Правда, само событие совершилось вне рамок юбилейной программы: установить единственный (на данный момент) в России памятник выдающемуся петербургскому зодчему решили члены инициативной группы, сохранившие благодарную память о нём. Таким образом, тот, кто спроектировал в своё время для купцов Елисеевых сразу два Елисеевских магазина — на Невском проспекте
Как архитектор стал эмигрантом, не выезжая из своей дачи
Справедливости ради стоит заметить, что подлинное место захоронения архитектора не сохранилось — поэтому кенотаф устанавливали в известной степени наугад. В далёком 1920 году нынешний пригородный посёлок Комарово числился на территории Финляндии, по ту сторону старой финской границы, проходившей по реке Сестре, и носил название Келломяки. Это была классическая дачная местность вблизи императорской столицы, где располагалось множество красивейших дачных усадеб — по соседству в Куоккале (ныне Репино) проживал с семьей легендарный русский живописец Илья Репин, а на Чёрной речке в Ваммельсуу (Серово) высилась неказистая в своей громоздкости дача модного тогда писателя Леонида Андреева. Все эти особняки вместе с их хозяевами зимой 1917 года оказались в вынужденной эмиграции после того, как Владимир Ленин властью Совнаркома даровал независимость бывшему Великому княжеству Финляндскому, входившему до этого в состав Российской империи.
Гавриил Васильевич Барановский (1860―1920).
Гавриил Барановский вместе с остальными петербургскими дачниками оказался отрезан и от столицы, и от Родины. Правда, за наскоро прочерченной
Смотровая площадка виллы «Арфа» в Келломяках.
Из фотоальбома «Rakas Entinen Karjala» (1947,
Материал взят с сайта terijoki.spb.ru
В Советской России остались выстроенные им шедевры архитектуры: кроме Дацана и упомянутых двух Елисеевских магазинов это — и здание Русского географического общества в Северной столице, и доходные дома, и даже преобразившийся облик Балтийского завода, где Гавриил Васильевич на заре своей карьеры состоял главным архитектором.
Вторая мировая война дважды прошла через Карельский перешеек и сожгла многие из старых петербургских дач, включая виллу «Арфа» (по приблизительным подсчетам, из 800 дачных усадеб, выстроенных в дореволюционный императорский период, осталось не больше 100-а). Сравнялись и безымянными ушли в землю и многие могилы в келломяжском некрополе. Лишь позднее, когда Карельский перешеек вернулся в состав Советского Союза и в Комарово появились могилы поэтессы Анны Ахматовой,
Долгая дорога в балтийских дюнах: Барановский посмертно вернулся из эмиграции
В обычный дождливый вторник, 28 июля, в Комарово (ныне это Курортный район Санкт-Петербурга) состоялось светлое, памятное и исторически значимое событие: был установлен кенотаф Гавриилу Барановскому. Основная заслуга в изготовлении памятника принадлежит инициативной группе, в которую входили краеведы, депутаты муниципального совета Комарово, члены фонда «Келломяки-Комарово» и архитекторы. Представители Петербургского Дацана также были приглашены на торжественную церемонию.
Символично, что увековечить память архитектора на обелиске было решено не только накануне юбилея Дацана, но и в год 100-летия со дня смерти и 160-летия со дня рождения Гавриила Васильевича Барановского. Три даты совпали, чтобы первый в России памятник архитектору занял своё место в окрестностях бывшей императорской столицы. Таким образом, любимый зодчий Елисеевых и строитель Дацана как бы окончательно вернулся из эмиграции — его имя вышло из небытия, и теперь читается на одних скрижалях вместе с Ахматовой, Ефремовым и Пановой.
Между прочим, в Келломяках по проектам Барановского была выстроена не только вилла «Арфа», но и двухэтажная каменная народная школа имени П.А. Столыпина, безвозмездно переданная в пользование.
Что касается первого эскиза архитектурного проекта Петербургского Дацана, то его, как известно, начертил студент Института гражданских инженеров Николай Березовский, а Гавриил Барановский позднее существенно дополнил, усовершенствовал и модернизировал этот проект. Также Барановский вместе с Ричардом Андреевичем Берзеном, присоединившимся на заключительном этапе, руководил строительством буддийского храма и входил в состав специально созданного Строительного комитета наряду с известными российскими востоковедами и академиками — знатоками буддизма, художниками, который тоже курировал работы по возведению Дацана (годы постройки: с 1909 по 1915 гг.). (Среди них мы можем назвать академиков Василия Радлова и Сергея Ольденбурга, князя Ухтомского, живописца Рериха и некоторых других знаковых фигур того времени). Гавриил Васильевич к тому же являлся одним из пяти штатных
Г. В. Барановский. Главный фасад
Главный (южный) фасад храма (проект Г. В. Барановского), ЦГИА СПб.
Боковой (восточный) фасад храма (проект Г. В. Барановского), ЦГИА СПб.
В настоящее время Петербургский Дацан Гунзэчойнэй является объектом культурного наследия федерального значения и в 2019 году был внесён в почётную «Белую книгу»
Мероприятие проводил депутат муниципалитета Комарово Юрий Николаевич Куликов, а среди приглашённых были руководство Курортного района
Торжественное настроение в целом событию создавали музыкальные паузы между выступлениями гостей с участием симфонического оркестра «Классика» под управлением главного дирижера Александра Канторова.
Авторы: Валерий Береснев, Лиен Роса.
Фото предоставлены организаторами мероприятия: фотографы Ирина Успенская и Александр Браво.
Иллюстрации: фотоматериалы экспозиции «Свет знания: памяти академика Ф.И. Щербатского (1866−1942)» и из открытых источников в Интернете.