Дацан Гунзэчойнэй Целха Намсум - ритуал для продления жизни с тремя божествами долголетия

Желаем вам долгой, здоровой жизни и приглашаем на ритуал Целха Намсум!

В преддверии калмыцкого традиционного праздника Зул по поводу встречи национального Нового года и для всех верующих-буддистов 17 декабря в Дацане Гунзэчойнэй пройдёт отдельный хурал о долголетии, направленный на продление жизни.


Целха Намсум, являющийся также очень важным защитным ритуалом, состоится 17 декабря в 18 часов в алтарном зале Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй (схема проезда).

Этот буддийский ритуал включает в себя прочтение ламами при участии мирян священных текстов с обращением к трём божествам долгой жизни. Три Божества в тибетском буддизме, которых практикуют для продления жизни, представлены Просветлёнными созданиями: Белая Тара, Будда Амитаюс (Будда Амитабха) и Ушнишавиджайя (Намгьялма). В буддийской иконографии каждый из них обычно изображается по отдельности, а также встречаются и вместе. Есть вариации, когда на священных полотнах с ними присутствуют Гуру Падмасамбхава и Бодхисаттва Авалокитешвара.

Белая Тара (на тибетском — Долкар), именуемая как «Матерь всех Будд», самое почитаемое буддийское божество в Тибете, Монголии и Бурятии. Олицетворяет исключительные качества трансцендентной чистоты, мудрости, сострадания в материнском аспекте ко всем без исключения. Является божеством для медитативного созерцания, к её опыту верующие-буддисты обращаются, чтобы преодолеть препятствия на жизненном и духовном пути, для излечения от различных заболеваний, тем самым желая продлить собственную жизнь в нынешнем рождении.

Белая, или Сита, Тара является одной из самых известных богинь, представляющих собой один из 21-го реализованный аспект Тары. Считается, что Тара и её воплощения — сильный канал энергии, способный перенести человека из сансары к высшему бытию. Она как поток воды, что в буддизме является синонимом жизни, помогает концентрировать жизненную силу, оздоровиться, поскольку человек сам состоит из воды. Тара также считается богиней речи, изначальным чистым звучанием, преобразующим мир. Визуализируя в медитациях, можно призывать Тару для помощи себе лично, либо перевоплощаясь в её образ читать молитвы для помощи близким, которые болеют или находятся в сложной ситуации, тем самым усиливая положительный эффект от мантры. С точки зрения Учения Будды, желание обрести длинную жизнь у практикующего, прежде всего, должно иметь цель как можно больше духовно совершенствоваться и развиться. Поскольку на духовном пути нас ведут уважаемые учителя — наставники по Дхарме, то в тибетской традиции буддизма принято желать им также долголетия, чтобы как можно дольше они пребывали в нашем мире и даровали свой опыт. Часто ламам ученики преподносят изображения с Белой Тарой или другим божеством долгой жизни с просьбой о том, чтобы они продолжали поворачивать Колесо Учения.

На буддийских танках Белая Тара канонически изображается сидящей в позе лотоса (падмасане) на полноцветном лотосовом троне, в лёгких священных одеждах, на голове — корона. Правая рука располагается у колена в варада-мудре (в переводе с санскрита — «дарующий»). Этот жест олицетворяет милосердие, направлен на избавление от дисгармонии как внутренней, так и с окружающим миром, на дарение блага и исполнение желаний. В левой руке, сложенной в джняна-мудре, она держит цветок лотоса. Такой жест является символом открытости по отношению ко всей Вселенной, абсолютных знаний о человеческой природе и мире. У Белой Тары семь глаз: два видящих ока, один во лбу — третий глаз (глаз мудрости), по центру ступней и ладоней также по глазу, что позволяет ей видеть страдания на всех уровнях бытия. Ещё могут быть образы сидящей Белой Тары не с перекрещенными ногами — левая нога свисает и опирается на лотос (лалита-асана). Реже, но также встречается Тара в этом воплощении, изображённая стоящей или танцующей. Белая Тара, по преданию, появившаяся из лотоса, который воплотился из слезы Авалокитешвары, стала женским аспектом (тиб. — юм) этого Бодхисаттвы.

В тантрическом буддизме есть понимание, что сиддхи (сверхспособности) Тары можно достичь не только путём глубокой медитации, постоянного повторения мантр и простираний — то есть без целенаправленной практики. Сила Тары может проявиться даже благодаря одному упоминанию о ней. Это делает такую духовную практику доступной каждому.

Присутствуя на ритуале, верующие могут начитывать мантру Белой Тары:

Ом Таре Туттаре Туре Мама Аюр Пунье Джняна Пуштим Куру Соха (слог «Мама» можно заменять на имя близкого человека).


Будда Амитаюс является реализацией божественного тела в положении глубокой медитации Будды Амитабха, или Будды Безграничного Света (его самбхогакая-формой). В буддизме Амитаюса причисляют к пантеону божеств долголетия и называют Буддой Безграничной жизни.

Амитаюс изображается красным цветом и украшен всеми драгоценностями будд. Восседает в позе лотоса, в руках держит драгоценный сосуд с амритой (в переводе с санскрита — «бессмертие») — эликсиром вечной жизни, листья дерева Ашока, символизирующего долгую жизнь без страданий и болезней.

По преданию, именно Будда Амитабха озадачился отыскать метод контроля над временем, а также сохранения, накопления и, при необходимости, восполнения жизненных сил для обеспечения долгой, здоровой жизни, благодаря чему будет возможно получить все блага духовных практик. Так Амитабха создал молитву, сила и действие которой распространились на все миры Вселенной, достигнув высочайшего бесформенного уровня Тела Вселенской Истины (на санскрите — дхармакая). И в этом райском мире божеств, из чистого лотоса появился защитник всех живых существ, дарующий возможность жить долго, — Будда Амитаюс. Он распространял свою силу продления жизни, а его эманации направляли совершенное сияние на всю Вселенную. Одной из эманаций Будды Амитаюса является Гуру Падмасамбхава.

Мантра Будды Амитаюса, которую также можно начитывать на ритуале Целха Намсум:

Ом Амарани Дзивандийе Соха


Ушнишавиджайя (на санскрите, в тибетском звучании — Намгьялма, в буквальном переводе означает «Победа»), также известная как Виджая, в буддизме признана богиней долгой жизни.

Образ представлен с восьмью руками и тремя лицами, с телом белого цвета. Каждый из трёх ликов имеет характерное выражение: основной светлый — доброжелательный, лицо с правой стороны синего цвета — гневное, а левое жёлтого цвета — отстранённое, безэмоциональное. В руках она держит символическую атрибутику: крестообразную ваджру, крючок, петлю, отдельно лук и стрелу, фигуру Будды Амитабхи и сосуд с эликсиром бессмертия. Ещё две руки находятся в положении варада-мудры дарения блага и другая — в защитном жесте. Намгьялма восседает на лотосовом троне в медитативной позе, украшена священным одеянием, а на её голове корона с изображением Будды Вайрочаны. К слову, санскритское название ушниша — выпуклость на макушке головы — символизирует просветлённый ум Будды. Она «пребывает» на ушнише самого Учителя Шакьямуни. Изображение Ушнишавиджайи часто помещают в центральной части ступ Победы.

Практика Ушнишавиджайи очень эффективна в устранении препятствующих факторов для долгой жизни. Она помогает в очищении от последствий неблагих (неблагоразумных) деяний тела, речи и ума, также излечиться от тяжёлых заболеваний разной этимологии. Считается, что она оказывает защиту от восьми видов страха и от рождения в нижних мирах, нейтрализуя последствия омрачений и грубых привязанностей — к еде, страсти, чувству превосходства над другими и т. п. Поэтому повторение её мантры очень благоприятно — действие распространяется в этой и на следующие наши жизни. Отметим, что у практики с обращением к Намгьялме есть и обратный эффект: если читать мантру на ухо животному и созерцать образ богини над ним, то можно таким образом создать предпосылки для его перерождения в человеческом мире. Садханы с обращением к Ушнишавиджайе напрямую влияют на продление жизни, ритуальная часть тоже включает медитативное созерцание, как и в случае с Белой Тарой и Буддой Амитаюсом.

По словам ламы Сопа, любое место, где установлен флаг с длинной дхарани (диргха-мантрой) Ушнишавиджайи, и даже просто части пространства, куда падает его тень, имеют великое благословение богини, и все живые существа, даже единожды находящиеся там, очистят карму от всего негативного и будут иметь возможность не переродиться в низших мирах. Мантру также можно написать в доме или разместить внутри автомобиля на высоком месте, например, под крышей — сила воздействия будет аналогичной.

Мантра Намгьялмы для начитывания мирянами:

Ом Друм Соха. Ом Амрита Аюрдаде Соха


Трансляция прямого эфира ритуала из Дацана Гунзэчойнэй будет доступна для просмотра на нашем сайте, на канале в YouTube, и в группе ВКонтакте.

На ритуал Целха Намсум можно написать записки с именами вашим и живущих близких: на сайте, на странице «ЗАКАЗАТЬ МОЛЕБЕН» (оформить записку онлайн) или непосредственно в Дацане Гунзэчойнэй.

В большие буддийские праздники верующие особенно стараются поддержать Дацан и ламско-монашескую общину, которые неустанно служат для помощи людям и расцвета Учения Будды, желая, чтобы как можно больше людей получили возможность приблизиться к просветлённому состоянию, уменьшив сансарические страдания.

Ваши денежные подношения просим отправлять через этот сайт — в разделе «ПОЖЕРТВОВАНИЯ» (сделать перевод) или воспользоваться специальными ящиками в алтарном зале нашего Петербургского буддийского храма «Гунзэчойнэй».

Все собранные денежные средства от прихожан в виде пожертвований и за записки будут направлены на строительство Буддийского учебно-паломнического (ретритного) центра в Коломягах, которое уже идёт полным ходом на Заповедной улице. Таким образом, участники Целха Намсум получат не только реализованную личную духовную практику и конкретные блага от ритуала, а ещё поспособствуют накоплению благой кармы, совершив огромную добродетель согласно Учению Будды — ведь сделавший вклад в строительство буддийской святыни и места для воцарения Дхармы напрямую помогает её укреплению и распространению на благо всех живых существ!


Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй, с сайта maratika.ru, из открытых источников в Интернете.

Tue, 13 Dec 2022 20:00:00 +0300