Дацан Гунзэчойнэй Ваджрапани — могущество всех будд

Ваджрапани — могущество всех будд

В Дацане Гунзэчойнэй построена и пребывает песочная мандала бодхисаттвы Ваджрапани. Как гневный образ Ваджрапани проповедует учение о сострадании?


Кто такой Бодхисаттва?

С большим почитанием в буддизме Махаяны относятся к тем, кого называют Бодхисаттвами — Героями Пробуждения. Они — пробужденные существа, которые полностью или частично достигли состояния просветления и направляющие других на этом пути. Гаутама Будда называл себя Бодхисаттвой, искателем просветления, перед тем как достиг состояния Будды.

Важно, что Бодхисаттва желает просветления не только для себя, но также и для других существ и помогает им в этом. В текстах описано десять ступеней или «земель» («бхуми», санскр.) на этом духовном поприще. В Сардхадвисахасрика Праджняпарамита сутре разъяснено, что термин «бодхисаттва» может быть применён только к существу, достигшему первого уровня освобождения — реализовавшему первую «бхуми», а до этого момента все, кто только взращивает просветленный настрой Бодхичитту именуются «джатисаттва».

На каждой из ступеней сознание практикующего очищается все больше тонких концепций и проявляет очередной тип просветленных качеств. Эти десять уровней именуют следующим образом:

  1. Радостная (Совершенно радостная)
  2. Незапятнанная (Непорочная)
  3. Освещающая (Лучезарная)
  4. Сияющая (Пламенная)
  5. Трудная для очищения (Трудноодолимая)
  6. Проявляющаяся (Обращенная)
  7. Далеко ушедшая (Далеко зашедшая)
  8. Недвижимая (Неколебимая)
  9. Обладающая превосходной мудростью (Превосходный ум)
  10. Облако Дхармы.

Достигнув седьмой «бхуми» — «Далеко Ушедший» — Бодхисаттва становится Махасаттвой или Великим Бодхисаттвой, существом, достигшим освобождения от цикла перерождений, но отложившего свое полное освобождение. Сострадание по отношению ко всем остальным живущим существам заставляет Махасаттву остаться в этом мире для помощи в освобождении всем остальным. Он не подчиняется никаким законам природы и может принимать любую форму по своему желанию, находиться в нескольких местах одновременно и передвигаться со скоростью мысли.

Традиционно насчитывается восемь Бодхисаттв наивысшего уровня, которые были ближайшими учениками Будды, и которым тот передал учения Махаяны. Среди них выделяют троих, называя их часто «буддийской троицей». Это — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, воплощающие, соответственно, сострадание, мудрость и силу всех Будд.

Символика Ваджрапани

Ваджрапани (санскр. Vajrapāṇi, тиб. phyag na rdo rje Чанна Дордже) — гневный бодхисаттва, хотя известны и мирные его формы (Изображение Ваджрапани в милостивой форме встречается крайне редко). Он олицетворяет активное сострадание и силу, устраняющую препятствия, заблуждения на пути к Просветлению. Он защитник-охранитель Дхармы и всех, кто следует ей, и символ могущества. Его имя буквально означает «Держащий в руке ваджру» (vajra — «алмаз», «молния», символ нерушимости).

В «Ваджравидарана-нама-дхарани» говорится, что стражи четырех сторон света обратились к Будде со словами о том, что зло в мире одолевает добро, и Просветленный попросил Ваджрапани придумать средство для защиты чистых духом. Тогда бодхисаттва и принял свою гневную форму.

Для адепта учений Ваджраяны все божества — лишь отражения его собственного ума, соответствующие различным его качествам и аспектам. В действительности они не только не имеют конкретной формы, но даже не существуют независимо, сами по себе. За каждым образом стоит сложный, разработанный до мелочей символизм. Все имеет свой смысл — форма божества, его цвет, поза (асана), жесты рук (мудры), различные украшения и атрибуты.

В буддийской иконографии Ваджрапани изображают тёмно-синего цвета, он стоит с широко расставленными ногами на солнечном диске в ореоле бушующего пламени, которое представляет преобразующую силу Пробуждения и мудрости. Его желто-красные волосы стоят дыбом, во лбу — око мудрости, выражение лица свирепое. В вытянутой правой руке он держит ваджру, обозначающую его способность рассекать тьму заблуждения, в левой — лассо или петлю для ловли демонов наших омрачений и дурных склонностей. Он украшен различными драгоценностями, золотыми и костяными украшениями — признаками Бодхисаттв, на руках и ногах браслеты из извивающихся змей-нагов, на нём передник из шкуры тигра — атрибут, связанный с йогической практикой. У Ваджрапани гневный облик, но он олицетворяет просветленный ум, а потому совершенно свободен от злобы. Ваджрапани — единственный из гневных божеств, которого изображают в короне не с черепами, символизирующими по одной из версий грехи, а драгоценными лепестками, символизирующие дхьяни-будд.

Ваджрапани относится к Владыкам Трёх Просветлённых Семейств, символизирующих тело, речь и ум Просветлённых. Семейство «Татхагата» Манджушри преобразует неведение, семейство «Падма» Авалокитешвары преобразует желание, а семейство «Ваджра» преобразует гнев. Считаясь манифестацией Будды Акшобхьи, Ваджрапани символизирует ваджрный ум. Главным атрибутом Ваджрапани является ваджра, отсюда его имя (также используют эпитет «Гухьяпати»).

Происхождение образа Бодхисаттвы Ваджрапани

История образа Ваджрапани корнями уходит в глубокую древность: дух-оборотень ведических времен и ипостась громовержца Индры, он в раннем буддизме становится легендарным учеником Шакьямуни, бодхисаттвой в махаяне, а в ваджраяне он, оставаясь бодхисаттвой, стал и идамом Гухъяпати Ваджрадхарой, персонификацией одноименной тантры. Ваджрапани также называют тысячным буддой из тех, которые явятся в мир в течение нынешнего мирового периода. Воплощением Ваджрапани был царь Шамбалы Сучандра, которому Будда преподал учение Калачакры.

Бодхисаттва Ваджрапани также является хранителем всех учений исцеления. По легенде, в прошлом Ваджрапани был богом Индрой и не был знаком со страданиями, которые испытывают живые существа, но когда он сам испытал серьезную физическую болезнь из-за своих собственных гордости и высокомерия, у него пробудилось сострадание ко всем живым существам, которые, также, как и он, будучи подвержены влиянию трёх ядов, страдали и создавали причины для новых страданий.

Вот вариант этой легенды:

Когда Будда Шакьямуни пребывал на Земле, а глубоко преданный новый ученик Ваджрапани служил ему, Шакьямуни однажды понадобилось отправить известие Варуне, королю Нагов. Так что Будда искал гонца для этого поручения. Ваджрапани, вдохновленный и исполненный преданности, как и все новички, вызвался помочь Учителю. Считается, что это была упая Будды для зарождения сострадания в своём божественном ученике, не знавшем до того страдания.

Будда поразмыслил над его предложением, и прежде, чем nослать Ваджрапани с поручением, предупредил, что Король Haroв Варуна — чрезвычайно могущественный правитель. Он не выно­сит высокомерия в других, и, учитывая, что такая черта имелась в характере Ваджрапани (в конце концов, он все же был Королем Богов), Будда предупредил его, чтобы он вел себя очень скромно и двигался очень осторожно в присутствии великого Правителя Нагов. Ваджрапани согласился следовать совету Будды.

Так Ваджрапани отправился во дворец Варуны, где его приветствовал слуга. Слуга сказал, что Варуна занят важным делом и примет Ваджрапани некоторое время спустя. Когда Ваджрапани показалось, что прошло очень много времени, он опять позвал слугу. Слу­га сказал ему, что Варуна обедает и примет его немного позже.

Казалось, прошло очень много часов. Ваджрапани опять по­звал слугу, но тот сказал ему, что Варуна сейчас проводит время cо своими женами и примет его немного попозже. Ваджрапани опять пришлось ждать. Потом он опять позвал слугу и спросил, можно ли увидеть Варуну. Ему сказали, что Великий Варуна пошел вздремнуть.

Прошло еще несколько часов, раздражение Ваджрапани все больше и больше росло. Видимо, он еще раз поинтересовался у слуги, когда же произойдет долгожданная встреча. Ему сказали, Повелитель Нагов принимает ванну и скоро будет готов. Наконец, аудиенция состоялась. Взбешенный Ваджрапани, войдя в тронный зал, стал осыпать Варуну оскорблениями и угрозами. Король Нагов за глупость поразил Ваджрапани проказой. Болезнь была тяжелой, и части тела Ваджрапани стали сразу же разлагаться и отделяться, падая на землю. Ваджрапани в ужасе бежал к Учителю, который ему сказал: «Я же тебе говорил…»

Ваджрапани умолял Шакьямуни исцелить его, на что Будда ответил, что не может этого сделать. Но, возможно, другой великий бог, Хайягрива, сможет помочь. Хайягрива помочь не смог. И тогда он позвал Гаруду, Орла Богов.

Дальше говорится о том, что Гаруда схватил Короля Нагов и полетел с ним высоко в небо, угрожая, что сбросит его на землю, если он не откроет Мантру, которая излечивает проказу, а также слабоумие, эпилепсию, отеки, ревматизм, артрит, припадки и так далее. Варуна сказал мантру и Ваджрапани выздоровел.

Ваджрапани был богом, он раньше не был знаком со страдани­ем, а, испытав серьезную физическую болезнь из-за своей собствен­ной гордости и высокомерия, теперь мог сочувствовать тем, кто также страдал от болезней. Поэтому Будда Шакьямуни доверил ему хранение всех секретных знаний исцеления. Ваджрапа­ни, таким образом, связан с Буддой Медицины, и его призывают для эффективного лечения серьезных болезней, которые не под­даются никакому другому лечению.

(Источник https://nandzed.livejournal.com/2668459.html)

В народных верованиях Ваджрапани заменяет собою громовержца (поскольку ваджра — это молния), он владыка дождей и покровитель змей-нагов, которые были в числе учеников Будды, и именно им Просветленный преподал многие учения, которые еще рано было открывать людям.

Ваджрапани также почитается как покровитель монгольских народов.

В 2011 году была изготовлена большая статуя Очирвани (Ваджрапани в монгольском произношении). Статую возводили шесть месяцев. 16 февраля, в 14-й лунный день, очередную годовщину ухода из этого мира Богдо-гэгэна Первого, в Улан-Баторе состоялось открытие и благословение статуи Ваджрапани, созданной под руководством духовного лидера монгольского народа — Его Святейшества Богдо-гэгэна IX. Эта статуя — точная копия уничтоженной коммунистами святыни.

Fri, 09 Nov 2018 19:07:00 +0300