Дацан Гунзэчойнэй Мандала Белой Тары март-апрель 2021г.

В Дацане возведут мандалу Белой Тары для созерцания

После длительного годового перерыва из-за карантина в Петербургском буддийском храме Гунзэчойнэй ламы снова создадут песочный дворец для великодушного божества. Священное мероприятие будет сопровождаться программой ритуалов и лекций.


На этот раз для созерцания, являющегося неотъемлемой частью практики одного из двух высших учений Будды Шакьямуни — тантры, ламы Санкт-Петербургского Дацана создадут священный песочный дворец для почитаемой Белой Тары (Сита Тара — на санскрите, Долкар Карпо — по-тибетски). Будучи Тарой, изображаемой семиглазой (ещё по одному на ладонях и ступнях, во лбу), что символизирует её всеведение страданий всех в сансаре, она является целительницей, утешительницей и дарующей каждому, кто к ней обращается в практике.

Уникальная мозаичная танка Белой Тары в алтарном зале Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй

Любая буддийская мандала — это графическое изображение самого тантрического учения на языке символов. Изучая тантры через образы просветлённых существ и их песочные дворцы, практикующий буддист готовит себя к так называемому «вхождению в мандалу» — в ясное и чистое сознание, в освобождённое состояние ума, в котором пребывает божество. В процессе медитативной визуализации опытные практики мандалу воспроизводят в её трехмерной форме. Согласно священным текстам плоскостные изображения мандал могут быть либо живописными картинами, либо выполнены из определённых материалов, среди которых позволительно использовать разноцветный песок. В дацанах Буддийской Традиционной Сангхи России преимущественно используют именно этот материал в таких ритуалах — измельчённый и окрашенный в насыщенные цвета песок, полученный после обработки камней (в тибетской песочной живописи не используется речной или иной, добытый в водоёмах, песок — прим. ред.). В общей сложности при построении мандалического рисунка могут применяться, помимо основных шести цветов, четырнадцать их оттенков и более.

Подготовительные ритуалы, направленные на очищение пространства, платформы для возведения мандалы,
инструментов и цветного песка.
Фрагмент одной из мандал, которые создавались ламами в Дацане Гунзэчойнэй,
прорисованные окрашенным песком детали, символы.

При подготовке к процессу возведения песочной мандалы и во время трудоёмкой работы по её непосредственному материальному воплощению ламы будут находиться в медитативном сосредоточении и молитвах, зарождая в своём сердце искреннее устремление к тому, чтобы возведенный ими сакральный дворец и исполненные ритуалы принесли бесконечное благо всем живым существам.

Мандала просветлённого божества живет ровно тот период, который длится сам ритуал. Её нельзя оставлять как экспонат, временное существование отвечает главному назначению — служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, песочное произведение должно быть разрушено, а перед этим присутствующее в ней божество провожается в свою обитель. Церемония разрушения мандалы также несёт смысл одного из важнейших постулатов буддизма — идею о непостоянстве всего сущего.

Присутствуя на ритуалах, верующие-буддисты могут начитывать мантру Белой Тары:

Ом Таре Туттаре Туре Мама Аюр Пунье Джняна Пуштим Куру Соха (слог «Мама» можно заменять на имя близкого человека).

Для достижения максимальной пользы и осознанного участия практикующих в период возведения мандалы ламы Дацана будут проводить дополнительные ритуалы и сопровождать процесс разъяснительными лекциями.


Процесс возведения мандалы Зелёной Тары в Дацане Гунзэчойнэй в январе 2020 года.

Итак, построение песочной мандалы Белой Тары в Дацане Гунзэчойнэй состоится с 29 марта по 11 апреля 2021 года включительно.

Церемония разбора мандалы Белой Тары, поднесение освящённого песка хранителям воды и раздача его прихожанам пройдёт 11 апреля в 13:00.

Расписание ритуалов и лекций с 1 по 10 апреля 2021 года:

1 апреля в 18:00 — Ритуал Цедуб (Цедруб) Белой Тары

3 апреля в 18:00 — Ритуал Часум

3 апреля в 19:00 — Лекция по теме «О смысле проводимых ритуалов в период возведения мандалы», читает лама Йонден Соднам (Цыренжап Замбалов)

5 апреля в 18:00 — Ритуал Жабтуй

6 апреля в 18:00 — Лекция по теме «Разъяснение о мандале», читает лама Йонден Соднам (Цыренжап Замбалов)

9 апреля в 17:30 — Ритуал Дугжума (Другчума)

10 апреля в 18:00 — Ритуал Жабши (Гьябши)

Приведём краткое описание запланированных ритуалов, а подробнее о каждом из них расскажет наш действующий лама Йонден Соднам (Цыренжап Замбалов) на специальной лекции в рамках программы.

Ритуал Цедуб (Цедруб) Белой Тары

Считается одним из основных обрядов продления и улучшения жизни, обретения счастливого качественного существования через обращение к одному из воплощений почитаемой Тары — Белой Таре. Способствует укреплению здоровья, долголетию и отводит угрозы жизни, возникшие под влиянием духов, при дисбалансе внешних и внутренних элементов. Также ритуал помогает восстановить жизненные силы, ослабленные в связи с болезнями, стрессами, различными негативными воздействиями и негативными эмоциями, речами, деяниями, очищая от всего отрицательного, что человек впустил в свою жизнь.

Практика Белой Тары, просветлённого существа, прежде всего, полезна и необходима практикующим Учение Будды. Однако буддисты считают, что в целом она обширна, т.к. Белая Тара, будучи бодхисаттвой, зародила особое устремление помощи всем живым существам, поэтому даже возможность присутствовать на её практике означает наличие с ней кармической связи, а значит ритуал окажет благоприятное воздействие на всех присутствующих. Все пришедшие могут начитывать мантру Белой Тары, которую мы упомянули в статье выше.

В качестве подношения даруют любую «белую» вегетарианскую пищу: сладости, фрукты, орехи, молочные продукты и продукты, не содержащие мяса, крови, яиц, алкоголя, лука и чеснока. Кроме того, в день ритуала надлежит придерживаться вегетарианской диеты, не употреблять остропахнущих продуктов, лук, чеснок, алкоголь, воздержаться от табака за некоторое время до ритуала.

Ритуал Часум

«Трёхчастное (подношение)». Очень действенный ритуал, направленный на устранение препятствий и болезней, в том числе, вызванных различными видами духов, неудач, различных жизненных трудностей и неблагоприятных обстоятельств. Также ограждает от преград в практике Дхармы для достижения Пробуждения.

В процессе ритуала практикующие призывают поочерёдно все классы препятствующих существ, предлагая подношения. Признавая истину Трёх Драгоценостей и их благословения, духи не смеют ослушаться, откликаются и принимают дары, тем самым умиротворяясь. Как следствие, предполагается, что у них зарождается мысль о благом содействии всем живым существам. Так благодаря проведению Часум посредством материального даяния и силе Дхармы практикующие избавляются от преград на своём пути, очищают неблагую карму, отрабатывают кармические долги.

Ритуал Жабтуй

Важный обряд омовения, выводящий человека из состояния ритуальной нечистоты, водой смывая скверну и загрязнения, в том числе передавшиеся по родовой линии. Защита, восстановление жизненных сил, исцеление от болезней, очищение энергетики от негативных воздействий как внешних (включая действия злых духов), так и внутренних, продлевается жизнь. Жабтуй проводится с обращением к какому-либо из божеств — Ваджравидаране (Дордже Намджом), Намгьялме (Ушнишавиджае) и другим, также может быть и с прочтением молитвы «Мигцема» («Мигдзем»).

Лама — ведущий ритуала начитывая мантру «порождает» божество в сосуде с водой, призывает для концентрации в ней энергии из 10 сторон света. Потом божество в виде джнянасаттвы возвращается в свои обители, а его образ самаясаттва сливается с водой, таким образом мы получаем освящённую, действенную водную субстанцию. Под мантры божества лама окропляет макушку головы участников этой водой.

Ритуал Дугжума (Другчума)

На ритуале Другчума буддийские священнослужители делают подношение торма и обращаются за защитой к Каларупе (Чогьелу) — к одному из главных Дхармапал школы Гелуг и защитнику из свиты Ямантаки. Считается, что Каларупа являет собой одну из множества эманаций Будды Мудрости Манджушри и относится к его гневным проявлениям.

Ритуал Жабши (Гьябши)

Мощный обряд для устранения препятствий и опасностей, избавления от тяжёлых ситуаций и серьёзных заболеваний.

Вредоносные силы, духи приглашаются посвящёнными ламами с состраданием, они призывают их к деятельности во благо всех существ, преподнося 400 даров (что означает «Гьябши»). Через обращение к Будде Шакьямуни ламы просят благословить препятствующих духов, а потом как бы отпускают их.

Место проведения мероприятий: Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй, Приморский пр., д. 91, в алтарном зале (на 1-м этаже) в главном здании храма.

Стать свидетелем сакрального действа и сделать ритуальные обходы гороо вокруг мандалы Белой Тары можно будет в указанный период каждый день, кроме среды, с 10:00 до 19:00.

Принять участие в ритуалах и посетить лекции также могут все желающие, вход свободный.

Обязательно соблюдение масочного режима на территории храмового комплекса.

В Дацане можно будет оставить записки со своим именем и именами близких для прочтения ламами.

Планируется проведение трансляций отдельных мероприятий на сайте, в соцсетях и на канале YouTube Дацана. Следите за нашими новостями.

Вы можете поддержать Дацан Гунзэчойнэй подношением (по мере возможности), тем самым практикуя добродетель — Парамиту Щедрости (Даяния), создавая кармические причины для благосостояния.

Сарва мангалам! Да будет благо!

Использованы фотографии из архива Дацана Гунзэчойнэй (фотограф Иван Андреев).

Fri, 26 Mar 2021 17:30:00 +0300