Дацан Гунзэчойнэй Статуя Будды Майтрейи XIX века в Эрмитаже

В Эрмитаже выставлена медная статуя Майтрейи XIX века

В Петербурге завершена реставрация скульптуры Будды Майтрейи, возраст которой более 150-ти лет. В фондохранилище Эрмитажа она заняла почётное место в качестве экспоната. Ламы Петербургского Дацана провели ритуал её освящения.


Самое большое изображение Будды Грядущего Времени в Северной столице стало одним из главных экспонатов новой выставки в филиале музея Государственного Эрмитажа в Старой Деревне. Исторический вид Пятого Татхагаты, олицетворяющего любовь и доброту, восстанавливали в течение нескольких лет (с марта 2021 года) лучшие реставраторы музея и из других лабораторий по работе с керамикой и витражами, живописью и даже мебелью. Скульптура из Монголии была изготовлена в смешанной технике выколотки и литья, приобретена в 1999 году из коллекции Феликса Вишневского — основателя московского музея Тропинина. Состояние медной статуи требовало тщательной проработки, изменения деформированной формы и восстановления частично утраченных некоторых её элементов, что демонстрируют представленные на специальном стенде фотографии. При этом у специалистов была задача максимально сохранить и приблизить вид изваяния к авторскому исполнению.

Для всех ценителей искусства в Петербурге, а также для верующих-буддистов нашего региона возвращение образа будущего Будды стало важным культурным событием. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, это один из этапов масштабной буддистской программы музея «Диалог культур. Восток-Запад», в рамках которой также будут выставки и театральные мистерии, посвященные вероучению. Планируются и совместные проекты с Петербургским Дацаном.

На торжественном представлении отреставрированной статуи ламы вместе с настоятелем Дацана Гунзэчойнэй Будой Бадмаевым провели освящение скульптуры. Досточтимый глава нашего буддийского храма рассказал, что «около 150-ти тысяч лет придётся ждать до прихода Майтрейи. И поэтому мы молимся, чтобы он пришёл быстрее. В переводе Майтрейя — это „любящая доброта“. Связано с тем, что, развивая любовь и сострадание, на землю спустится Будда Майтрейя и таким образом наступит всеобщее благоденствие». Этот Будда почитаем всеми направлениями буддизма и последователями всех буддийских школ. Считается, что он сможет воплощаться там, где больше всего в нём нуждаются, его эманации могут пребывать одновременно в разных мирах. В иконографии Будда или Бодхисаттва Грядущего периода всегда представлен со спущенными ногами, тем самым демонстрируя свою готовность низойти в наш мир с небесной обители. У изваяния жесты рук тоже имеют особое значение: они демонстрируют дхарма чакра мудру — «поворот Колеса Учения».

Также по приглашению ширээтэ-ламы Петербургского буддийского храма Буды Бальжиевича ламы построили песочную мандалу в честь гневного проявления божества мудрости Мунджушри — Ваджрабхайрава. Она не имеет прямой связи с Майтрейей, создана в дар музею и является отдельным сакральным объектом, в зале фондохранилища украшает новоявленную скульптуру. Известно, что мандала сохранится как экспонат и не будет разбираться.

Новые экспонаты и мандалу можно увидеть в постоянной экспозиции памятников тибетского буддизма в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа в Старой Деревне.


Использованы материалы ИА «Диалог» и ТАСС, телеканала «Санкт-Петербург» (автор: Вероника Озерова).
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй, телеканала «Санкт-Петербург», автора — Илья Снопченко (ИА «Диалог»).

Sat, 30 Mar 2024 13:00:00 +0300