Дацан Гунзэчойнэй Праздник Лхабаб Дуйчен 22-24 октября 2024 года

Великий подвиг Будды Шакьямуни восхвалят на празднике Лхабаб Дуйчен

С 22 по 24 октября 2024 года состоится один из шести великих праздников у буддистов, последователей тибетской традиции — Лхабаб Дуйчен. Так называют торжество, посвящённое значимому событию для всех людей, но особенно для верующих-буддистов — второму нисхождению Будды Шакьямуни на Землю к людям.


Лхабаб Дуйчен, как правило, встречается в 22-й день 9-го лунного месяца по буддийскому календарю. Этот праздник отмечают буддисты Тибета, Монголии, в буддийских регионах России — Бурятии, Калмыкии, Тыве, в Алтайском и Забайкальском краях и в отдельных городах нашей страны, где есть дацаны с общинами верующих (Москва, Санкт-Петербург). В дословном переводе с тибетского языка означает: «Лха» — бог, божество; «баб» — нисходить, нисхождение; «Дуйчен» — великий праздник, благое или великое время. Этот праздник связан с возвращением не бога, а именно Будды Шакьямуни как Просветлённого существа обратно с небес. Это второе нисхождение Будды на Землю: первое связано с его рождением в Драгоценном человеческом теле и приходом со святых небес Тушита и второе — когда Шакьямуни спустился с сансарического мира 33-х небожителей, где пребывала и его мать.

Это событие ознаменовало возвращение Просветлённого Будды Шакьямуни на Землю из небесного мира тридцати трёх богов, находящегося в сансаре, куда он направился на 38-м году жизни, чтобы преподавать Дхарму своей матери Махамайе («Великая Майя» — на санскрите) и божествам. По преданию, спустя неделю после 15-го дня девятого месяца Великий Будда спустился на землю с небес по нерукотворной тройной лестнице и был встречен шестнадцатью ближайшими его учениками (архатами). Именно им в главный, второй, праздничный день буддийские ламы посвящают хуралы и особые ритуалы, восхваляют их и благодарят за благое деяние от лица всех идущих по пути Учения.

Безусловно, эта легенда представлена в виде философского повествования с метафоричным содержанием и соткана из множества сакральных символов и образов из буддийской космологии, через которые ученикам — последователям буддизма — необходимо выстраивать ясное понимание сути духовной практики. Иной мир божественного пантеона — как символическое представление Просветлённого опыта, благодаря которому открывается истина Дхармы и безграничные возможности познания, а также сама природа Будды. А один из восьми великих подвигов Шакьямуни, история которого в основе описываемого праздника — это напоминание верующим о безграничном сочувствии Учителя ко всем живым существам, следствием которого стало его земное воплощение (нисхождение с небес) для передачи Дхармы. Архаты стали прообразом первой Сангхи.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И МОЛИТЬСЯ

В течении праздника рекомендуется поститься (особенно следует воздержаться от алкоголя, чеснока и табака), а также соблюдать обеты (прежде всего, в основной день).

Следует использовать это благое время, чтобы зародить искреннее желание очистить ум, укрепиться духовно, утвердиться в своей практике и осознанно идти к Пробуждению в этой жизни.

Благоприятно начитывать мантру:
ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ ШАКЬЯМУНИ СОХА

Мантра Будды Шакьямуни — это перечисление его имён. В переводе «Муни» — мудрец, «Маха» — великий, смысл мантры таков: «Ом мудрый великомудрый, мудрый из рода Шакьев, приветствую тебя!». Её следует начитывать всем, пришедшим на хурал или присоединившимся к нему удалённо посредством прямого эфира.

Можно также приносить любые живые цветы в качестве подношения и в знак выражения своего почтения Будде размещать их в вазах на алтаре в главном молельном зале.


РАСПИСАНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ХУРАЛОВ

22 октября, вторник, в 15:00

Ганжур хурал

В первый день праздника хурал будет посвящён прочтению ламами Дацана отдельных Сутр из свода Слов (Учения Будды) — «Ганжур».

По буддийской традиции в первый день любого большого религиозного праздника у буддистов, являющихся последователями тибето-монгольского направления Учения, сопровождается специальным хуралом Ганжур. Как и Трипитака, свод раннебуддийских священных текстов V—III вв. до н. э., созданных вскоре после просветления Будды Шакьямуни, Ганжур представляет собой свод священных текстов — буддийских сутр (108 томов). Таким образом, речь о палийском или санскритском каноне.

«Во время хурала ламы декламируют основные сутры Праджняпарамиты, о Четырёх истинах Святого (благородные истины) и другие изречения Будды, которые входят в Ганжур, — продолжил рассказ лама Йонден Соднам. — Трипитака трёхчастная представлена Сутра-питакой, или Сутта-питакой — собранием самих сутр, Винайя-питакой — сводом монашеских правил и Абхидхарма-питакой (Абхидхамма-питакой) — объяснением законов существования Вселенной и мироздания в целом. Именно в Ганжуре в начале сутр представлено начальное поклонение для понимания читающего, к какому из трёх разделов относится данная конкретная сутра. Если, например, написано о поклонении буддам и всем бодхисаттвам, значит, далее будет диалог с ответом на вопрос от Татхагаты Шакьямуни, вышедшего из состояния самадхи. Следовательно, мы читаем сутру, относящуюся к первой из трёх корзин, а именно, Сутта-питаке. Если читается Винайя-питака, собрание сутр, повествующих о монашеском кодексе в целом и обетах — монашеских, тантрических, повествовать о канонах которых может только сам Будда, тогда в самом начале будет написано о поклонении Татхагатам прошлого. И в последней, Абхидхарма-питаке, говорящей о мироздании и крайне сложной для постижения, изначально будет поклонение Манджушри: законы кармы, существование трёх сфер и как они зарождаются и другое — всё это взаимосвязано между собой и взаимодействует, чтобы практик имел соответствующие условия и подготовленное сознание для восприятия таких знаний, обращаются к Будде мудрости за его благословением. Так в Дацанах ламы по оглавлению сутр понимают, из какой конкретно питаки они будут цитировать священный текст. На хурале Ганжур декламируются разные сутры».


23 октября, среда

22 лунный день по буддийскому календарю

Дацан будет открыт на время хуралов, несмотря на выходной день в храме, ламы вести приём не будут, кафетерий на цокольном этаже и киоск в холле Дацана будут работать ограниченное время.

В связи с тем, что праздник выпал на выходной день в Дацане, то во время молебна не будет проводиться освящение домашней алтарной атрибутики. Освятить её можно будет на индивидуальных приёмах у лам в любой другой рабочий день. График приёмов можно посмотреть здесь.

в 10:00 и 15:00

Лхабаб Дуйчен хурал

В основной день праздника величественный хурал будет проходить в двух частях:

в 10:00 — Ритуал приглашения Архатов. Благодарная память о встрече ими Будды Шакьямуни после спуска Великого Учителя из мира 33-х небожителей.

в 15:00 — Найдан чого. Ритуал подношения восхваления 16-ти Архатам.

Праздник Лхабаб Дуйчен связан непосредственно с нисхождением с неба божеств на Землю обратно после молитвенных просьб его ближайших 16-ти архатов. И практика в основной день торжества посвящена именно этим ученикам. «Она так и называется в переводе с тибетского языка — „Совершается подношение шестнадцати архатам, которые проводили прошение к возвращению Будды“, ритуальные тексты взяты из книги „Всевозникновение всех высших сиддх (способностей), способствующих достижению состояния Просветления Будды, которому воззвали 16 архатов“, — процитировал лама Йонден Соднам. —  Главный одноимённый молебен Лхабаб Дуйчен состоит из ритуальных и молитвенных частей, хурал включает в себя: семеричный ритуал, начинающийся с подношения мандалы и омовения; священный текст раскаяния перед 35-ю буддами; подношение каждому из шестнадцати архатов по отдельности в виде мандалы и совершение омовения; далее происходят ещё 4 вида подношений, это отдельная практика — первое предназначено шестнадцати ближайшим ученикам Будды, следующее для четырёх махарадж (великих кармических божеств) и других десяти защитников Учения, третье подносится всем живым существам 6-ти видов, а последнее — хозяевам местности. Далее ламы прочитывают обширные благопожелания, в частности, 70 великих благопожеланий. Польза для прихожан от присутствия и косвенного участия в таком хурале заключается в том, что у людей остаются благие отпечатки Дхармы в сознании, происходит тонкая связь с Учителем — Буддой, умиротворяются личные омрачения».


24 октября, четверг, в 10:00 и 15:00

Сахюусан хурал: Гонбо, Лхамо, Жамсаран

В заключительный день торжества пройдёт хурал в 2-х частях с обращением к Защитникам Учения.

Гонбо — это Махакала (в буддийской традиции Ваджраяна), Лхамо — богиня Балдан (Палден) Лхамо, Жамсаран — красный защитник.

«Этот хурал строится по такому же принципу, что и ежедневный молебен Сахюусан. Кратко об этом тантрическом ритуале: мы сначала очищаем внутренний сосуд, соотносящийся с каждым из трёх Защитников, то есть делаем внутреннее подношение, затем очищаем внешний сосуд по такому же принципу, совершая внешнее подношение. Далее осуществляем подношение Защитникам Учения и просим об их проявлении. При присутствии Сахюусанов происходит стадия раскаяния перед каждым из них, делается обширное подношение и поклонение, восхваление Защитников с подношением им золотого напитка и принятием далга (призывание блага). Стоит отметить, что такая практика носит индивидуальный характер и поэтому предполагает непосредственное участие практикующего, по сути — он и должен её осуществлять сам. Какова же польза для наблюдателей — прихожан, которые не совершают сами необходимых ритуальных действий и, возможно, не имеют такого посвящения, либо пока ещё далеки от буддизма? Действительно, изначально, это была частная практика, как и практика любого йидама. А данные священные тексты уже написаны таким образом, что выполняющий ритуал священнослужитель обращается не от своего лица, а с позиции „мы“: „мы здесь и сейчас все присутствующие…“, „все мы обращаемся…“, „все мы раскаиваемся…“ и так далее. Поэтому прихожане при их личном присутствии в алтарном зале Дацана во время молебна, либо через прямой эфир удалённо, тоже получают свою пользу — они реализуют личное намерение, сосредоточены на происходящем священном действе, направляют свой ум к Дхарме. К Сахюусанам, как правило, обращаются с четырьмя просьбами, потому что они обладают четырьмя активностями (возможностями): 1) Умиротворяющая; 2) Увеличивающая, преумножающая; 3) Подавляющая; 4) Уничтожающая. Обращения с просьбами к Защитникам Учения строятся примерно таким образом: умиротворите наши болезни, препятствия на духовном и жизненном пути, кармические отпечатки и т. д.; затем просим всё, что связано с нашей жизнью и благодетельностью, духовностью, благами преумножить; после направляем обращение к подавляющей активности для устранения собственных омрачений и неведения, чтобы Гонбо, Лхамо, Жамсаран наделили нас такой же силой; и завершаем ритуал просьбой о нейтрализации, разрушении всех имеющихся внешних негативных воздействий (наговоров, порчи и других). С точки зрения практичной, считается, что Защитники Учения очень скоры на помощь обычным людям, верующим».


Приглашаем вас в Дацан Гунзэчойнэй в праздничные дни 22, 23, 24 октября в честь этого торжественного события для всех буддистов!

Адрес Дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге: Приморский проспект, д. 91. (метро: Старая Деревня, Чёрная речка). Схема проезда

Трансляции в прямом эфире хуралов из Дацана Гунзэчойнэй проходят на сайте Дацана (на этой странице в конце статьи и в специальном разделе) и в группе ВКонтакте.

Записки с именами для прочтения ламами во время молебнов можно отправлять онлайн через сервис на нашем сайте, на странице «Заказать молебен» (прошения на праздничные хуралы открыты для оформления ограниченное время) или присылать в телеграм-канале через специальный бот (qr-код размещён ниже). Также в самом буддийском храме есть возможность оставить прошение перед хуралом в алтарном зале.

Отправка записок ламам на хурал через Телеграм (в любое время):


Сердечно благодарим за информационную помощь уважаемых лам Йонден Соднам (Цыренжапа Замбалова) и Еши Ёндон из Санкт-Петербургского Дацане Гунзэчойнэй!


Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй.


Для раскрытия видео в полном размере нажмите на кнопку VK Видео

Mon, 21 Oct 2024 16:00:00 +0300