Открытые лекции проходят каждую вторую субботу в 11:30 — вход на них осуществляется по билету музея. Дополнительную информацию об организации лекций можно получить в Научной службе
В честь значимой даты для всех последователей тибетского буддизма — 600-летней годовщины ухода в паринирвану Чже Цонкапы — темой лектория в этом году станет его фундаментальный трактат «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» (Ламрим-ченмо).
Чже Цонкапа (1357—1419), великий тибетский философ, духовный практик, подвижник, буддийский учёный, общественный деятель своего времени, оставивший многообразное наследие в культуре Тибета, в институциональном и философском аспектах тибетского буддизма, основоположник одной из школ тибетского буддизма, Гелуг, почитается наравне с Буддой. Он вошёл в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным достижениям, но и благодаря необычайной доброте к тибетскому народу.
Лама Цонкапа родился в долине Цонка провинции Амдо Восточного Тибета. В переводе с тибетского «цонг» означает «лук», а «кха» — «место». Так в народе самым популярным его именем стало Цонкапа — «Тот, кто родом из Луковой долины». Цонкапа, которого в Тибете почтительно называют Чже Ринпоче («Досточтимый и Драгоценный»), никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчётливо, как и любого обычного человека. Кьябже Пабонгка Ринпоче, выдающийся учитель нашего времени, называл ламу Цонкапу «Царём Дхармы трёх миров»; также его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гелуг имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник».
Одну из важнейших и известнейших своих работ «Ламрим-ченмо» Цонкапа завершил в 1402 году. Этот изумительный труд, основанный на тексте Атиши «Светильник на пути к просветлению», подробно и поэтапно излагает весь путь к состоянию будды и является базовым текстом в школе Гелуг.
Любому человеку изучение текста
Буда Бальжиевич Бадмаев изучает труд Чже Цонкапы на протяжение многих лет, получая наставления от своих учителей, погружаясь в текст в личной практике. Его понимание «Ламрима» основывается на классических комментариях, а также на длительном опыте практики Дхармы в повседневной жизни.
Формат лектория предполагает открытые лекции и последующие вопросы аудитории и ответы досточтимого настоятеля.
Темы лектория
Этап развития малой (низшей) личности
7 сентября 2019. Лекция 1. Введение. Биография и основные труды Чже Цонкапы.
21 сентября 2019. Лекция 2. Основа пути — вверение себя благому другу. — Характеристика благого друга. — Характеристика вверяющегося ученика. — Правильный способ и польза вверения. — Вред невверения.
5 октября 2019. Лекция 3. Развитие установки низшей личности. — Взращивание заботы о будущем рождении. — Неотвратимость прихода Владыки смерти.
19 октября 2019. Лекция 4. Шесть миров сансары. — Страдания, испытываемые в трех низших областях существования. — Великий ад и соседние ады. — Страдания животных. Страдания прет.
2 ноября 2019. Лекция 5. Обращение к прибежищу и знание достоинств Будды. — Достоинства тела, речи, ума. — Достоинства мудрости и любви.
16 ноября 2019. Лекция 6. Благие деяния и их плоды. — Долголетие. — Внешность. — Происхождение и благосостояние. — Уважаемое слово и влиятельность. — Сильная натура и мужской пол. — Чистые установки и дела. — Чистое поле.
7 декабря 2019. Лекция 7. Неблагие деяния и их плоды. — Убиение. — Присвоение чужого. — Распутство. — Ложь. — Злословие и грубые слова. — Пустословие. — Алчность. — Злонамеренность. — Ложные воззрения. — Два вида ошибок: вера без знания и знание без веры.
14 декабря 2019. Лекция 8. Правила очищения поступков. — Сила раскаяния. — Сила применения «противоядий». — Сила отказа от дурного. — Сила опоры. — Психологическая поддержка в храме. — Восприятие будд и бодхисаттв в качестве источника практической помощи.
Этап развития средней личности
11 января 2020. Лекция 1. Определение заботы о Свободе. — Освобождение от кармы и омрачений, приковывающих к сансаре. — Метод взращивания заботы о Свободе.
25 января 2020. Лекция 2. Истина страдания — первая из четырех благородных истин. — Страдания в трёх высших областях существования. — Страдания людей. — Страдания асуров. — Страдания богов (небожителей).
8 февраля 2020. Лекция 3. Виды страдания. — Страдания рождения, старения, болезни, смерти. — Страдания от разлуки с теми (с чем), кого (что) любишь. — Страдания от встречи
22 февраля 2020. Лекция 4. Происхождение и пагубность омрачений (клешей). — Вожделение. — Гнев. — Гордыня. — Неведение. — Сомнение. — Эгоцентрическое воззрение. — Приверженность к крайности. — Одержимость аскетизмом. — Ложные воззрения.
7 марта 2020. Лекция 5. Процесс накопления и непреложность закона кармы. — Добродетельные, недобродетельные и нейтральные поступки.
21 марта 2020. Лекция 6. Смерть и перерождение. — Условия смерти. — Мысли умирающего. — Откуда и где собирается жизненное тепло. — Процесс перерождения.
4 апреля 2020. Лекция 7. Бардо — промежуточное состояние, период времени. — Бардо жизни. — Бардо умирания — Бардо Ясного света. — Бардо становления.
18 апреля 2020. Лекция 8. Мера развития установки средней личности. — Основы пути Освобождения. — Методики практики нравственности.