

в 10:00 ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов — Хий Морин Сан. «Конь ветра удачи» — это символ, показывающий состояние благополучия человека. В ходе него освяща­ются хий морины прихожан, присутствующих на хурале.

В 15:00 Табан Хаан (Пять царей — бур.), во время которого начитыва­ется и книга «Хий морин сан» (Очищение коня удачи — бур.).

На 15 день Монлам Ченмо,19 февраля, ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн.

20 февраля

в 15:00будет прочитан Додудба — текст из сутры Праджняпарамиты.

21февраля,

с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал, посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.

Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

Все вопросы о времени проведения хуралов и приема у лам можно задать по телефону +7 931 392−10−37.