Дацан Гунзэчойнэй Мозаичное панно с Белозонтичной Тарой в Дацане СПб

«Великая из ушнишы Бхагавана Татхагаты Ситатапатра»: прихожане под защитой белого зонта Тары

Созерцать и практиковать перед прекрасным священным образом Белозонтичной Тары теперь может каждый прихожанин и посетитель Дацана Гунзэчойнэй: в одной из ниш в стене алтарного зала разместилось новое мозаичное панно с этой богиней.


Петербургский буддийский храм известен не только своей богатой историей, библиотекой с редкими священными книгами и подарочными экземплярами литературы по буддизму, витражами по эскизам легендарного Николая Константиновича Рериха и в современном исполнении под авторством члена Союза художников России Елены Константиновны Зонхоевой. В главном молельном зале, дугане, разместилась уникальная религиозная галерея из семи (теперь уже — из восьми) мозаичных панно, с полотен которых смотрят на всех присутствующих одни из самых почитаемых сакральных образов в буддизме. Без лишней скромности можно говорить о том, что это единственное такого рода собрание мозаичных тханок (в буддийском искусстве тханки традиционно выполняются на тканевой основе — прим. ред.) в России.

Белая и Зелёная Тары, бодхисаттва Авалокитешвара, бодхисаттва Манджушри, Будда Грядущего времени Майтрейя, Будда Медицины, бодхисаттва Ваджрасаттва и новая созданная Белозонтичная Тара выполнены в особой технике и в едином стиле петербургской художницей Региной Дербенёвой. Стоит упомянуть ещё об одной мозаичной тханке, созданной мастером Региной специально для тантрической практики наших лам. Почитаемое тантрическое божество — йидам Гухьясамаджи, воплощённый в стекле, находится в отдельной священной комнате для лам, на 5-м этаже Дацана, и скрыт от глаз прихожан.

Белозонтичная Тара (на санскрите — Ушниша-Ситатапатра, по-тибетски — Дугкар, переводится «Белый зонт») известна как богиня буддийского пантеона Ваджраяны. Встречается изображение с тысячей ликов, рук и ног (основные — две руки и две ноги, остальные изображаются в виде огибающего её круга), а также и в привычном очеловеченном облике (более мирное проявление), с многочисленными зоркими глазами на разных частях тела, от внимательного взгляда которых ничто не скроется. Характерной, отличительной деталью является наличие белого (символичное пересечение с «чистый» и «величественный») зонта, взмах или вращение которого отбрасывает всё негативное от «подопечных». По древней легенде, появившаяся из ушниши (выступа на голове) Будды Шакьямуни, по его осознанию Белозонтичная Тара была проявлена в мире для защиты всех живых существ от злых, вредоносных сил и любых иных неблагоприятных воздействий. Как истинная Тара, сострадающая всем существам и спасающая их, Ситатапатра смело побеждает демонов, духов, одолевает любые «чёрные» влияния, защищает от зла, бед, болезней, последствий магических и других разрушительных негативных ритуалов.

Юная, прекрасная, с сияющей белой кожей дева Просветлённой природы на буддийских тханках восседает на солнечном диске, расположенном на цветном лотосовом троне. Своей символической силой уверенно отгоняет все страхи и невидимых вредоносных существ, представленных в разной форме. На Белозонтичной Таре восемь золотых украшений, в её наряде присутствует красный пояс и разноцветная юбка. Принято считать, что у этой формы Тары, как упоминалось выше, проницательные глаза, смотрящие во все стороны, зоркие и сострадающие. И в основной левой руке она держит позолоченную трость своего большого всемогущего белого зонта, расположенную рядом с сердцем. Белозонтичная Тара своим зонтиком словно куполом укрывает взывающих к ней верующих-буддистов и всех людей, с уважением обращающихся за помощью к этому буддийскому божеству через священнослужителей в дацанах, и раскрученный ею зонт над человеком как бы отбрасывает всё дурное от него.

Белый зонт согласно буддийской традиции обладает великой защитной силой, впрочем, он может присутствовать в религиозных ритуалах не только в единичном экземпляре: можно увидеть три, пять, семь, девять, одиннадцать или тринадцать, которые соответствуют Будде, вселенскому монарху (чакравартину — «повелителю круга мира») и количеству колец, венчающих буддийские ступы — рукотворные архитектурные сооружения, способствующие сохранению мира в мире за счёт создания особого тонкого поля воздействия на Вселенную.

Многим прихожанам Дацана Гунзэчойнэй известны молитвенные практики и особые ритуалы с обращением к Белозонтичной Таре для защиты от любого внешнего негативного воздействия, например «Ритуал от злых языков», который проводят ламы для мирян на индивидуальных приёмах в Петербургском буддийском храме.

Посмотреть рабочий график приёмов в Дацане можно на нашем сайте — в разделе «СЛУЖБЫ И ОБРЯДЫ», на странице «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛАМЫ» или перейдя по ссылке.

На хурале Табан Харюулга, или «Пять отбрасываний», который также входит в праздничную программу буддийских служб в нашем храме по случаю наступления Сагаалгана, в первую очередь, молитвы обращены тоже к Ситатапатре, чтобы она оградила нас от всевозможных напастей, от восьми страхов, семи негативных проявлений.

Ежемесячное расписание хуралов и ритуалов, проводимых в Петербургском Дацане, публикуется на сайте, также в разделе «СЛУЖБЫ И ОБРЯДЫ» (перейти).

Основная буддийская мантра, посвящённая Белозонтичной Таре, звучит так:

ХУМ МАМА ХУМ НИ СОХА

Передачу мантры для самостоятельного начитывания можно получить у лам на приёме.

Для всех мозаик с буддийским пантеоном, представленных в Дацане Гунзэчойнэй, закупалось высококаче­ственное китайское и итальянское стекло. Кропотливая работа над одним таким панно может длиться от пяти месяцев и дольше в зависимости от сложности исходного изображения и сопутствующих факторов. К слову, заказ на создание Белозонтичной Тары для Дацана поступил художнице в конце июня 2022 года. Затем мастеру необходим продолжительный отдых для восстановления сил и творческой энергии. В процессе создания мозаику наклеивают на оракал (специальная прозрачная художественная плёнка), затем переворачивают на другую сторону и по методу, аналогичному укладке кафельной плитки, приклеи­вают с задней стороны клеем. Согласно эскизу новая мозаичная тханка выполнена в вертикальном формате и имеет внушительные размеры: высота — 2 метра (как и у предыдущих панно, кроме мозаики с Авалокитешварой — 2,20 м), ширина — 1,65 метра. Изображение, которое легло в основу религиозного сюжета на новом панно из цветного стекла, рекомендовал лично досточтимый настоятель Дацана Гунзэчойнэй лама Джампа Доньёд (Буда Бадмаев).

И стоит отдельно сказать ещё об одной большой ценности нашего буддийского храма — о людях, прихожанах и гостях Дацана Гунзэчойнэй, добрыми делами и посильной помощью которых Учение Будды крепчает, дарует истинный свет знаний всем буддистам в Петербурге!

Авторскую тханку Белозонтичной Тары из стекла, стоимость создания которой достигает 450 тысяч рублей, ламы смогли получить для Дацана и общины верующих только благодаря вашим денежным подношениям и добрым намерениям даровать всем людям возможность практиковать, а значит — получать помощь, защиту от почитаемого божества Тары Ситатапатры в стенах нашего храма, лично обращаясь к её реализованному опыту через освящённый образ!

Увидеть новое священное мозаичное полотно в дугане можно в часы работы Дацана Гунзэчойнэй на Приморском пр., д. 91: ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 19:00. В алтарном зале необходимо быть в чистой сменной обуви или без обуви, либо в бахилах.

Если вы желаете пожертвовать нашему храму и ламам на хозяйственные нужды, на осуществление проектов для Сангхи и распространения Дхармы в нашей стране, созданных по инициативе Дацана Гунзэчойнэй, и на текущие работы, которые уже в процессе реализации, то сделать это очень просто:

— Денежное подношение можно оставить в специальных ящиках в главном здании Дацана при очном посещении храма в Старой Деревне.

— Также для вашего удобства создан веб-сервис на официальном сайте Дацана Гунзэчойнэй для онлайн-перевода пожертвования. Воспользоваться сервисом для пожертвований

— Остальные платёжные реквизиты Петербургского Дацана можно получить здесь.


Где узнать подробнее, на что вы можете пожертвовать сейчас:

В отдельной новостной статье опубликована подробная информация о ходе строительства нового дугана в Петербурге, в районе Коломяги, и прихожане имеют редкую возможность помочь в возведении этой буддийской святыни, заказав именной кирпичик с пожизненным упоминанием себя на хуралах.
Также в разделе «СПОНСОРАМ», размещённом по ссылке, есть материалы о других наших проектах.

Для наших прихожан и верующих-буддистов это ещё и бесценная возможность духовно реализоваться, лично практикуя в этом случае парамиту щедрости (дана). В понимании тибетского буддизма, главный аспект в такой практике — не сам процесс отдавания, а взращивание в себе бескорыстного желания отдавать. Дана-парамита — это состояние ума, которое формирует потом правильные намерения, а в следствие — верные действия, приносящие благо не только самому практикующему человеку, но и другим людям. По примеру нашего Учителя Будда Шакьямуни, который неустанно совершенствовался в парамите даяния. Сея зерно щедрости, мы создаём кармические предпосылки счастья в будущем, где получим плоды нашей щедрости в течении множества жизней.

Ом Сарва Мангалам!
Да будет благо!


Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор — Саян Цыбиков), из личного архива Регины Дербенёвой.

Tue, 14 Feb 2023 12:05:00 +0300