Дацан Гунзэчойнэй В Международный женский день рассказываем о женских образах в буддизме

«Оберегать, лелеять, любить»: Дацан поздравляет с Международным женским днём

8 марта в России по традиции отмечается Международный женский день, и для нашего сайта это хороший повод поговорить о женских образах в буддизме.


Быть может, они не так бросаются в глаза, как в христианстве, где культ Богородицы, или же Девы Марии занимает одно из центральных мест в пантеоне (центральных, но не заглавных, поскольку в понятие Троицы женское начало, согласно догматике, не входит). Тем не менее, буддизм наполнен всевозможными женскими ликами — от принцессы Яшодхары, жены Сиддхартхи Гаутамы, и до женского божества Тары, имеющей более 20-ти внешних воплощений.

«Драгоценное человеческое рождение возможно
только благодаря женщине»

Традиционные мировые религии часто обвиняют в сексизме, забывая, что все они сложились в эпоху самого строгого патриархата, когда и в социальной, и в сакральной иерархии женщина занимала второстепенное положение. Но так было далеко не всегда, особенно, если мы вспомним некоторые религиозные культы древности, самыми яркими из которых являются почитание Владычицы в минойском Крите или же образ принцессы Кунти в Махабхарате, способной рождать детей-полубогов. Тем не менее, господство матрицентрических религий принадлежит к такому отдаленному времени, что оно кажется полулегендарным и относится скорее к туманной Двапара-юге, нежели к нынешней «упаднической» Кали-юге (если пользоваться индуистским летоисчислением, в котором спираль времени видится почти бесконечной).

Кстати, именно в русской культуре были предприняты дерзкие попытки вернуть женскому началу первостепенное значение. Когда философ конца XIX века Владимир Соловьев выстраивал свое полуэзотерическое учение о Вечной Женственности, подхваченное его учениками — Евгением Трубецким, Павлом Флоренским и Даниилом Андреевым, когда русские мистики поклонялись блоковской Прекрасной Даме, на дворе стоял тот самый серебряный век, под занавес которого на окраине Петрограда, вопреки всем чинимым препонам, появился буддийский Дацан. И пока мыслители спорили о «вечно женственном» или «вечно бабьем» в славянской душе, со стен этого самого Дацана на русского интеллектуала впервые взглянули глаза нарисованных буддийских богинь — Белой и Зелёной Тары.

Уникальные мозаичные танки, находящиеся в дугане (алтарном зале) Дацана Гунзэчойнэй,
слева направо: Белая Тара, Авалокитешвара, Зелёная Тара. Современное фото Ивана Андреева

«Один из тантрических обетов в буддизме — не обижать женщину — подчеркивает настоятель Дацана Гунзэчойнэй, ширээтэ-лама Буда Бадмаев. — Это формирует наше отношение к женскому полу: оберегать, лелеять, любить».

Заметим, что для буддизма так называемая гендерная принадлежность представляется не такой важной, как для многих других религиозных учений. В своем путешествии по сансаре, совершаемом через круг перевоплощений, человек способен рождаться то в мужском, то в женском обличье, актуализируя в зависимости от своей очередной реинкарнации ту или иную сторону своей души — или мужские качества: рациональность, стойкость и доблесть, или женские: интуицию, мягкость, отзывчивость. Поэтому ни один буддист не станет придавать своему полу преувеличенного значения. Другое дело, что мужское и женское — не просто две стороны природы всех живых существ, но и выражения предвечно существующих космических начал. И в этом качестве в буддизме женское начало тесно переплетено с понятием Матери, Материи.

«Понятие матери связано с буддийскими представлениями о драгоценном человеческом рождении, — говорит досточтимый настоятель Дацана Буда Бадмаев. — Ведь только человек может постигать духовные учения и достичь просветления. А обрести такое рождение можно лишь благодаря женщине. Конечно, бывает чудесное рождение, но это достаточно редкое явление. Поэтому женщина совершает одно из самых ценных деяний — даяние жизни. Да, в буддийских текстах рассказывается о женщинах-учителях, практиковавших Учение Будды и достигших высоких реализаций. Но они тоже ассоциируются с материнским аспектом, часто их именуют Матерями будд, как и буддийских богинь — Тару и других».

Среди женских образов в буддизме особое внимание уделяется индийской царице Ма́йе Де́ви, или как её ещё именуют Махама́йе (в переводе с санскрита и пали — «Великая Майя») и Майяде́ви («Царица Майя») женщине, которая дала рождение Сыну, будущему Великому Учителю и Освободителю от страданий всех живых существ Шакьямуни. Нам известно из истории буддийского праздника Лхабаб Дуйсен, один из своих основных подвигов Будда как раз совершил во благо Махамайи: освободил свою мать из сансары, поднявшись на небо богов, и затем снизошёл с небес Тушита на землю для передачи Дхармы.

Будда во время трехмесячной проповеди для своей матери и других божеств

Добавим, что и принцесса Яшодхара (в другой транскрипции — Ясодхара), супруга Сиддхартхи Гаутамы в бытность его принцем из рода Шакья, также испытала счастье материнства, родив от будущего Будды сына Рахулу. Позднее и она, и Рахула вступили на путь духовного совершенствования и постепенно достигли степени архата, выйдя из колеса перерождений.

Танцы, побеждающие демонов: кто такие дакини, и как выглядит
бодхисаттва в женском образе

В целом, буддийский пантеон божеств, насчитывающий не один десяток будд и бодхисаттв, представлен мужскими образами. Но есть среди них немногочисленные женские божества, как олицетворение женского начала и мудрости.

Поскольку мужское и женское начала взаимодополняют друг друга, они не могут существовать одно без другого. В этом случае мужские и женские божества изображаются вместе, в едином союзе Яб-юм (по-тиб. — «отец-мать», на санскр. — юганаддха, досл. — «соединение»), где мужской образ является основным, а женский — дополняет и продолжает его.

Существуют и самостоятельные, независимые от мужского обличия, богини. Они трактуются как воплощение образа Матери, покровительницы и олицетворяют собой непреходящие ценности — любовь, сострадание, веру, учение, мудрость, защиту, гармонию. В буддийской традиции, в частности, у буддистов России наиболее почитаемо женское божество, бодхисаттва в женском образе — Тара (о ней мы уже упоминали, в переводе с санскрита её имя означает «спасительница»). Иконический символ воплощения беспредельного сострадания, бесконечной любви ко всем живым существам, мудрости. Защитница от бед и болезней, помощница для всех нуждающихся, особенно в семейных делах, оберегающая детей и стариков. Тара имеет 21 внешний образ, каждый из которых отличается цветом и функциями. Самые известные из них — Белая Тара (на санскрите — Сита-Тара) и Зелёная Тара (на санскрите — Щьяма-Тара). В истории остались упоминания, согласно которым Тара в определенном виде имела земное воплощение. Одним из запоминающихся воплощений, например, было объявление Белой Тарой императрицы Екатерины II — той самой, которая учредила институт Пандито Хамбо-ламы в России (подробнее об этом — в статье «Как императрица Екатерина Великая стала буддийской богиней»).

Мозаичная танка Белой Тары в дугане (алтарном зале) Дацана Гунзэчойнэй.
Фото Ивана Андреева

В учениях буддийских тантрических школ есть спутницы божеств в женском образе — «да́ки́ни», что означает «парящая в небе», «небесная путешественница». Это женские духи, хранительницы тайных знаний — они считаются воплощениями женского начала и почитаются как защитницы стремящихся к Пробуждению. Дакини будто парят в воздухе, танцуют, побеждая демонов, приходят на помощь всем молящимся богам. Могут изображаться как в образе прекрасных дев, так и в отпугивающем виде старых женщин, каждая — со своими атрибутами и особенностями (позой, положением рук, личными предметами, нарядами, драгоценностями). К дакини могут относиться женщины, достигшие Просветления, например, женщины-ламы, либо женщины в миру, родившиеся с признаками дакини. Известно, что в начале XX века хатун Дондогдулам Цэндийн — супруга монгольского Богдо-гэгэна — была объявлена земным воплощением дакини.

Говоря о женском начале в буддизме, стоит рассказать и о хуралах, посвященных божествам в женском обличии. Хурал МАНДАЛ ШИВА (санскр. — «четыре мандалы»), на котором как раз взывают к помощи одного из образов Тары. Проводится он в Дацане ежемесячно, один раз — в 30-е лунные сутки.

Это ритуал с четырёхчастным подношением мандалы богине Зелёной Таре. Мандала — символ всех богатств Вселенной. Сначала её подносят всем Учителям, буддам и бодхисаттвам, а затем — троекратно Арья Таре и также читают священный текст 21-ой Таре, произнесенный когда-то самим Буддой Шакьямуни. Благодаря восхвалению Тары все присутствующие получают благословение и помощь, особенно находящиеся в сложной жизненной ситуации или в затруднительном положении. Благая энергия Зелёной Тары способствует устранению препятствий, продлению жизни, исполнению желаний, дарует детей, помогает в течении беременности и при родах, оказывает помощь в обретении спутника жизни. А еще считается: тот, кто возносит хвалу Таре, является подлинно разумным.

Во время молебна присутствующие могут произносить мантру «ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СОХА», которая гласит: «ТАРЕ освобождает от сансары, ТУТТАРЕ освобождает от восьми страхов, ТУРЕ избавляет от всех болезней».

Дацан Гунзэчойнэй сердечно поздравляет всех женщин с Днем 8 марта! Мира, Любви, Добра и Процветания!

Авторы: Валерий Береснев, Лиен Роса
Иллюстрации: из открытых источников в Интернете.

Fri, 06 Mar 2020 16:00:00 +0300