С 8 октября и далее еженедельно, по субботам в 18 часов
Следующий курс будет посвящён сочинению Шантидевы «Бодхичарья-аватара».
«Из множества курсов, которые мы обсуждали, — рассказал уважаемый лама Йонден Соднам, — „Бодхичарья-аватара“ выделяется тем, что включает в себя весь путь бодхисаттвы, развитие 10-ти парамит, Три основы пути также туда входят. Его Святейшество
* Здесь метод и мудрость являются буддийскими понятиями (на санскрите — упайя и праджня) — прим. ред.
Один из величайших учителей в истории буддийского Учения, древнеиндийский мыслитель и поэт — пандита Шантидева, или Божество спокойствия — как звучит в буквальном переводе с санскрита его имя, из монастыря Наланда (Индия, VIII век) раскрыл множество глубоких и обширных логических доводов в буддийской эстетике, описал догмы пути бодхисаттвы — пути сострадания, оставил ценные наставления по практикам и медитациям, в частности, по шести парамитам, которым следуют все традиции буддизма. По преданию, как и Будда Шакьямуни, он был из знатного рода — принцем, но отказался от церемонии коронации, увидев во сне бодхисаттву Манджушри, занявшего его будущий трон. Шантидева воспринял это как откровение и ушёл в монастырь «безымённым и безродным», намеренно скрывая своё происхождение и отказавшись от престола. Известен как буддийский махасиддх, один из 84-х. Почитается как реализовавшийся практик, воплотивший опыт бодхисаттвы. Обращение к работам пандит (учёных), сыгравших наиважнейшую роль в буддийской традиции Махаяна и считающихся её основоположниками, позволяет полноценно изучить и понять другие сложные буддийские труды более позднего времени.
Сочинение «Путь бодхисаттвы. Бодхичарья-аватара» (полное название «Бодхисаттвачарья-аватара»), одно из ключевых произведений Шантидевы, внесло большой вклад в развитие буддийской мысли. Здесь в полной мере раскрываются буддийские аспекты пути высшего индивида — бодхисаттвы, идущего к Просветлению во имя освобождения от сансарических страданий всех живых существ. «Бодхичарья-аватара» изучается на начальных курсах в буддийских университетах. Тем не менее, и для людей, не исповедующих буддизм, прочтение такого произведения очень благоприятно, поскольку оно отражает высоконравственное содержание, наполненное альтруизмом и мудростью.
Адаптированное издание для русскоязычных буддистов, которое может стать помощником в изучении темы курса, и для более широкой аудитории в целом также бывает представлено в киоске Дацана Гунзэчойнэй (узнать о наличии) и в
Текст книги создан с опорой на английские, французские, немецкие и тибетские переводы с учётом оригинала на санскрите, имеются удобный глоссарий, справочные материалы, примечания и комментарии к работам Шантидевы. Перевод на русский язык Ю. В. Жиронкиной.
Глава третья. ЗАРОЖДЕНИЕ БОДХИЧИТТЫ
Великое счастье я нахожу
В сорадовании добродетели, облегчающей страдания
Существ низших миров
И наделяющей счастьем страждущих.Я сорадуюсь накопленной добродетели,
Помогающей [достичь] пробуждения.
Я сорадуюсь полному освобождению всех живущих
От страданий самсары.Я сорадуюсь пробуждению Покровителей
И духовным уровням Сыновей Будд.В бодхичитте, в этой благости, [безбрежной], как океан,
Приносящей блаженство и пользу
Всему живому,
Я нахожу великое счастье и радость.Сложив ладони у сердца, я молю
Совершенных Будд всех сторон света:
«Зажгите светоч Дхармы
Для страдальцев, бредущих во тьме».Вход на лекции свободный, без предварительной записи. Место проведения: главный молельный зал. Благодарим вас за пожертвование в любом размере.
Кроме того, лама Йонден Соднам поделился своими просветительскими планами в Петербургском Дацане на ближайшее будущее, и мы с радостью упомянем о них в нашем анонсе. Он планирует запустить отдельные курсы буддийской философии для знающих практиков Дхармы, с домашними заданиями в виде аналитических медитаций, экзаменами и другими образовательными этапами. Уважаемый лама предполагает даже попробовать формат буддийского клуба дебатов.
Позже, как только будут решены все организационные вопросы, мы обязательно сделаем отдельное объявление с подробным описанием и датой запуска такой экспериментальной буддийской школы. А пока нам известно, что лама Йонден Соднам будет лично общаться с каждым «абитуриентом» для определения уровня сложности курса и тематической направленности занятий, это будут встречи закрытого формата (без видеотрансляций), рассчитанные на группу из 20−30 учеников.
По словам уважаемого ламы, для
Отметим также, что в этот период общие лекции ламы, открытые для всех желающих, по субботам в 18:00 будут продолжаться в обычном режиме.
Следите за нашими новостями! Будет интересно!
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы — Ян Тимофеевский, Анна Павлова), из каталога