В 2023 году, выборочно по субботам в 11:00 досточтимый настоятель Дацана Гунзэчойнэй Буда Бальжиевич Бадмаев прочитает новый курс лекций «Введение в буддийскую теорию познания и традиции её преподавания в Гоманг Дацане».
Буда Бальжиевич рассказал, чему будет посвящён этот цикл встреч и почему выбрана данная тема:
«Лориг — это „ум и знание“. Тематика лорига связана с аспектом Просветления: если мы говорим о Просветлении, то нам нужно понимать, какие качества ума мы должны развить, чтобы его достичь, понимать принцип работы ума. Когда приходит такое понимание, то мы начинаем взращивать те или иные качества. Это связано с работой ума, концептуальностью ума, достоверным и недостоверным познанием, непосредственным восприятием умозаключений. Здесь играет роль, как мы понимаем мир и то, как он с нами взаимозависим. Все внешние явления — это объекты нашего ума, даже наше тело, поэтому мы говорим „моё тело“, а не „я“. Ещё один аспект значим — счастье. Кто достигает счастья? Тот, кто обретает Просветление. В конце концов, мы приходим к осознанию, что это осуществляется при помощи ума».
Также слушатели познакомятся с системой преподавания такого предмета в одном из главных буддийских центров обучения — монастыре Дрепунг Гоманг в Индии, чтобы иметь общее представление. Там лориг изучают монахи в первые пять лет, раздел называется «Цема» (в бурятском произношении — Цадма) — «Достоверное познание». Конечно, за такой короткий курс не познать всю тему, поскольку она достаточно объёмная и к тому же необходимо личное участие, практика самого слушателя.
«Приведём пример с человеком, знающим, что есть добродетель, и с добрым человеком. — Поясняет Буда Бальжиевич. — Чем они отличаются? Добрый человек — он уже такой, его не нужно учить не злиться, не гневаться, не нарушать главные обеты (не убивать, не воровать и другие) — он сам по себе их придерживается и тем самым совершает добродетель. Говорят в таких случаях, что от человека исходит особая энергия доброты. А знающий о добродетели просто говорит о ней, но не творит её, потому что не практикующий. Как это работает? Процесс связан с привычкой, в данном случае — с привычкой быть добрым. Что это означает? Это значит — не реагировать на внешние проявления, а человек в основном реагирует. Страдает, злится, обижается, тоскует, или если современным понятием назвать — депрессирует. Эмоции, страсть захватывают человека. И получается, что он не может с собою совладать. А добрый человек умеет с этим бороться. Это воспитание доброты в себе на уровне привычки. Если вернуться к теме Просветления: мы же понимаем, для чего мы воспитываем в себе доброту, для чего мы учимся, чтобы ещё лучше понимать других живых существ. Вот через эти лекции я постараюсь передать базовые знания о предмете, о котором, на самом деле, вообще мало кто знает».
Курс адаптирован под широкую аудиторию, материал преподаётся на русском языке.
Предлагаем вам ознакомиться с первыми двумя вводными темами курса.
Лекция «Основы классификации актов ума»
Эфир от 25 марта 2023 года
Первые пять классификаций рассматривают акты ума с точки зрения их познавательной ценности. Шестая классификация представляет собой психологическую модель с точки зрения направленности — благая, неблагая, нейтральная.
Лекция «Постигающие и непостигающие акты ума»
Эфир от 1 апреля 2023 года
Рассматривается прямое и косвенное постижение, а также непостигающие акты ума и ложное познание, иллюстрируя их примерами.
Расписание лектория на 2023 год
Возможны изменения в датах проведения просветительских встреч.
Анонс перед каждой лекцией размещается на сайте Музея (ссылка опубликована в конце этой статьи).
Лекция «Семь видов актов ума»
22 апреля в 11:00
Обсуждаются определения анализирующего ума, непосредственного восприятия, последующего познания, ложного познания, сомнения и умозаключения.
Лекция «Достоверное и недостоверное познание»
6 мая в 11:00
Наличие двух видов достоверного познания соответствует двум видам познаваемых объектов — конкретному и абстрактному. Недостоверное познание не постигает объект.
Лекция «Концептуальное и неконцептуальное познание»
20 мая в 11:00
Концептуальное познание посредством умозаключения постигает скрытые объекты, обладающие общими признаками. Открытые объекты, обладающие собственными признаками, являются объектами неконцептуального познания.
Лекция «Непосредственное восприятие и умозаключение»
3 июня в 11:00
Непосредственное восприятие первично по отношению к умозаключению. Акт умственного непосредственного восприятия возникает в конце чувственного восприятия. Под умственным непосредственным восприятием понимают также различные виды сверхобычного восприятия — от способности к чудесам до памяти о прежних рождениях и познания чужого ума.
Лекция «Сознание и факторы сознания»
17 июня в 11:00
Направленность сознания создаёт факторы сознания, сопутствующие ведущему акту сознания. Для построения схемы познавательного процесса буддийские тексты предлагают перечень из 51 фактора, структурированный в шесть блоков.
Место проведения лекций: г.
Сайт Музея и контакты для уточнения вопросов по лекторию: https://roerich.spb.ru.
Также все дополнительные сведения об организации лекций можно получить в Научной службе
Видеозаписи каждой встречи по этой теме размещаются в YouTube на каналах
Приглашаем вас стать слушателем курса!
Фото: в анонсе — из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор — Иван Андреев), из архива
Новость обновлена