Лхабаб Дуйчен, как правило, встречается в 22-й день 9-го лунного месяца по буддийскому календарю. Этот праздник отмечают буддисты Тибета, Монголии, в буддийских регионах России — Бурятии, Калмыкии, Тыве, в Алтайском и Забайкальском краях и в отдельных городах нашей страны, где есть дацаны с общинами верующих (Москва, Санкт-Петербург). В дословном переводе с тибетского языка означает: «Лха» — бог, божество; «баб» — нисходить, нисхождение; «Дуйчен» — великий праздник, благое или великое время. Этот праздник связан с возвращением не бога, а именно Будды Шакьямуни как Просветлённого существа обратно с небес. Это второе нисхождение Будды на Землю: первое связано с его рождением в Драгоценном человеческом теле и приходом со святых небес Тушита и второе — когда Шакьямуни спустился с сансарического мира 33-х небожителей, где пребывала и его мать.
Это событие ознаменовало возвращение Просветлённого Будды Шакьямуни на Землю из небесного мира тридцати трёх богов, находящегося в сансаре, куда он направился на 38-м году жизни, чтобы преподавать Дхарму своей матери Махамайе («Великая Майя» — на санскрите) и божествам. По преданию, спустя неделю после 15-го дня девятого месяца Великий Будда спустился на землю с небес по нерукотворной тройной лестнице и был встречен шестнадцатью ближайшими его учениками (архатами). Именно им в главный, второй, праздничный день буддийские ламы посвящают хуралы и особые ритуалы, восхваляют их и благодарят за благое деяние от лица всех идущих по пути Учения.
Безусловно, эта легенда представлена в виде философского повествования с метафоричным содержанием и соткана из множества сакральных символов и образов из буддийской космологии, через которые ученикам — последователям буддизма — необходимо выстраивать ясное понимание сути духовной практики. Иной мир божественного пантеона — как символическое представление Просветлённого опыта, благодаря которому открывается истина Дхармы и безграничные возможности познания, а также сама природа Будды. А один из восьми великих подвигов Шакьямуни, история которого в основе описываемого праздника — это напоминание верующим о безграничном сочувствии Учителя ко всем живым существам, следствием которого стало его земное воплощение (нисхождение с небес) для передачи Дхармы. Архаты стали прообразом первой Сангхи.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И МОЛИТЬСЯ
В течении праздника рекомендуется поститься (особенно следует воздержаться от алкоголя, чеснока и табака), а также соблюдать обеты (прежде всего, в основной день).
Следует использовать это благое время, чтобы зародить искреннее желание очистить ум, укрепиться духовно, утвердиться в своей практике и осознанно идти к Пробуждению в этой жизни.
Благоприятно начитывать мантру:
ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ ШАКЬЯМУНИ СОХА
Мантра Будды Шакьямуни — это перечисление его имён. В переводе «Муни» — мудрец, «Маха» — великий, смысл мантры таков: «Ом мудрый великомудрый, мудрый из рода Шакьев, приветствую тебя!». Её следует начитывать всем, пришедшим на хурал или присоединившимся к нему удалённо посредством прямого эфира.
Можно также приносить любые живые цветы в качестве подношения и в знак выражения своего почтения Будде размещать их в вазах на алтаре в главном молельном зале.
РАСПИСАНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ХУРАЛОВ
22 октября, вторник, в 15:00
Ганжур хурал
В первый день праздника хурал будет посвящён прочтению ламами Дацана отдельных Сутр из свода Слов (Учения Будды) — «Ганжур».
По буддийской традиции в первый день любого большого религиозного праздника у буддистов, являющихся последователями
«Во время хурала ламы декламируют основные сутры Праджняпарамиты, о Четырёх истинах Святого (благородные истины) и другие изречения Будды, которые входят в Ганжур, — продолжил рассказ лама Йонден Соднам. — Трипитака трёхчастная представлена
23 октября, среда
22 лунный день по буддийскому календарю
Дацан будет открыт на время хуралов, несмотря на выходной день в храме, ламы вести приём не будут, кафетерий на цокольном этаже и киоск в холле Дацана будут работать ограниченное время.
В связи с тем, что праздник выпал на выходной день в Дацане, то во время молебна не будет проводиться освящение домашней алтарной атрибутики. Освятить её можно будет на индивидуальных приёмах у лам в любой другой рабочий день. График приёмов можно посмотреть здесь.
в 10:00 и 15:00
Лхабаб Дуйчен хурал
В основной день праздника величественный хурал будет проходить в двух частях:
в 10:00 — Ритуал приглашения Архатов. Благодарная память о встрече ими Будды Шакьямуни после спуска Великого Учителя из мира 33-х небожителей.
в 15:00 — Найдан чого. Ритуал подношения восхваления 16-ти Архатам.
Праздник Лхабаб Дуйчен связан непосредственно с нисхождением с неба божеств на Землю обратно после молитвенных просьб его ближайших 16-ти архатов. И практика в основной день торжества посвящена именно этим ученикам. «Она так и называется в переводе с тибетского языка — „Совершается подношение шестнадцати архатам, которые проводили прошение к возвращению Будды“, ритуальные тексты взяты из книги „Всевозникновение всех высших сиддх (способностей), способствующих достижению состояния Просветления Будды, которому воззвали 16 архатов“, — процитировал лама Йонден Соднам. — Главный одноимённый молебен Лхабаб Дуйчен состоит из ритуальных и молитвенных частей, хурал включает в себя: семеричный ритуал, начинающийся с подношения мандалы и омовения; священный текст раскаяния перед 35-ю буддами; подношение каждому из шестнадцати архатов по отдельности в виде мандалы и совершение омовения; далее происходят ещё 4 вида подношений, это отдельная практика — первое предназначено шестнадцати ближайшим ученикам Будды, следующее для четырёх махарадж (великих кармических божеств) и других десяти защитников Учения, третье подносится всем живым существам 6-ти видов, а последнее — хозяевам местности. Далее ламы прочитывают обширные благопожелания, в частности, 70 великих благопожеланий. Польза для прихожан от присутствия и косвенного участия в таком хурале заключается в том, что у людей остаются благие отпечатки Дхармы в сознании, происходит тонкая связь с Учителем — Буддой, умиротворяются личные омрачения».
24 октября, четверг, в 10:00 и 15:00
Сахюусан хурал: Гонбо, Лхамо, Жамсаран
В заключительный день торжества пройдёт хурал в 2-х частях с обращением к Защитникам Учения.
Гонбо — это Махакала (в буддийской традиции Ваджраяна), Лхамо — богиня Балдан (Палден) Лхамо, Жамсаран — красный защитник.
«Этот хурал строится по такому же принципу, что и ежедневный молебен Сахюусан. Кратко об этом тантрическом ритуале: мы сначала очищаем внутренний сосуд, соотносящийся с каждым из трёх Защитников, то есть делаем внутреннее подношение, затем очищаем внешний сосуд по такому же принципу, совершая внешнее подношение. Далее осуществляем подношение Защитникам Учения и просим об их проявлении. При присутствии Сахюусанов происходит стадия раскаяния перед каждым из них, делается обширное подношение и поклонение, восхваление Защитников с подношением им золотого напитка и принятием далга (призывание блага). Стоит отметить, что такая практика носит индивидуальный характер и поэтому предполагает непосредственное участие практикующего, по сути — он и должен её осуществлять сам. Какова же польза для наблюдателей — прихожан, которые не совершают сами необходимых ритуальных действий и, возможно, не имеют такого посвящения, либо пока ещё далеки от буддизма? Действительно, изначально, это была частная практика, как и практика любого йидама. А данные священные тексты уже написаны таким образом, что выполняющий ритуал священнослужитель обращается не от своего лица, а с позиции „мы“: „мы здесь и сейчас все присутствующие…“, „все мы обращаемся…“, „все мы раскаиваемся…“ и так далее. Поэтому прихожане при их личном присутствии в алтарном зале Дацана во время молебна, либо через прямой эфир удалённо, тоже получают свою пользу — они реализуют личное намерение, сосредоточены на происходящем священном действе, направляют свой ум к Дхарме. К Сахюусанам, как правило, обращаются с четырьмя просьбами, потому что они обладают четырьмя активностями (возможностями): 1) Умиротворяющая; 2) Увеличивающая, преумножающая; 3) Подавляющая; 4) Уничтожающая. Обращения с просьбами к Защитникам Учения строятся примерно таким образом: умиротворите наши болезни, препятствия на духовном и жизненном пути, кармические отпечатки
Приглашаем вас в Дацан Гунзэчойнэй в праздничные дни 22, 23, 24 октября в честь этого торжественного события для всех буддистов!
Адрес Дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге: Приморский проспект, д. 91. (метро: Старая Деревня, Чёрная речка). Схема проезда
Трансляции в прямом эфире хуралов из Дацана Гунзэчойнэй проходят на сайте Дацана (на этой странице в конце статьи и в специальном разделе) и в группе ВКонтакте.
Записки с именами для прочтения ламами во время молебнов можно отправлять онлайн через сервис на нашем сайте, на странице «Заказать молебен» (прошения на праздничные хуралы открыты для оформления ограниченное время) или присылать в
Отправка записок ламам на хурал через Телеграм (в любое время):
Сердечно благодарим за информационную помощь уважаемых лам Йонден Соднам (Цыренжапа Замбалова) и Еши Ёндон из
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй.
Для раскрытия видео в полном размере нажмите на кнопку VK Видео