«Когда у бурят спрашивали: «На какой фронт ты хочешь поехать?», чаще всего отвечали: «На Ленинградский фронт»
«Есть множество свидетельств того, что в 1941 году наши земляки-буряты во время военного призыва на вопрос: «На какой фронт ты хочешь поехать?», чаще всего отвечали: «На Ленинградский фронт». Почему? Потому что знали, что здесь есть буддийский храм, — заявил досточтимый настоятель Дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев, выступая с приветственным словом перед участниками только что завершившейся научной конференции в Санкт-Петербургском государственном Музее-институте семьи Рерихов. Конференция была приурочена сразу к нескольким датам, среди которых главными считались — «Год Памяти и Славы» (75-летие Победы в Великой Отечественной войне) и 85-летие Пакта Рериха. Среди многочисленных докладчиков присутствовали и представители Дацана вкупе с Фондом развития буддийской культуры (ФРБК).
Конференция «Рериховское наследие» имела статус международной и научно-практической, и являлась ХХ-й по счёту. Список её учредителей смотрелся весьма солидно: помимо упомянутого Музея-института семьи Рерихов в нём значились Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж и Дом-музей семьи Рерихов (Улан-Батор). Что до перечня оказавших поддержку участников, то он оказался ещё пространнее: Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Всемирный клуб петербуржцев, Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, а также Международный благотворительный фонд «Рериховское наследие», одноимённый (как нетрудно заметить) с самим мероприятием, которое продолжалось, ни много, ни мало, четыре дня — с 7 по 10 октября.
Основным модератором конференции выступил Алексей Бондаренко, директор Музея-института семьи Рерихов, а сопредседателями были объявлены гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов, депутат городского Законодательного собрания Алексей Ковалёв, председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова и другие известные лица. Как с экрана (дистанционно), так и вживую были зачитаны многочисленные приветствия к собравшимся — в частности, от имени генерального консула Республики Индия в Санкт-Петербурге Дипака Миглани, председателя Израильского общества «Живой этики» Нины Зальцман, директора Музея Рерихов в Улан-Баторе Бирагийн Янжмаа и пр.
Досточтимый настоятель Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй
лама Джампа Доньед (Буда Бальжиевич Бадмаев)
«Как вы знаете, 75-летие Великой Победы мы отвечаем целый год, и я думаю, что это правильно, — подчеркнул в своей приветственной речи Буда Бадмаев. — В ходе конференции мы говорим о наследии, а 75-летняя годовщина Победы в самой страшной войне в истории человечества — это и есть наше наследие. После себя надо оставить хорошее, благое наследие, и в этом смысле мы (Дацан Гунзэчойнэй) вместе с Музеем-институтом семьи Рерихов пытаемся объяснить людям пользу и благо от того, что мы практикуем буддизм и общечеловеческие ценности. В основании нашего храма принимала активное участие чета Рерихов — витражи, расписанные их рукой, тоже являются нашим общим наследием. Если же говорить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, стоит вспомнить, что во время блокады наш храм, вынужденно бездействующий, тем не менее, оставался важным звеном в цепи сопротивления вражескому нашествию. А сами буряты-буддисты прошли через многие фронты того времени и, в итоге, дошли до Берлина. Наше наследие мы должны сохранять и приумножать, чтобы новое поколение понимало: только высоко духовная нравственная позиция защитников Ленинграда дала возможность победить в этой кровопролитной большой войне».
Разумеется, неслучайно пленарное заседание самого первого дня конференции, 7 октября, было во многом посвящено военной теме и носило название: «„Подвиг, героизм всегда были зовущими…“: к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Митусовы — хранители Рериховского наследия». В рамках «пленарки» свой доклад под названием «Санкт-Петербургский Дацан и оборона Ленинграда» представили сотрудники Фонда развития буддийской культуры Инна Васильева (исполнительный директор ФРБК, доктор технических наук) и Валерий Береснев (член правления ФРБК, главный редактор сайта Дацана Гунзэчойнэй) при технической поддержке Лиен Росы (выпускающего редактора сайта Дацана Гунзэчойнэй), которая также участвовала в подготовке презентации доклада.
Выступление исполнительного директора Фонда развития буддийской культуры (ФРБК),
доктора технических наук Инны Васильевны Васильевой.
«Из полумиллионного населения Бурят-Монгольской АССР на фронт попали 120 тысяч призывников, то есть каждый четвёртый. Это был совершенно особый контингент», — констатировала Инна Васильевна в начале своего доклада. По сути, из всех буддийских народов России именно бурятские красноармейцы прошли войну от первого до последнего дня. Калмыкия к августу 1942 года оказалась под фашистской оккупацией, что впоследствии самым печальным образом отразилось на судьбе этой советской республики. При этом коэффициент орденоносцев и Героев Советского Союза среди сражавшихся на фронте калмыков оказался одним из самых высоких: волжские ойраты сражались отчаянно. Что касается Тувы, то она, как известно, была первой страной, открывшей «Второй фронт» против фашистской Германии сразу после начала войны, однако на фронт тувинские добровольцы попали только к концу 1943 года. До этого момента Сталин берёг крошечную и сравнительно малонаселённую страну, которая в 41-м ещё числилась независимой и не входила официально в состав СССР.
Все накопленные к настоящему времени материалы об участии буддийских народов России в Великой Отечественной войне (как подчеркнула в своём докладе Инна Васильева) должны будут составить собой отдельную книгу под авторством Валерия Береснева, которую планируется издать к 80-летию ленинградской блокады. В настоящее время с отдельными главами этой книги уже можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «История» (адрес сайта Дацана Гунзэчойнэй dazanspb.ru — прим.ред.).
Симптоматично, что практически одновременно с Тывой военным союзником Советского Союза против гитлеровской Германии объявила себя Монголия (ещё в 1939 году участвовавшая в боевых действиях на Халхин-Голе совместно с Красной Армией, но также, как и Тыва, имевшая независимый государственный статус). Собственно, этой теме — «Как Монголия помогала СССР в Великой Отечественной Войне» — был посвящён доклад Очирбата Батсайхана, советника директора Музея Рерихов в Улан-Баторе, выступившего в рамках всё того же пленарного заседания.
Доклады представителей ФРБК продолжились и в последующие дни конференции. Так, 9 октября исполнительный директор Фонда, кандидат химических наук и доктор технических наук Инна Васильева представила аудитории тему: «Строительный комитет буддийского храма в Санкт-Петербурге-Петрограде». Она напомнила, что создателем, вдохновителем и организатором строительства Петербургского Дацана был бурятский лама и представитель Тибета Агван Доржиев. Однако его идеи могли бы так и остаться нереализованными, если бы не Строительный комитет, сформированный из выдающихся учёных и деятелей культуры того времени: профессора Фёдора Щербатского, академиков Василия Радлова и Сергея Ольденбурга, князя Эспера Ухтомского, живописца Николая Рериха, художницы Варвары Шнейдер и архитектора Гавриила Барановского (подробнее об этом можно прочитать в Алфавите российского буддизма в биографии Щербатского).
В тот же день с докладом «Тангка с изображением Будды из коллекции Ю.Н. Рериха» выступила Юлия Елихина — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, доцент кафедры монголоведения и тибетологии Санкт-Петербургского Государственного университета (Санкт-Петербург) и по совместительству — член правления ФРБК.
Конференция, как свидетельствует сайт музея-института семьи Рерихов, проходила в «очно-дистанционном формате с соблюдением санитарных норм и ограничений» и завершилась 10 октября насыщенной культурной программой.
Видеоотчёт трёх дней конференции можно посмотреть здесь.
Программа XX Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие»