Дорогие прихожане и друзья!
Приглашаем Вас завтра, в воскресенье — 22 июня, на приводную территорию Дацана Гунзэчойнэй для духовной практики и отдыха. Ламы проведут сложный и важный обряд с подношениями определённому классу сущностей, к которым
Начало обряда в 10 часов.
Вход свободный для всех, без предварительной записи и регистрации.
По завершении молельной службы всех присутствующих ждёт увлекательные спортивные состязания с ценными призами. Вы можете стать участником или зрителем яркой национальной бурятской борьбы
Место проведения: на берегу реки Большая Невка, рядом с кассами ЦПКиО (со стороны Приморского проспекта, справа от входа на Елагин остров).
Обряд Обоо тахилга как традиция почитания
Обоо тахилга направлен на «сабдаков» — невидимых существ разного класса происхождения, которые согласно традиционным представлениям буддийских народов покровительствуют различным местам, будь то город или другой населённый пункт, дорога, впадина или возвышенность, побережье близ воды или подножие горы. Этот традиционный обряд, проводимый в большинстве буддийских регионов России, вошёл в постоянное расписание летних служб в нашем Петербургском Дацане несколько лет назад.
Обоо («куча», «груда», «насыпь») считается местом обитания Покровителя местности. Обращаем внимание, что Обоо — это не сам Хранитель, а именно место. Это важно для понимания одноимённого обряда, когда, например, в рамках урбанистической практики ламы могут пригласить к намоленному очищенному месту своего обряда Хозяина местности, сделать ему подношение, а затем проводить его ритуально восвояси. К слову, Покровитель местности может обитать в любых природных источниках, не только на возвышенности, а также у водоёмов, в полях, лесистой местности
Согласно буддийской классификации, Духов местности определяют по таким признакам: по полу — мужской или женский; по характеру (признакам действенности) — мирный или гневный; из предыдущей характеристики выделяют тип проявления — светлый или тёмный. Например, подношения мирным Хозяевам направлены на умиротворение болезней и страданий, гневным — для предостережения и отвращения врагов, опасности. К Хозяину местности светлой стороны относятся духи, принявшие буддизм, обитающие у дацанов; а к Хозяинам тёмной — духи, обитающие у больших водоёмов, некоторые родовые и бывшие
Ритуал является действенной практикой почитания и умиротворения повелителей отдельных топографических или культовых мест — Обоо. (К слову, в буддизм не сразу пришёл культ Обоо, он постепенно стал применяться в практике). Считается, что различные места, будь то город или другой населённый пункт, дорога, впадина или возвышенность — побережье близ воды или подножие горы, находятся под властью невидимых хозяев разного класса происхождения. Среди этих повелителей, именуемых общим названием «сабдаки», могут быть как высшей, так и низшей природы существа согласно буддийской космологии, например: дэвы (в переводе с санскрита — «сияющие») — разные боги из небесной сферы; асуры, или низшие завидующие божества, проявляющие гнев, гордость, воинственность; голодные существа — прета. Они все обладают природой быть властными.
Буддисты верят, что сабдаки влияют на многие сферы жизни и природы: меняют погоду, от них зависит богатый урожай, управляют действием стихий; также могут оказывать помощь своим подопечным — людям, обращающимся к ним с житейскими просьбами и делающим подношения на местах Обоо, содействуют в исцелении от болезней и улучшении самочувствия, способствуют привлечению благополучия в жизни, защищают в пути, устраняют любые препятствия, оберегают от внешних дурных воздействий. Те хозяева местности, которые имеют посвящение в Учение Будды, особенно покровительствуют всем на жизненном пути, кто живёт осознанно, накапливает добродетель за счёт помощи другим, помогают им установить связь с божествами из буддийского пантеона, вышедшими за пределы сансары. Польза от Обоо тахилга огромная: человек энергетически очищается от загрязнений, возникших в нём после небрежного отношения к окружающей среде и природе, даже если и несознательно (такие загрязнения называются «Диб»), очищается и конкретная местность на тонком уровне, что делает благосклоннее её сабдаков к обитателям этого пространства (например, отдельного района или целого города); подношения в виде напитков и пищи располагают повелителей местности к помощи людям, они слышат наши просьбы и оказывают поддержку в личных или общих делах.
Важно понимать, что места Обоо — это не буддийские святыни, где к сабдакам обращаются наравне как к буддам, бодхисаттвам, йидамам и почитают Три Драгоценности. Сабдаки являются мирскими, а не Просветлёнными незримыми существами, поэтому они не могут помочь людям выйти из сансары, даже те из них, кто принял Учение. Духи местности — помощники людей здесь, на Земле, и на жизненном пути, поскольку человек неразрывно связан с природой и окружающей средой, мы — часть единого целого мира.
В том месте, где ламы проводят этот обряд, наступает гармония, процветание. Обоо тахилга сопровождается воскурением специальных сыпучих благовоний — «Санг» из особых смесей трав, благородных растений для очищения пространства и придания созидательной силы потусторонним защитникам обоо. Однако, делая подношения, не стоит думать только о сабдаках местности. Ламы читают разные тексты при подношении Санг, в каждом из них есть обращение к буддам, бодхисаттвам, просветлённым Учителям, йидамам, к дакиням и Сахюусанам — мирским Защитникам Дхармы и Сангхи. Обряд Обоо, проводимый в неэтнических буддийских регионах, в частности, в Петербурге — на набережной реки Большая Невка, в силу территориальных особенностей неполностью можно назвать канонической практикой: изначально это побережье не представляет собой место обоо, а ламы приглашают туда сабдаков, во время службы совершается для них подношение, после чего духов провожают в их земные обители. Благодаря оказанному почтению, сабдаки берут под свою защиту и нашу местность.
На Обоо принято делать подношения всем, даже не буддистам, чтобы получить расположение духов местности, тем самым оказав им должное уважение и внимание. В ритуал Обоо тахилга также входит обряд Даллага с подношением в виде пищи (чаще используют конфеты, печенье, фрукты).
При этом всем, независимо от вероисповедания, рекомендуется произносить буддийскую мантру: ОМ А ХУМ.
Слог «Ом» увеличивает количественно подношения во много раз; «А» преобразует поднесённые предметы в полезные для сабдаков вещи, напитки — в божественный нектар; слог «Хум» очищает подношения от всего нечистого, защищает от воздействия вредоносных духов.
Также процитируем отрывки из священного текста «Даши чарбеб сан», которые можно озвучивать присутствующим во время подношения воскурений:
САИ ЛХАМО ТЕНПА ДАН ТОН СУМ ЖИВДАГ ТАМЧЕД ДАН ЮЛЬ ЛХА ЖИВДАГ НАМЛА БУЛЬ
Подношу богине Земли Тенма, всем хозяевам Трикосмия и особенно проживающим здесь, в этом краю,
СИДПИ ЦЕМО НЫ ЗУНТЕ НЯРМЕД НЯЛЬВИ ВАР НИБИ ДЖОВА ДЖИ НЕД ЧИПА САН
Начиная с «верхушки сансары» и до ада непрекращающихся страданий всех живых существ угощаю воскурениями.
Предлагаем вам также прочитать подробную информацию об обряде Обоо тахилга в другом разделе на нашем сайте, перейдя по ссылке.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОБРЯДУ, КАКИЕ ПОДНОШЕНИЯ ПРИНЕСТИ
Как подготовиться к Обоо тахилга: дабы не разгневать невидимых хозяев местности, участники в обязательном порядке должны воздержаться от употребления алкогольных напитков накануне и в день ритуала, перед службой постараться не курить. В день проведения обряда не нужно есть острую пищу и резкопахнущие продукты (лук, чеснок, яйца и другие), желательно не использовать парфюм. Важно соблюдать правило «чистоты» мыслей, намерений, тела (посещать обряд женщинам в критические дни не рекомендуется). На месте ритуала нельзя мусорить — важна чистота места!
Обряд будет проводиться под открытым небом и достаточно продолжительный по времени, поэтому всем участникам нужно позаботиться о том, на чём сидеть на набережной. Стоит учитывать и переменчивый характер погоды в Петербурге, в связи с чем стоит иметь зонтик или дождевик.
На Обоо тахилга в качестве подношений от мирян можно принести на выбор: чёрный чай или молоко (можно оба напитка), конфеты и любые другие сладости, крупы, печенье и выпечку, фрукты, маленький кусочек несолёного варёного мяса. Можно также принести в дополнение к продуктам синий
Важно понимать, что большинство Хозяев местности не освободились от сансары. Поэтому не следует приносить им в качестве подношений одурманивающие вещества — алкоголь, табак, поскольку они не способны преобразовать их в нектар.
На месте проведения ритуала, до его начала, вы можете написать записки с вашим именем и именами близких людей, которые ламы прочитают на обрядовой службе.
Там же, на месте, можно оставить для лам и на нужды Дацана ваше посильное пожертвование (денежное подношение).
КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
Отбор
Все участники — взрослые и дети будут поделены по весовым категориям.
В каждой категории будут выбраны лучшие борцы на три призовых места.
В борьбе за абсолютное первенство допускаются по 3 лучших спортсмена из каждой взрослой весовой категории.
За призовые места и за абсолютное первенство участникам будут вручены денежные презенты.
Контактное лицо по спортивной части: +7 911−756−16−50, лама Еши Пагчог (Саян Будаев).
И в заключение заметим: несмотря на мощную силу и почти неограниченные возможности, сабдаки, как и люди, тоже пребывают в мире страданий — сансаре. Поэтому, опираясь только на их помощь невозможно найти выход из бесконечной череды перерождений. Каждому человеку важно лично постигать Учение Будды и практиковать Дхарму в своей жизни, совершать как можно больше добродетельных поступков и накапливать благую карму, взращивать в себе духовное отношение ко всем дышащим существам и бережное, внимательное отношение к окружающей среде, включая место проживания.
Приглашаем всех желающих присоединиться к ритуальной практике вместе с ламами, тем самым внести свою посильную духовную лепту в благосостояние нашего города, и стать участником или болельщиком в последующей программе спортивных мероприятий!
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы — Лиен Роса и Оксана Суржко).