Дацан Гунзэчойнэй Кенотаф главному архитектору Дацана Гунзэчойнэй Г.В. Барановскому в Комарово

Вместе с Ахматовой и Ефремовым: в Комарово увековечили память архитектора Дацана

Будущий 105-летний юбилей Дацана Гунзэчойнэй ознаменовался открытием кенотафа главному архитектору нашего храма — Гавриилу Васильевичу Барановскому (1860−1920).


Правда, само событие совершилось вне рамок юбилейной программы: установить единственный (на данный момент) в России памятник выдающемуся петербургскому зодчему решили члены инициативной группы, сохранившие благодарную память о нём. Таким образом, тот, кто спроектировал в своё время для купцов Елисеевых сразу два Елисеевских магазина — на Невском проспекте Санкт-Петербурга и на Тверской улице в Москве, тот, кто росчерком профессионального пера придал окончательный вид чертежам, благодаря которым незадолго до революции на берегу Большой Невки возвели буддийский Дацан, наконец-то обрёл надгробие на знаменитом Комаровском кладбище, где его прах покоился с 1920 года.

Как архитектор стал эмигрантом, не выезжая из своей дачи

Справедливости ради стоит заметить, что подлинное место захоронения архитектора не сохранилось — поэтому кенотаф устанавливали в известной степени наугад. В далёком 1920 году нынешний пригородный посёлок Комарово числился на территории Финляндии, по ту сторону старой финской границы, проходившей по реке Сестре, и носил название Келломяки. Это была классическая дачная местность вблизи императорской столицы, где располагалось множество красивейших дачных усадеб — по соседству в Куоккале (ныне Репино) проживал с семьей легендарный русский живописец Илья Репин, а на Чёрной речке в Ваммельсуу (Серово) высилась неказистая в своей громоздкости дача модного тогда писателя Леонида Андреева. Все эти особняки вместе с их хозяевами зимой 1917 года оказались в вынужденной эмиграции после того, как Владимир Ленин властью Совнаркома даровал независимость бывшему Великому княжеству Финляндскому, входившему до этого в состав Российской империи.


Гавриил Васильевич Барановский (1860―1920).

Гавриил Барановский вместе с остальными петербургскими дачниками оказался отрезан и от столицы, и от Родины. Правда, за наскоро прочерченной советско-финской границей он проживал в комфортабельной, построенной по собственным чертежам вилле «Арфа», чей облик, внешне действительно напоминавший орган или арфу, сохранился лишь благодаря довоенным фотографиям (усадьба сгорела в Великую Отечественную войну). Как свидетельствуют мемуары тех лет, эмигрантов-дачников охватила повальная ностальгия: Россия была так близка к ним, что на неё можно было посмотреть с песчаного берега, где в хорошую погоду под солнцем блестел купол Исаакия и маячила в дымке громада Кронштадта. И все же Петроград, а вместе с ним и блестящее прошлое были недостижимы: по ту сторону Финского залива вовсю строили военный коммунизм, продолжалась гражданская война, а на финском побережье время как будто остановилось. Одно за другим остановились и сердца эмигрантов: в сентябре 1919 года умер писатель Леонид Андреев (перед смертью он любил подниматься в башенку своего дома, построенного в стиле северного модерна, и смотреть на Петроград в бинокль), а 28 июля 1920 года — Гавриил Барановский.


Смотровая площадка виллы «Арфа» в Келломяках.

Из фотоальбома «Rakas Entinen Karjala» (1947, изд-во W.S.O.Y, Порво). Скан предоставлен М. Браудзе.
Материал взят с сайта terijoki.spb.ru

В Советской России остались выстроенные им шедевры архитектуры: кроме Дацана и упомянутых двух Елисеевских магазинов это — и здание Русского географического общества в Северной столице, и доходные дома, и даже преобразившийся облик Балтийского завода, где Гавриил Васильевич на заре своей карьеры состоял главным архитектором.

Вторая мировая война дважды прошла через Карельский перешеек и сожгла многие из старых петербургских дач, включая виллу «Арфа» (по приблизительным подсчетам, из 800 дачных усадеб, выстроенных в дореволюционный императорский период, осталось не больше 100-а). Сравнялись и безымянными ушли в землю и многие могилы в келломяжском некрополе. Лишь позднее, когда Карельский перешеек вернулся в состав Советского Союза и в Комарово появились могилы поэтессы Анны Ахматовой, писателя-фантаста Ивана Ефремова и других известных деятелей культуры, здешний некрополь снова обрёл значение.

Долгая дорога в балтийских дюнах: Барановский посмертно вернулся из эмиграции

В обычный дождливый вторник, 28 июля, в Комарово (ныне это Курортный район Санкт-Петербурга) состоялось светлое, памятное и исторически значимое событие: был установлен кенотаф Гавриилу Барановскому. Основная заслуга в изготовлении памятника принадлежит инициативной группе, в которую входили краеведы, депутаты муниципального совета Комарово, члены фонда «Келломяки-Комарово» и архитекторы. Представители Петербургского Дацана также были приглашены на торжественную церемонию.

Символично, что увековечить память архитектора на обелиске было решено не только накануне юбилея Дацана, но и в год 100-летия со дня смерти и 160-летия со дня рождения Гавриила Васильевича Барановского. Три даты совпали, чтобы первый в России памятник архитектору занял своё место в окрестностях бывшей императорской столицы. Таким образом, любимый зодчий Елисеевых и строитель Дацана как бы окончательно вернулся из эмиграции — его имя вышло из небытия, и теперь читается на одних скрижалях вместе с Ахматовой, Ефремовым и Пановой.

Между прочим, в Келломяках по проектам Барановского была выстроена не только вилла «Арфа», но и двухэтажная каменная народная школа имени П.А. Столыпина, безвозмездно переданная в пользование.

Что касается первого эскиза архитектурного проекта Петербургского Дацана, то его, как известно, начертил студент Института гражданских инженеров Николай Березовский, а Гавриил Барановский позднее существенно дополнил, усовершенствовал и модернизировал этот проект. Также Барановский вместе с Ричардом Андреевичем Берзеном, присоединившимся на заключительном этапе, руководил строительством буддийского храма и входил в состав специально созданного Строительного комитета наряду с известными российскими востоковедами и академиками — знатоками буддизма, художниками, который тоже курировал работы по возведению Дацана (годы постройки: с 1909 по 1915 гг.). (Среди них мы можем назвать академиков Василия Радлова и Сергея Ольденбурга, князя Ухтомского, живописца Рериха и некоторых других знаковых фигур того времени). Гавриил Васильевич к тому же являлся одним из пяти штатных членов-руководителей Техническо-строительного комитета МВД, от которого и зависело согласование архитектурного эскиза буддийского храма в городе на Неве. В итоге, благодаря совокупной титанической деятельности Строительного комитета Дацан был построен.

Г. В. Барановский. Главный фасад Санкт-Петербургского буддийского храма. Акварель. 1910


Главный (южный) фасад храма (проект Г. В. Барановского), ЦГИА СПб.

Боковой (восточный) фасад храма (проект Г. В. Барановского), ЦГИА СПб.

В настоящее время Петербургский Дацан Гунзэчойнэй является объектом культурного наследия федерального значения и в 2019 году был внесён в почётную «Белую книгу» Санкт-Петербурга как здание, составляющее гордость нашего города и являющееся достойным, значимым представителем его художественных, градостроительных и архитектурных традиций.

Мероприятие проводил депутат муниципалитета Комарово Юрий Николаевич Куликов, а среди приглашённых были руководство Курортного района Санкт-Петербурга, представители петербургской культурной общественности, архитектурного и краеведческого сообществ и отдельные персоны, которые внесли свой неоценимый вклад в это событие: представитель Фонда наследия Д. Гранина — Марина Даниловна Чернышева-Гранина и председатель Правления Фонда «Келломяки-Комарово», депутат муниципалитета Владислав Владимирович Яковенко, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Георгиевич Попов, главный художник проекта Леонид Георгиевич Кипарисов и председатель молодёжного совета Комарово Сергей Безбородов, почётный архитектор России Светлана Сергеевна Левошко, член Правления Санкт-Петербургского союза архитекторов Феликс Викторович Буянов, епархиальный архитектор Дмитрий Александрович Борунов и другие. Дацан Гунзэчойнэй также был приглашён и принял участие в этом памятном событии.

Торжественное настроение в целом событию создавали музыкальные паузы между выступлениями гостей с участием симфонического оркестра «Классика» под управлением главного дирижёра Александра Канторова.

Авторы: Валерий Береснев, Лиен Роса.

Фото предоставлены организаторами мероприятия: фотографы Ирина Успенская и Александр Браво.

Иллюстрации: фотоматериалы экспозиции «Свет знания: памяти академика Ф.И. Щербатского (1866−1942)» и из открытых источников в Интернете.

Sun, 02 Aug 2020 10:30:00 +0300