Дацан Гунзэчойнэй Возложение цветов Ламами Дацана Гунзэчойнэй и общиной буддистов-мирян в память о 76-й годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

«На фронт уходили с верой, спрятанной глубоко в сердце»

Настоятель Дацана Гунзэчойнэй рассказал о том, почему с 1997 года в «Ленинградский День Победы» буддисты участвуют в возложении цветов на Пискарёвском кладбище.


Недавняя годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады стала своеобразным прологом к 75-летию Великой Победы — даты, которую наша страна будет торжественно отмечать в этом году. Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй тоже принял активное участие в недавних праздничных мероприятиях по случаю «Ленинградского Дня Победы» (как иногда называют 27 января 1944 года отечественные СМИ): подготовил материал о том, как буддийские ламы и бурятские снайперы защищали Ленинград в годы Великой Отечественной войны, а также делегировал своих представителей на возложение венков и цветов, которое каждый год по традиции проходит на Пискарёвском мемориальном кладбище.

«В церемонии возложения община нашего Дацана участвует с того момента, как я стал настоятелем — с 1997 года, — свидетельствует Ширээтэ-лама буддийского храма Буда Бадмаев. — Но регулярный характер это приобрело с 2002 года. Я помню, что когда в 2002 году зимой я и другие ламы появились на Пискарёвке, корреспонденты телеканала „Россия“ спросили у меня: „А при чём здесь буддисты?“ Именно тогда я понял, что люди просто не знают о том, что многие выходцы из буддийских регионов России — Бурятии, Тувы и Калмыкии — воевали с фашистами. Подобное неведение, как правило, порождает всякого рода небылицы. Я думаю, что сейчас наша задача показать, что весь многонациональный народ тогдашнего СССР защищал свою Родину. Для всех нас — для бурят, калмыков, тувинцев, алтайцев и пр. — эта война имела священный характер. Она породила в сердцах людей глубокий, искренний патриотизм и при этом возродила в Советской России религиозность».

По словам досточтимого настоятеля Дацана Гунзэчойнэй такой патриотизм может показаться тем более удивительным, что накануне войны политические репрессии 1937−38 годов серьёзно затронули и национальные окраины СССР. «Большинство буддийских лам в Советской России расстреляли к 1938-му году, — констатирует Буда Бадмаев. — Но осталось очень много прихожан и просто верующих буддистов. Неужели за три-четыре года, оставшихся до начала войны, они могли позабыть о своей вере? Могли ли они вообще забыть свою историю, своих отцов и дедов? Нет, конечно — это было бы смешно и неправдоподобно. Поэтому, когда в 1941 году фашистская Германия объявила войну Советскому Союзу, большинство бурят, тувинцев и калмыков продолжали придерживаться буддизма как веры своих отцов, хотя и предпочитали делать это тайно. И на фронт, на защиту Родины, они уходили с верой, спрятанной глубоко в сердце».

Из одной только полумиллионной Бурят-Монгольской АССР на фронты Великой Отечественной было призвано (или ушло добровольцами) порядка 120 тысяч человек. Согласно официальной статистике, из этого числа погибло 34,2 тысячи бойцов, ещё 6,5 тысяч вернулись инвалидами, 36 человек было удостоено звания Героя Советского Союза, 11 человек стали полными кавалерами Ордена Славы, 37 тысяч человек награждены орденами и медалями.

Кроме этого, на стороне Красной Армии сражались 8 тысяч граждан Тувинской народной республики (ТНР), которая, напомним, вплоть до осени 1944 года официально не входила в состав СССР. Домой из этих 8 тысяч вернулось не более 300 человек. Подвиги тувинцев были заслуженно оценены советским руководством. Двадцать воинов ТНР стали кавалерами высшего солдатского ордена — Славы, около 5500 тувинцев награждены другими советскими и тувинскими орденами и медалями. 10 тувинцев было удостоено звания «Герой Советского Союза».

Из тех, кто ушёл на фронт из Калмыкии, 8 тысяч были награждены орденами и медалями, 21 человек удостоены высшей воинской почести — звания Героев Советского Союза.

Многие из тех, кого призывали в ряды Красной армии из буддийских регионов, воевали и на Ленинградском фронте. «Один из моих родственников воевал здесь, под Ленинградом, вспоминает Буда Бальжиевич Бадмаев. — Он выжил, вернулся домой в Бурятию и иногда рассказывал о военном времени, об его ужасах, но чаще всего — молчал. Когда его спрашивали, он обычно отвечал: „А зачем тебе это знать? Все было — и плохое, и хорошее“».

По словам настоятеля Дацана Гунзэчойнэй, многим бойцам, несмотря на жестокость военного времени, помогла выжить вера. «Человек давно должен был погибнуть или исчезнуть, но благодаря каким-то религиозным практикам ему удавалось чудом остаться в живых, — поясняет Ширээтэ-лама. — Люди целыми и невредимыми приходили домой. Об этой религиозной стороне войны, для многих неожиданной, мы тоже должны помнить».

В нынешней церемонии возложения на Пискарёвском кладбище под руководством настоятеля Дацана приняли участие многие ламы и прихожане храма. Кроме цветов к мемориальной стене был возложен венок, на ленте которого значилась лаконичная надпись: «Героическим защитникам Ленинграда от буддистов России». Красные гвоздики были оставлены верующими и у небольшой, вмонтированной в стену плиты на Пискарёвке, гласящей: «Вечная память воинам Бурятии, погибшим при защите Ленинграда».

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй, фотограф Иван Андреев.

Wed, 29 Jan 2020 14:00:00 +0300