Сакральный образ учителя Будд прошлого и
духовного наставника бодхисаттв под сводами дугана
В религиозной галерее Петербургского Дацана, в главном, молельном, зале пополнение. С недавних пор одну из ниш на стене слева украшает ещё одна уникальная, авторская мозаика с изображением Татхагата Манджушри — самого почитаемого бодхисаттвы в Ваджраяне. Работа известной местной художницы Регины Дербенёвой. Буддийское панно (высота — 2 м, ширина — 1,65 м) стало седьмым священным полотном с сакральным образом в дугане наряду с Белой и Зелёной Тарой, Авалокитешварой, Буддой Грядущего Майтрейей, Буддой Медицины и Ваджрасаттвой. Оно выполнено тем же мастером, в такой же технике, как и предыдущие шесть мозаик. О процессе создания панно с образом Манджушри можно прочитать в ранней статье на сайте.
Легендарный последователь и сподвижник самого Будды Шакьямуни, бодхисаттва Манджушри является олицетворением высшей мудрости, ясного разума и слова, персонифицирует всеведение и полную просветлённость. В буддийских текстах есть описания многих форм Манджушри (примерно 41-ой), среди которых приводятся несколько мирных и гневных, встречающихся наиболее часто. Манджугхоша (на тибетском Джампеянг, Джамъянг — буквальный перевод «Красивый голос») — одна из популярных его форм, воплощаемых на буддийских тханках и в скульптурах.
Мы обратились к действующему ламе Дацана Гунзэчойнэй Йонден Соднам (Цыренжапу Замбалову), который любезно согласился рассказать нам о сакральной символике на новом панно с Буддой Мудрости.
«Изображение Манджушри, которое воплощено в этой мозаике, представлено единичным героем. Вообще, его образов и проявлений очень много. В окружении Будды [Шакьямуни] было восемь благих сыновей — ближайших учеников. В их число входит и бодхисаттва Манджушри. Проявление Будды Манджушри с мечом упоминается в самых ранних сутрах. Он является Отцом и Матерью всех Татхагат.
Посмотрим на его левую руку: в ней держит цветок лотоса, на котором священная книга, это Сутры Праджняпарамиты. Священные Сутры символизируют Мать Праджняпарамиты, Мать мудрости и материнскую составляющую, в целом. При этом меч в его правой руке, отсекающий два типа неведения — цепляние за своё „Я“ и за истинность явлений, обязательно соединяется через Будду Манджушри с олицетворением мудрости в левой руке. Мы понимаем через эти составляющие образа, что посредством мудрости (в буддийском понимании — прим. ред.) отсекаются омрачения двух видов.
Далее стоит обратить внимание на накидку из змеиной шкуры: она олицетворяет сострадание, бодхичитту, которые как бы покрывают. Здесь символизируется буддийский метод. Ещё из особенностей можно выделить диадему над головой, означающую пять
И вот ещё интересный символ — меч, расположенный отдельно в композиции рисунка, под троном. Очень часто в медитации шаматхи облик самого Манджушри заменяется на символ меча. Во многих практиках применяется такой способ — лицезреть именно меч, который отсекает омрачения, что приравнивается к визуализации самого бодхисаттвы. Поэтому на священных изображениях меч присутствует часто ещё дополнительно как отдельный элемент.
На символах луны и солнца тоже остановлюсь. Они не уникальны, присутствуют на многих буддийских изображениях. Вообще, в самом Восхвалении Манджушри говорится: мудрость подобно солнцу освящает всё пространство и очищает от двух видов омрачений. Солнце и луна — парные явления.
Достоинство речи этого бодхисаттвы, если вспомнить один из его известных эпитетов Вагишвара („Владыка речи“ в переводе с санскрита — прим. ред.), подобно рыку льва, голосу дракона. Обладает 60-ю различными достоинствами, в том числе, её сравнивают с речью матери, обращённой к единственному сыну.
Будда Манджушри восседает на лотосом троне, на лунном диске.
В заключении отмечу, что Манджушри может изображаться в разном виде: в белом цвете, красном и оранжевом, в зелёном цвете в положении стоя, есть многорукии и многоликии вариации его образов. Всё это свидетельствует о многочисленных проявлениях этого Будды».
Выполнение практик, повторение мантр, связанных с этим бодхисаттвой, развивает мудрость, укрепляет память, очищает и облагораживает речь, способствует более глубокому постижению Дхармы. Мы можем обращаться к нему с просьбой помочь нам усилить наши любовь, сострадание и мудрость.
— Сердечная мантра Манджушри на тибетском языке с русской транслитерацией (общедоступная, можно обратиться к ламе для передачи):
Ом А Ра Па Ца На Ди
— Вариант мантры Манджушри на тибетском языке с русской транслитерацией (общедоступная, можно обратиться к ламе для передачи):
Ом Намо Манджушрие, Нама Сушрие, Нама Уттама Шрие Сваха
— Восемь слогов Манджушри на тибетском языке с русской транслитерацией (начитывается в тайне, требуется передача от ламы) — для исполнения всех благих деяний:
Ом А Бхи Ра Хум КхЕ Ца Ра
Увидеть это священное мозаичное полотно в дугане можно в часы работы Дацана Гунзэчойнэй (Приморский пр., д. 91): ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 19:00. В алтарном зале необходимо быть в чистой сменной обуви или без обуви, либо в бахилах.
Текущие работы в Дацане Гунзэчойнэй, в которых можно принять участие
В настоящее время создаётся ещё одно мозаичное полотно с почитаемым тантрическим божеством для духовной практики лам. Регина Дербенёва вновь воплощает в стекле сакральный образ — на этот раз йидама Гухьясамаджи. Панно будет находиться в отдельной священной комнате для лам, на 5-м этаже Дацана. Там же, под самой крышей нашего храма, ранее уже разместилась почти двухметровая статуя другого йидама — Калачакры.
Гухьясамаджа (в переводе — «Тайное собрание») считается очень древней системой учения, одной из самых ранних буддийских тантр со времён Будды Шакьямуни. Позже буддологи установили, что уже в
Ещё Дацан Гунзэчойнэй
Мы видим многочисленные наглядные примеры огромного вклада прихожан, друзей и неравнодушных посетителей Петербургского Дацана в развитие традиционной деятельности нашего монастырского комплекса «Гунзэчойнэй». Пользуясь информационным случаем, от имени досточтимого настоятеля и лам Дацана выражаем искреннюю благодарность вам за это!
Пожертвовать на духовные дела лам и на нужны нашего буддийского храма проще, чем кажется. Это можно сделать даже удалённо, воспользовавшись удобным онлайн-сервисом Пожертвования для перевода через сайт или платёжными реквизитами.
Также находясь непосредственно в Дацане, любой желающий может передать своё посильное денежное подношение, оставив его в специальном ящике в алтарном зале.
Практика буддийских парамит в обыденной жизни и
для реализации качеств бодхисаттвы
Начинающие осваивать Дхарму буддисты часто задаются вопросом, как применять в жизни основополагающие наставления Учения Будды, чем они могут быть полезны не только самому верующему.
«Совершенства», как иначе назвают парамиты, представлены в Учении такими добродетелями: даяние, нравственность, терпение (в значении — выдержка, спокойное отношение ко всему), усердие, сосредоточение, мудрость. Они все важны и взаимосвязаны друг с другом на пути к духовному совершенству. Любой обет, принятый буддистом, необходимо прорабатывать посредством всех шести парамит. Когда у нас проявится мудрость понимания и освоения каждого обета, тогда мы и обретём духовность. Практика буддийских парамит применима не только в обыденной жизни, её предназначение намного шире: на пути к Просветлению верующий стремится к реализации себя как бодхисаттвы. На примере с первой парамитой даяния: можно рассуждать о ней с позиции мирского понимания, тогда речь идёт о бескорыстном дарении, материальной помощи и поддержке кого-либо; а также можно рассматривать с точки зрения практикующего буддиста — в этом случае мы уже говорим о великом совершенном даянии бодхисаттвы, то есть об осознанной щедрости, когда человек делится всем, что имеет. Практика «великого даяния» может совершаться телом, речью, умом: практикующий проявляет свою щедрость, даруя материальные ценности, Дхарму, добрые слова для психологической поддержки
Именно поэтому прихожане Петербургского Дацана стремятся после хуралов, обрядов или других религиозных, просветительских и культурных мероприятий с участием лам храма, совершить свою практику
О реализации текущих проектов Дацана благодаря совместным усилиям с верующими и о планах нашего буддийского храма на ближайшее время мы будем рассказывать и дальше на сайте с репостом в группу Дацана ВКонтакте. Любой из вас может принять участие в осуществлении этих важных и благих дел для Сангхи, и глобальнее — для мира, потому что каждый из нас будет
Присылайте нам на почту ваши предложения, пожелания по улучшению и развитию монастырского комплекса «Дацан Гунзэчойнэй»: info@dazanspb.ru
В данной статье частично использован материал из авторского сборника лекций досточтимого настоятеля Дацана Гунзэчойнэй Буды Бальжиевича Бадмаева «Лекции по философии и практике буддизма» / Сост. Ю. В. Болтач — СПб, 224 с. Приобрести книгу можно в киоске Дацана.
Редакция сайта сердечно благодарит уважаемого ламу Йонден Соднам за переданную мудрость и знания!
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы Саян Цыбиков, Лиен Роса).