Дацан Гунзэчойнэй Юбилей 60 лет настоятеля Дацана Гунзэчойнэй Б.Б. Бадмаева

«Я не вижу себя вне буддизма»: 60-летию настоятеля Дацана Буды Бадмаева посвящается

В этой праздничной статье в честь юбилея нашего драгоценного Учителя, ширээтэ-ламы Дацана Гунзэчойнэй Б.Б. Бадмаева, вы узнаете: с чего начинался его путь в буддизм, о связи фамилии Бадмаев и тантрических практик лотосового семейства, каким творчеством занимается, как отдыхает в перерывах между службами и практикой и о многом другом интересном.


Удивительный человек, проницательный, с особенным вкусом к жизни, по-отечески строгий и справедливый, умеющий сказать просто и ясно о самом сложном, всегда с искренней улыбкой несмотря ни на какие обстоятельства и непредвиденные условия, как с другом с незнакомыми людьми, очень харизматичный и при этом скромный, когда речь заходит о нём. И всё это в сочетании с опытным взглядом, глубокими знаниями, жизненной мудростью и безмерно сострадательным, добрым сердцем.

Сегодня, 16 июля, отмечает свой День рождения буддийский священнослужитель — лама с духовным именем Джампá Доньéд, в миру — Буда Бальжиевич Бадмаев, Дид Хамбо-лама по СЗФО, досточтимый настоятель Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй.

Краткая справка:

Буда Бадмаев родился 16 июля 1961 года в селе Нижний Бургалтай Джидинского района в Республике Бурятия.

В Санкт-Петербург, тогда ещё — Ленинград, приехал в 80-е годы прошлого столетия в качестве студента Индустриально-педагогического техникума. И, казалось бы, его жизнь развивалась по такому же сценарию, как у большинства юношей того времени: сначала учёба, потом работа, занимался спортом…

Но судьба распорядилась иначе… В 1991 году вера молодого Буду приводит в единственный Петербургский буддийский храм на Приморском проспекте, дом 91, где он остаётся послушником, а спустя два года принимает обеты монашества. Ещё через четыре года, уже в 97-ом, у Дацана Гунзэчойнэй новый молодой, тридцати шестилетний ширээтэ-лама — XXIV Пандито Хамбо-лама назначил на эту должность Буду Бадмаева. Монастырский комплекс Гунзэчоийнэй относится к Буддийской Традиционной Сангхе России и представляет традицию Махаяна по линии школы Гелуг тибетского буддизма.

А дальше, в начале 2000-х годов нынешнего века, Буда Бальжиевич получил духовное образование в буддийском университете «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева, который относится к известному Иволгинскому Дацану в Бурятии, и учёную степень «гэбшэ» (одна из квалификаций при обучении на доктора буддийской философии — прим. ред.). А также учёные степени гранд-доктора буддийской философии и гранд-доктора тибетской медицины по международному образовательному стандарту Оксфорда — Oxford Educational Network International Higher Examination Council (IHEC), faculty of Buddism. Буда Бальжиевич и в настоящее время продолжает практиковать как эмчи-лама: для оздоровления людей применяет древнюю, традиционную буддийскую систему врачевания — тибетскую медицину.

В конце 2016 года Буда Бадмаев стал членом Общественной палаты Санкт-Петербурга. Также является членом Консультативного Совета по вопросам реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге (Совет действует при губернаторе города).

В 2019 году Буда Бальжиевич Бадмаев получил статус Дид Хамбо-ламы, став заместителем главы Сангхи России по Северо-Западному федеральному округу.

Без ложной скромности можно сказать, что благодаря стараниям ширээтэ-ламы Джампа Доньед монастырь Гунзэчойнэй возродился после сложных исторических перипетий и стал одним из ключевых буддийских храмов по распространению Дхармы и расширению географии традиционного буддизма в России. Также по инициативе настоятеля Буды Бальжиевича был создан Фонд развития буддийской культуры, совместно с которым Дацан Гунзэчойнэй стал сотрудничать с важными культурными и научными учреждениями Петербурга, принимать участие и поддерживать различные исторические проекты. Досточтимый ширээтэ периодически представляет буддийскую Сангху Северо-Западного региона на официальных встречах и конференциях в рамках межконфессионального и межнационального сотрудничества.

В том числе, Петербургский Дацан является соучредителем Общественного Межрелигиозного дискуссионного клуба «Мост согласия», включающего представителей традиционных религий и уже не первый год успешно функционирующего в Ленинградской области (во Всеволожском районе).

А в ноябре 2020 года на основе Дацана Гунзэчойнэй зарегистрирована единственная в составе Буддийской Традиционной Сангхи России Централизованная религиозная организация «Гурбан Эрдэни (Три драгоценности)». Учредителями ЦРО являются три Местных религиозных организации: МРО «Религиозное объединение буддистов Дацан Гунзэчойнэй, г. Санкт-Петербурга» и зарегистрированные в 2019 г. Буддийская Местная религиозная организация «ДАШИДЭЧЕНЛИНГ» (г. Москва) и Буддийская Местная религиозная организация «ОСОРЧОЙНЭЙ» (Ленинградская область). Целью создания ЦРО является координация деятельности религиозных общин на территории Северо-Западаного и Центрального федеральных округов Российской Федерации.

Буда Бальжиевич ведёт активную образовательную и просветительскую деятельность: лично читает лекции по философии буддизма Ваджраяны и преподаёт медитативную практику для прихожан Дацана в стенах храма и на других площадках для лектория для большой аудитории интересующихся Учением, также в Дацане под его началом организованы различные занятия с ламами на буддийские темы, духовные практики. Дацан Гунзэчойнэй выпускает собственную печатную газету «Традиционная Сангха России», поддерживает переводы сакральных буддийских текстов на русский язык.

Б.Б. Бадмаев является автором книги «Лекции по философии и практике буддизма».

Стоит отметить, что настоятель Петербургского Дацана довольно публичный человек, его часто приглашают на радио, а интервью с ним публикуют в известных печатных и интернет-изданиях.


На фото:
Губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов.
Главы и представители традиционных конфессий в Санкт-Петербурге.


На фото: Вместе с XXIV Пандито Хамбо-ламой (главой буддистов России) Дамбой Аюшеевым и директором Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровским.


На фото:
Ламы Дацана Гунзэчойнэй, исполнительный директор Фонда развития буддийской культуры И.В. Васильева и гости на выставке, посвящённой Ф.И. Щербатскому.
С Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.


На фото: момент участия клуба «Дацан» в турнире по мини-футболу
в рамках очередной Межконфессиональной Спартакиады


На фото:
Воскресная лекция Буды Бальжиевича в алтарном зале Дацана Гунзэчойнэй
Служение и призвание: диагностика здоровья

Впрочем, сегодня мы хотим посвятить нашу статью не духовному главе Северо-Западной Сангхи буддистов и не досточтимому настоятелю Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй, не активному общественному деятелю и участнику в культурно-просветительской, межрелигиозной, спортивной жизни Северной столицы и не только. А одному петербургскому буддийскому ламе родом из Бурятии, практикующему Учение Будды бóльшую часть своей жизни и на протяжении нескольких десятков лет реализуя его на благо всех, которого знают тысячи людей из разных городов России и других стран… Как он живёт, о чём думает, что чувствует, каковы его мечты — интересен живой человек. Нам часто задают открытые вопросы о нём, некоторые из которых приведём ниже. Это не интервью (к слову, к которым привык ширээтэ-лама Дацана согласно своему положению), но душевная беседа, потому что с Будой Бальжиевичем Бадмаевым не может быть иначе.

Буда Бальжиевич, расскажите, с чего начинался Ваш путь буддиста?

Я всегда был буддистом, с самого рождения. Мои бабушка и дедушка были глубоко верующими. Они показывали на статую Будды со словами: «Кто бы что тебе ни говорил, вот твой Бог». Мои отец и мать, будучи в то время современными, открыто не практиковали буддизм, не прививали веру. Поэтому за свой путь я, в первую очередь, благодарен своим дедушке и бабушке. Это, действительно, их заслуга. И получается, что семья сыграла большую роль в моём становлении. Я, конечно, сначала не глубоко знал Учение и практику, но с приходом в Дацан [Гунзэчойнэй] это поправил, и дальше только улучшал, совершенствовал свои знания и опыт.

Очень много буддистов знают Вас, считают своим духовным наставником, обращаются как к почтенному Учителю. А кто был Вашим непосредственным, коренным Учителем Дхармы?

У меня было много учителей, которые давали посвящения. Среди бурятских лам тоже много моих учителей, передавших Учение и посвящения. Коренным Учителем я считаю Кирти Цэншаба Ринпоче, ему я посвятил свою книгу.

У Вас есть наиболее полюбившаяся мантра?

Все мантры хороши и полезны. Они связаны с определёнными типами божеств, поэтому, когда мантры практикуют, присущие этим божествам качества у человека внутри развиваются. Любить, то есть практиковать, какую-то одну мантру считается неправильным с точки зрения буддизма. Если говорить обо мне, то скажу просто: моя фамилия Бадмаев, есть тантрические практики лотосового семейства, к которым я и отношусь (здесь при упоминании фамилии проводится аналогия со словом «падма» на санскрите в звучании «бадма», означающем «лотос» — прим. ред.). К этому же семейству относится великая мантра «Ом Мани Падме Хум». Её могу назвать своей основной мантрой, но не единственной.

Вы долгое время занимались вольной борьбой. Помогал ли Вам спорт на духовном Пути?

Любая практика, тем более физического плана, очень помогает развивать в себе лучшие качества — терпение, настойчивость, трудолюбие. Я думаю, что именно спорт воспитал во мне первоначальные такие качества, ставшие хорошими спутниками в духовной практике и, вообще, в жизни.

Говорят, что эрудированность человека зависит от количества прочитанных книг и освоенных языков. Про книги и так ясно, что их много было в Вашей жизни. А сколькими языками владеете и какими именно?

Владею в совершенстве русским языком и родным — бурятским. Знаю монгольский и тибетский языки. К слову, когда начал осваивать тибетский, он показался мне знакомым — я словно не изучал, а вспоминал его.

Возможно ли буддийскому монаху практиковать как эмчи-лама тибетскую медицину и отдельные практики оздоровления, например, массаж? Позволяют ли монашеские обеты такое тесное общение с другими людьми (пациентами)?

Практика эмчи не связана непосредственно с буддийским монашеством, таким целительством может заниматься и не монах. Но при имеющейся монашеской практике, действительно, могут быть некоторые ограничения в такой деятельности в зависимости от конкретных обетов, которые на себя взял человек.

Получая искренние благодарности от людей за Вашу помощь, что ощущаете в такие моменты?

Я считаю, что моя помощь не является единственной в таких примерах, что это не целиком моя заслуга. У меня как у человека-практика, знающего о причинно-следственной связи явлений, есть определённое понимание и отношение к результату: хорошо, что так получилось, что сложилось таким образом, и я смог помочь человеку. Моё личное участие и мои действия минимальны в этом случае. Поэтому все и всё вокруг нас создают условия, если мы создали условия для оздоровления, оно и происходит. И я всегда молюсь Будде Медицины, практикую Будду Медицины.

Расскажите о своём рационе питания и о Ваших гастрономических вкусах?

Я люблю разнообразную кухню, у меня нет особых гастрономических предпочтений. В молодости, конечно, как и любой бурят, монгол, любил мясо. Сейчас уже отношусь спокойно к нему, мясные блюда отошли на второй план. Думаю, что определённые практики, связанные с неупотреблением мяса, полезны и нужны, особенно людям в зрелом возрасте.

Как Вы отдыхаете в перерывах между службами, вне работы и когда не занимаетесь личной духовной практикой?

По-разному. Всё, что меня интересует в конкретный момент, тем и занимаюсь. Нет какого-то конкретного плана, списка дел, которым целенаправленно уделяю внимание. Как говорится, живу в моменте.

Если бы Вы были воплощением какого-то чувства или эмоции, то чем именно стали бы?

Чувства и эмоции — это очень непростые вещи. Я, конечно, хотел бы достичь Просветления ради блага всех живых существ. Но это очень трудно, потому что кармически в каждом из нас всё равно заложены те или иные чувства, эмоции. Тем не менее, их иметь тоже важно. Практика любви и сострадания, глубокого сопереживания эмоционально сложна, но без неё духовно не реализоваться. И в то же время нужно учиться успокаиваться, а в основе такого успокоения — внутренняя ясность ума, любовь и сострадание. Всё взаимосвязано — спектр чувств и покой ума. Сложно выделить что-то более главное или менее важное.

Буда Бадмаев известен общественности не только своей просветительской деятельностью, а ещё и тем, что участвует в разных культурных проектах, поддерживает искусство. В Дацане Гунзэчойнэй неоднократно были организованы разные творческие конкурсы. А что значит творчество для Вас лично?

Поэзия, сочинение песен, пение, рисование и другие виды творчества, чем я пробую заниматься, хотя у меня плохо получается (смеётся), вызывают у меня интерес. При глубоком осмысленном подходе к такого рода занятиям, может быть, и получится что-то хорошее сотворить. Но при условии наличия времени на это, конечно, а его очень трудно выделить вообще для всего, в том числе и для творчества. Ещё это тоже ведь карма — создать определённые условия для творчества. Вот вроде заранее запланируешь чем-то таким заняться, а когда приходит время, понимаешь, что творческий запал уже иссяк к этому моменту. Если что-то получается у меня, это здорово!

С разрешения автора публикуем стих из личного архива:

Впервые в жизни я увидел свет
И счастье в жизни впервые испытал,
И наслажденьем полон был букет
Всех ощущений, что в себе внимал.
Стремиться к практике души всем сердцем я хочу,
И времени для этого осталось мало,
И буду добиваться Просветления для всех,
Как бы ни трудно это было и во что бы то ни стало.
Ты помоги мне в этом, помоги,
И доброй спутницей по жизни ты мне стань,
Духовной радостью наполним этот мир,
И это будет нашей жизни дань…
Пускай нас все невзгоды обойдут,
И доброты распустится рассвет,
Чтоб на закате жизни обрести
До Просветления мудрости, и ясный свет!

Буда Бадмаев.


На Ваш взгляд, счастливая жизнь — она какая? Вы считаете себя счастливым человеком?

Если считать, что у меня богатая, разнообразная жизнь, то, да, я очень счастливый человек. Это осуществимо, когда человек понимает, осознаёт природу кармы. Мы получили Драгоценное человеческое рождение, мы должны его нести достойно и ценить, развивать себя. Если это удаётся, то очень хорошо, если не удаётся, значит, нужно создать себе эти условия. Самое главное, что мы должны быть счастливыми здесь и сейчас, несмотря на трудности, мы для этого рождены. Этому учит Учение Будды. Думаю, что я буду продолжать следовать ему вплоть до достижения состояния Будды.

Немного отвлечёмся от реальности: если не буддийский священнослужитель, то кто? Какому делу тогда посвятили бы свою жизнь?

Вряд ли получится ответить на этот философский вопрос. Дело в том, что я уже не смогу отвлечься на какую-то не буддийскую тему. Могу совершенно точно сказать, что не вижу себя вне буддизма.

Давайте представим, что у Вас сейчас есть возможность людям во всём мире передать некое послание, а у них — его услышать, чтобы им сказали?

Нашему времени, да и всегда, наверное, так случалось, не хватает взаимопонимания. Поэтому найти способы понять друг друга, определить сложные моменты и через взаимность их разрешить. Думаю, что посоветовал бы это. Стремитесь к взаимопониманию во всём — и в целом, и в частном, и в политике, и в жизни. Это миру нужно, всем это нужно.

В заключении приведём молитву, тибетскими словами которой Буда Бальжиевич обычно заканчивает свои лекции. И также благословляет на ежедневное прочтение этих сакральных строф всех практикующих:

Благословите, чтобы начиная с этого момента
И во всех жизнях я почтительно делал подношения к лотосам Ваших стоп,
Слушал Вашу речь, и все мои деяния трёх врат лишь радовали бы Вас.

Благословите, чтобы отбросив стремление к почестям и приобретениям,
проявлениям этой жизни, а также устремлённость только лишь к личному
счастью Освобождения,
Я никогда не терял драгоценного помысла о благе скитальцев — Бодхичитты!

Благословите, чтобы тонкой, ясной, проницательной мудростью постигнув,
следуя рассуждениям, смысл всех учений Победителя,
[Я] рассеял великую тьму неведения скитальцев!

Благословите, чтобы достигнув понимания смысла отдела Тантр, не будучи
поколебимым никакими внешними и внутренними препятствиями,
Всегда однонаправленно практиковал великолепный, окончательный путь двух
этапов глубокого смысла!

В общем, благословите, чтобы хорошо уяснив замысел Победителя как он есть —
Все его Учения, и в особенности Непревзойдённую Ваджрную Колесницу,
[Я] стал Проводником скитальцев!

Пусть в силу этой добродетели ни в одном из рождений я не расстанусь с Вами,
Драгоценный Проводник, Учитель!
Буду извлекать сущность Вашей, Защитник, мудрости,
И насыщаться вкусом нектара прекрасных речей!

Также пусть все те благие деяния,
Которые я совершил и которые совершу,
Порадуют Вас, будут благосклонно приняты Вами,
И станут причиной практики лишь согласно [Вашим] наставлениям!

Пусть из рождения в рождение — во всех жизнях
С прекрасным рассудком, ясным умом, будучи скромным,
Сострадательным и уважая Учителей,
Буду пребывать в самае великолепного Гуру!

О, великолепный Учитель! Какие у Вас тело, Окружение,
Жизненный срок и обитель,
Какие у Вас прекрасные высшие знаки —
Такие же пусть будут и у нас!

В силу восхваления и обращения к Вам с мольбой,
Утихомирьте в этом месте, где мы пребываем,
Болезни, бедность, нищету, раздоры и конфликты,
Но преумножьте Дхарму и удачу!

В силу того, что во всех рождениях Победитель Цонкапа
Будет моим явным наставником Превосходной Колесницы,
Пусть ни на один момент я не сверну
С этого прекрасного пути, прославленного Победителями!

Информационная группа Дацана Гунзэчойнэй сердечно поздравляет нашего драгоценного Учителя, бесценного врачевателя и мудрого руководителя — глубокоуважаемого Буду Бальжиевича Бадмаева с 60-летним юбилеем!

Искренне желаем Вам крепкого здоровья и процветания, долгих лет счастливой жизни, чтобы Вы продолжали быть для людей духовной опорой, надёжным помощником, чтобы и дальше вдохновляли своим делом, мыслями, знаниями и практикой! Пусть Ваш Путь раскроется мудростью Просветления благодаря доброте и внутреннему свету, что дарите миру!

ОМ АМАРАНИ ДЗИВАНТАЙЕ СВАХА!
ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ МАМА (БУДА) АЮР ПУНЬЕ ДЖНЯНА ПУШТИМ КУРУ СВАХА!


Автор статьи и интервью: Лиен Роса.

Использованы фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы Иван Андреев, Антон Чернышевич), авторов — Владимир Желтов и Станислав Марченко, из открытых источников в Интернете.

Fri, 16 Jul 2021 09:00:00 +0300