13 февраля, досточтимый настоятель Дацана Буда Бальжиевич Бадмаев и его коллега и ученик
Федот Тумусов:
«А вы знали, что в России
Но я не про этимологию, а про насущные проблемы. Сегодня в Думе я встречался с Будой Бадмаевым — настоятелем петербургского дацана — и его коллегой,
А ведь в России у нее — богатейшая традиция, в питерский дацан (самый западный в мире, основанный еще в XVIII веке) стоят очереди людей, стремящихся именно к такому лечению. Тут Россия могла бы стать лидером — но опять мешают бюрократические проволочки, хотя до России долететь куда легче, чем до Тибета или Монголии.
Конечно, я отправлю запрос в Росстандарт, несправедливость нужно оперативно исправить. Речь ведь не только о Петербурге, но о Туве, Бурятии и Калмыкии — буддистских регионах России. С 2007 года у нас в вузах официально учат тибетской медицине, есть соответствующий документ Минздрава — но вот профессии такой, тем не менее, нет.
Так что будем заниматься законодательным обеспечением
История вопроса
Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета (V в.). Основной текст — «Чжуд-ши» (также «Жуд-Ши», «Чжуд-Ши», «Джуд-Ши»; в переводе: «Четыре основы») — составляет предмет тибетской медицины. «Чжуд-ши» написан в стихотворной форме и был предназначен для заучивания наизусть. Полное название — «Сердце амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Текст написан по сочинениям индийских авторов
Первые сведения о тибетской медицине в Европе сообщил венгерский тибетолог А. Чома де Керёши. В России её изучением до октябрьской революции занимались Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и другие. В 1875 году в Петербурге была открыта клиника и амбулатория тибетской медицины. В дальнейшем исследованием занимались Гаммерман А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е., Чойжинимаева С. Г., в Институте лекарственных растений в Москве,
Традиционная тибетская медицина широко применяется в Тибете, тибетских
Знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились и накапливались в тибетских монастырях, часто под покровом тайны. Сегодня крупнейшие университеты Тибета (Tibet University of Traditional Tibetan Medicine, the Qinghai University Medical School) предлагают курсы, доступные всем желающим.
В настоящее время традиционная тибетская медицина продолжает использоваться на Тибете, в Индии, Непале, Бутане, России (Сибирь), Китае и Монголии. Кроме этого, в последние десятилетия она приобрела некоторую популярность также в Европе, Северной Америке и других регионах.
С XVI в. в Монголии распространяется тибетская ветвь буддизма школы гелугпа. Были переведены на монгольский язык «Данчжур», в составе которого содержатся крупные трактаты по аюрведической медицине, а также «Чжуд-ши» (Чжуд-ши. 2001) и другие медицинские трактаты. При монастырях открываются медицинские школы по подобию тибетских
Согласно бурятским историческим летописям, хоринские и селенгинские буряты перекочевали в Забайкалье в конце XVI — начале XVII в. уже будучи буддистами.
В частности, летопись Аюши Саагиева сообщает: «Сказывают, что в то время, когда мы были подданными
После Октябрьской революции были предприняты попытки реорганизации дацанских медицинских школ в «светские школы для мирян и лам с введением преподавания анатомии, физиологии, диагностики болезней по методике европейской научной медицины». Однако они не увенчались успехом, так как все эти начинания проектировались в русле «обновления» ламаизма. В 1924 г. под руководством известного путешественника в Тибет проф. Г. Цыбикова был создан Центр тибетской медицины и открыта первая школа нового образца при Ацагатском дацане. Такие же школы планировались в Агинском, Гусиноозерском и Ацагатском дацанах. В 1931 г. в Ацагатской школе работало пять лекарей с десятью учениками из бурят и калмыков, которые занимались именно монгольской традицией тибетской медицины. В начале 1940-х годов Центр был закрыт, ламы репрессированы. Уничтожение бурятского духовенства как сословия привело на долгие годы к забвению тибетской медицины в Бурятии.
Инициатива возрождения тибетской медицины в Бурятии в послеперестроечный период принадлежит буддийской сангхе, которая рассматривает ее как одну из 18 наук, входящих в программу монастырского образования и, соответственно, доступную только для монахов. В последние годы на базе Иволгинского и Агинского дацанов созданы медицинские факультеты
За долгую историю своей практики в этнической Бурятии тибетская медицина адаптировалась к местным условиям, восприняла лечебно-оздоровительные традиции коренного населения, заменила почти весь свой набор лекарственных средств местными видами и может рассматриваться как компонент традиционной культуры бурят. Такой подход к наследию тибетской медицины требует создания светских образовательных учреждений с преподаванием этой медицины на русском языке. Это выводит традиционную медицину
Тема народной медицины в контексте традиционной культуры бурят выходит далеко за пределы прикладной медицинской проблематики. Прекрасным эпиграфом к этой теме может послужить наблюдение великого гуманиста Николая Рериха об отношении бурят к своей традиционнной медицине: «По счастью, знакомясь с народами, вы видите, как нередко еще осталась чуткость, которая живет как наследие многих веков. Вчера приходили старые буряты. Принесли они единственный сохранившийся экземпляр бурятского словаря, который является необходимым и в смысле медицинском. Надо было видеть, как трогательно они хотят переиздать этот ксилограф. Говорят: „Ведь без этой книги молодым не на чем учиться, здесь столько полезных сведений.“ Так в далеких юртах заботятся о знании. Там ничего не имеют против новейших форм совершенности, но в тоже время со всей сердечной преданностью берегут остатки старых знаний».
(Сведения взяты с сайта http://irkipedia.ru/content/buryatiya_tibetskaya_medicina)