Дацан Гунзэчойнэй Поздравление с 8 Марта от лам и настоятеля Дацана

Женщина как воплощение самой мудрости: поздравляем с 8 Марта!

Ламы и настоятель Дацана Гунзэчойнэй в Международный женский день передают поздравления представительницам прекрасного пола. А также делятся своими рассуждениями о философском аспекте женского воплощения в буддизме, о сакральности материнского образа и о роли женщины в мироздании.


По природе и по практике Учения Будды невозможно достичь совершенного состояния, т. е. пробуждения ума и раскрытия ясного света, односторонне. Обязательно должны быть два развивающихся параллельно аспекта для полной реализации потенциала — метод и мудрость. Методом является «отцовский поток практики», мудростью — «материнский поток практики». Когда они объединяются, то буддист может раскрыть весь потенциал совершенства. Женщины в нашей жизни тоже воплощают аспект мудрости. В буддизме есть Великая Матерь Праджняпарамита. «Совершенство мудрости» (Праджняпарамиту) называют «Матерью» и канонически изображают в женском образе не случайно, потому что она — исток всех явлений, все неисчислимые будды прошлого, настоящего и будущего рождены от неё, а благо от изучения Сутр о «Совершенстве мудрости» бесконечно. В методе же заключается активность развития.


Танка с изображением Великой Матери Праджняпарамита

Обратите внимание, как говорят про женщин, что они прекрасные создания. Буддисты это определение соотносят с дакини, которые играют роль сподвижниц к вдохновению мудростью у постигающих Дхарму в начале их пути, тем самым они представляют женское начало в традиции Ваджраяна. Кажущиеся на первый взгляд враждебными их образы в сакральной живописи на самом деле отображают совсем иной символический смысл: это демонстрация ярости благородной, указывающей на степень стремления к проявлению милосердия, мудрости у этих носительниц тайных знаний. Истинные дакини ведут практикующего йогина к такому состоянию, которое сопровождает его потом вплоть до обретения совершенства. Женщины как воплощение самой мудрости исконно несут такую же функцию — вдохновлять. Если женщина ещё и усердно практикует Дхарму, плодотворно тренирует тело, речь и ум, то её уже в реальном существовании можно причислить к воплощению дакини за духовный пример, помощь другим и заслуги.

В древности считалось, что наиболее расположены к Учению Будды мужчины, поскольку на пути Дхармы нужно побороть свои страсти, желания, и именно они обладают для этого необходимой стойкостью к эмоциональности. Отчасти поэтому не было и буддийских монахинь, которые приняли бы полное монашество с соблюдением всех запретов, а их более двухсот. Хотя среди последователей буддизма есть примеры женщин, соблюдающих мирские обеты (принятие определённых обетов для практики в повседневной жизни — прим. ред.) и так называемые «предмонашеские». Тара, известный канонический пример для всех буддистов, расширила границы этого представления, реализовав Пробуждение благодаря своей духовной практике, раскрыла свой потенциал, ясный свет в женском теле. Она не была монахиней. Также принятие полного монашества предполагает абсолютное отречение от всего мирского во имя Трёх Драгоценностей, а у женщины ведь есть важная миссия, данная ей по природе рождения в женском теле, — приносить новую жизнь.

«Если рассматривать женскую роль в буддийском мире, то давайте вспомним один из главных обетов в тантрическом буддизме Ваджраяна, который произносится перед духовным учителем: он так и звучит „Почитать женщину“, — продолжает рассуждения на женскую тему с точки зрения буддийской философии досточтимый ширээтэ-лама Джампа Доньед (Буда Бальжиевич Бадмаев). — Отсюда следует понимание, что к женскому воплощению буддисты относятся с особым почтением и уважением. Потому что только благодаря женщине у нас есть возможность получить Драгоценное человеческое рождение, ею совершается большая благодетель: женщина дарует человеку возможность физического воплощения в Драгоценном человеческом теле. Кроме этого, бескорыстная и чистая любовь, которую мать передаёт своему ребёнку, является эталоном в буддийской практике у последователей тибетской традиции Махаяны. Также в буддизме присутствует большой пантеон богинь, и есть практики женских божеств, например, Зелёной и Белой Тары. Имеющим посвящёние Аннутара-йога тантры известны символические тандемы, в которых изображены в паре мужское божество и юм (женское начало, воплощение наивысшей мудрости — прим. ред.). Это указание нам всем на то, что мужчины и женщины имеют равные духовные возможности для достижения Просветления».

Далее Буда Бальжиевич передал поздравления с 8-м Марта от имени лам Петербургского Дацана Гунзэчойнэй и Буддийской Традиционной Сангхи России:

«Поздравляем всех женщин с Международным женским днём! От души желаем вам быть всегда прекрасными, быть неиссякаемым источником добродетели — духовной благости и достичь большого духовного счастья. Для этого необходимо взращивать в себе благие качества и следовать своей природе. Будьте сами счастливы и передавайте это счастье всем живым существам!».

Использованы иллюстрации из открытых источников в Интернете.

Mon, 08 Mar 2021 07:00:00 +0300