Дацан Гунзэчойнэй Разбор песочной мандалы Зелёной Тары в Дацане Гунзэчойнэй

В Дацане состоится ритуальное разрушение мандалы Зелёной Тары

Песочный дворец для одного из наиболее почитаемых буддийских божеств, Зелёной Тары, возводился ламами Дацана Гунзэчойнэй и был доступен для созерцания, медитации всем прихожанам и гостям буддийского храма с 31 января. В последний день существования этой мандалы, 9 февраля, она будет разрушена в сопровождении особого ритуала.


Мандала Зелёной Тары создавалась в преддверии наступления буддийского Нового года по лунному календарю — Сагаалгана, и происходило это, разумеется, не случайно. Красивейшее сооружение из песка кропотливо крупица за крупицей появлялось во благо всех живых существ, для устранения негативных препятствий и улучшения жизни людей, с молитвами о благополучии нашей страны и всего мира, о разумности каждого человека в отношении друг к другу и окружающей среде. Ведь в буддийской традиции и, в частности, у буддистов России, наиболее почитаемое женское божество, бодхисаттва в женском образе — именно Та́ра (в переводе с санскрита — «спасительница»). Иконический символ воплощения беспредельного сострадания, бесконечной любви ко всем живым существам, мудрости. Защитница от бед и болезней, помощница для всех нуждающихся, особенно в семейных делах, оберегающая детей и стариков. Тара имеет 21 внешний образ, каждый из которых отличается цветом и функциями. Зелёная Тара (на санскрите — Щьяма-Тара) — одна из самых известных среди Тар и почитаемых в Тибете. Это милосердное божество изумрудного цвета в женском обличии представляется как воплощение образа матери, покровительницы, и олицетворяет собой непреходящие ценности — любовь, сострадание, веру, учение, мудрость, защиту, гармонию. Каждый день ламы петербургского Дацана утром, днём и вечером работали над созданием этого временного сакрального шедевра, с молитвой в начале и при завершении своей работы как символическим посвящением накопленных ими заслуг всем живым существам.


Ламы Петербургского Дацана Гунзэчойнэй в процессе создания песочной мандалы Зелёной Тары, 2020 год.

Но в соответствии с ключевым постулатом буддизма, в основе которого идея о непостоянстве всего существующего, мандала должна быть разрушена, ибо собрана она на ограниченное время, равное продолжительности посвящённого ей ритуала, и служит для духовной практики в этот период. Долгое и скрупулёзное воссоздание временного дворца из песка для божества и разрушение его в итоге напоминает каждому последователю Учения Будды Шакьямуни, что бытие мимолётно, не бесконечно — не стоит привязываться ни к чему внешнему, даже к самому прекрасному, а необходимо стремиться к непреходящей Истине и Просветлению во имя счастья всех живых существ.

Фрагмент песочной мандалы Зелёной Тары, 2020 год.

Во время ритуала разрушения мандалы ламы и монахи сначала как бы приглашают божество посетить сделанный для неё дворец, а после, с благословения снизошедшего божества, отпускают покровителя в небесную обитель. После ведущий ритуала словно раскраивает мандалу ваджрой с каждого «входа» мандалы и по диагоналям. Затем ламы сдвигают освящённый песок к центру подиума и пересыпают его в большую ритуальную чашу. Несмотря на то, что от дворца просветлённых существ не останется и следа, сохранённый песок продолжает нести в себе чистую энергию. По традиции часть собранного песка предают воде в дар живущим там духам с просьбой распространить течением реки благословление по всему окружающему пространству. А оставшуюся часть раздают всем присутствующим прихожанам и верующим. Песок мандалы можно использовать как оберег, символический объект — помощника в духовной практике или как памятный сувенир.


Фото из архива Дацана Гунзэчойнэй: ритуал разбора (разрушения) песочной мандалы и
ритуальная процессия лам и прихожан буддийского храма к реке Большая Невка для передачи части освящённого песка речным духам в дар. Август, 2019 год.

Мы приглашаем вас в будущее воскресенье, 9 февраля в 12:00, в Дацан Гунзэчойнэй на ритуал разбора (разрушения) мандалы Зелёной Тары с последующей раздачей освящённого песка прихожанам.

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй, фотограф Иван Андреев.

Wed, 05 Feb 2020 13:10:00 +0300