Дацан Гунзэчойнэй Балины - новое подношение йидаму Калачакре в Дацане Гунзэчойнэй

Буддийскому божеству поднесли новые балины

Ритуал освящения новых подношений — балин, которые пришли на смену прежним, состоялся несколько дней назад во время дневного хурала в Дацане Гунзэчойнэй. Обновлённые подношения будут постоянно пребывать на алтаре в дугане (молитвенном зале) храма, пока, в свою очередь, не придёт время их заменить.


Ритуальные балины, которые благодаря внешней красоте и тонкой искусной работе можно считать художественными произведениями буддийского религиозного искусства, были преподнесены ламами йидаму Калачакре — главному обетному божеству, защитнику и покровителю Дацана Гунзэчойнэй. Исторически сложилось, что Петербургский Дацан строился в стиле монастырей Калача́кра (на санскрите — «колесо, круг времени») и получил особое посвящение в тантрические практики этого тибетского учения. К слову, священная статуя многорукого Калачакры в мужском обличии в союзе со своей супругой Вишваматой была установлена весной этого года на последнем, закрытом для посещений, этаже нашего храма, в отдельной комнате-святилище. (Подробнее об этом событии можно прочитать в новости на сайте, перейдя по ссылке). Автором ежегодного ритуального изваяния (подношения) выступил лама Идамжап, буддийский священнослужитель в Республике Бурятия и городе Москве.

Новые балины, поднесённые йидаму Калачакре, расположены справа
от главной алтарной статуи Будды Шакьямуни, на специальном застеклённом подиуме.

На алтаре в Дацане были установлены регулярные балины «жундор» (есть ещё долговечные из металлов и сплавов и временные, создаваемые по случаю — прим. ред.), которые должны постоянно присутствовать во время многих молебнов. Такие подношения устанавливаются на какой-то длительный период, чаще всего на один год, и затем обновляются. Материалом для них служат съедобные составляющие: мёд, сахар, замба (на бурятском языке) — обжаренная мука грубого помола, с добавлением пищевых красителей в состав отдельных деталей для придания цвета этим украшениям.

После того, как балины приобретают законченную форму, их, согласно традиции, стремятся как можно живописнее украсить — всевозможными виньетками, узорами и изображениями цветов. Ингредиентами для этого нередко служат масла и жиры, а в качестве красок — пищевые красители. Иногда балины приобретают форму конуса или пирамидки. Если верх такой пирамидки усечён или как бы срезан, это означает, что божество, которому адресовано подношение, уже вышло за пределы круговорота сансары. Если же конус имеет заострённый верх, то связанное с ним сверхъестественное существо ещё находится внутри пёстрого и многослойного сансарического мира.

На тибетском «торма», а на санскрите «балин», буквально переводится как «бросаемое». В этом значении заключается суть такого вида наивысшего подношения: без сожаления, без привязанности, с чистыми намерениями, в сопровождении сама́дхи (особого медитативного состояния со спокойным умом и гармонией между внутренним и внешним мирами — прим. ред.), символических жестов кистей рук — мудр и буддийских мантр. В буддизме считается, что это очень важное осознанное ритуальное действие, которое помогает устранить негатив и препятствия на духовном пути, а также способствует обретению практикующим си́ддхи — особых сверхъестественных сил и возможностей.

Предыдущие балины, которые были заменены на новые, ламы сожгли в курильнице Байпур с маленьким снежным львом наверху, установленной в саду нашего храма, и таким образом символически накормили голодных духов, по поверью, которые всегда обитают рядом со святыми местами, в частности, с дацанами.

Thu, 10 Sep 2020 18:05:00 +0300