Дацан Гунзэчойнэй Духовная практика вместе с монахами Дрепунг Гоманг: мандала, ритуалы, лекции-2022

Тибетская практика буддийского пути: созерцание мандалы, польза ритуалов, накопление мудрости

Долгожданный визит официальной делегации монастыря Дрепунг Гоманг в Петербург в рамках Дней тибетской культуры в России. Программа 10-дневных совместных мероприятий в Дацане Гунзэчойнэй.


Священное время для буддистов — Белый месяц продолжается. Это и праздник для верующих — последователей Учения, и благодатный период для новых намерений, благоприятных мыслей, совершения добродетели и, конечно же, духовного самосовершенствования. Вот и Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй ждёт дорогих гостей на это событие для совместной духовной практики.

«Официальный мандала-тур монастыря Дрепунг Гоманг 2021−2022» — так назвали приезд буддийской делегации из Индии её официальные представители в России — включает обширную программу с посещением Москвы, Республик Бурятия и Тыва. Десять дней из неё (во второй половине нынешнего февраля) запланированы для пребывания в Северной столице, в частности, в Петербургском Дацане. К слову, такой визит можно даже считать ответным в некоем роде, поскольку ещё совсем недавно — в период общероссийских новогодних каникул в январе — досточтимый настоятель нашего Дацана Буда Бадмаев совершил паломническую поездку на родину Дхармы Будды Шакьямуни. Об этом путешествии ширээтэ-ламы из культурной столицы России в мировую столицу буддизма мы обязательно подробно расскажем нашим читателям в ближайшей новостной статье.

Перейти к расписанию мероприятий на 2022 год в Дацане Гунзэчойнэй совместно с монахами из Дрепунг Гоманг


Краткая справка:
Палден Таши Дрепунг Гоманг Дацан был основан в 1416 году, он стал первым из семи факультетов университетов-дацанов монастырского комплекса Дрепунг. Основатель Дрепунга Джамьянг Чойдже Таши Палден — один из ближайших учеников великого Чже Цонкапы. В настоящее время восстановлены только три факультета: Нгагпа, Гоманг и Лоселинг.

«Таши» в переводе с тибетского означает «благоденствие», дарующее процветание Дхармы и наличие в монастыре всех необходимых условий для достижения Просветления. «Гоманг» переводится как «многодверный» — словно множество врат ведут к этому благоденствию, и посредством всего разнообразия методов монахи обретают глубокое понимание Дхармы. Однако есть ещё и другая версия, ставшая почти легендой: будто такое название монастырь получил благодаря монахам, которые постигли пустоту и поэтому могли входить в храм и покидать его прямо сквозь стены, словно через множество открытых дверей.

Монастырь знаменит многими учителями, философами, йогинами, достигшими там высоких духовных реализаций. Гоман Дацан прославили и наши соотечественники — калмыцкие, бурятские и тувинские ламы. Наставник и советник XIII-го Далай-ламы цанид-кхенпо Агван Доржиев (1854−1937), Кенсуры Агван Нима (1907−1990), Галсан Легден, Нгаванг Лобсанг, которые были настоятелями Гомана; Тубден Нима, занимавший пост настоятеля Дульва Дацана Дрепунга, геше Вангьял и другие.

Среди действующих священнослужителей Дацана Гунзэчойнэй также есть ламы, обучавшиеся в университете Дрепунг Гоманг (подробнее — на сайте, на странице «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛАМЫ»).

Итак, ламы Дацана Гунзэчойнэй готовятся к приёму шести монахов из индийского монастыря-университета Дрепунг Гоманг и одного практикующего, квалифицированного специалиста по тибетской медицине в период с 17 по 27 февраля 2022 года включительно.

Тур организован официальным представителем Монастырского университета Палден Таши Дрепунг Гоманг в России — Фондом «Дрепунг Гоманг Центр», который осуществляет деятельность совместно с МРО «Буддийская Община Гелуг», при участии Дацана Гунзэчойнэй.

Мы рады сообщить, что все мероприятия в ходе визита будут проходить в очном формате с трансляцией онлайн. (На территории нашего буддийского храма по-прежнему соблюдается масочный режим).

Глава делегации — Каджог Тулку геше Джампа Дондруб

Каджог Тулку родился в 1975 году в Тибете. В 8 лет он поступил в школу, затем, в 1988 году, получил начальные монашеские обеты от Кхенсура Ринпоче Тамдрин Цеванга. В 1991-м начал обучение в монастыре Дрепунг Гоманг (Индия), где прошёл полный 17-летний курс буддийской философии. 1 апреля 1999 года он был признан Его Святейшеством Далай-ламой XIV как реинкарнация Каджок Ринпоче и в том же году стал гелонгом, получив от Его Святейшества полные монашеские обеты. В 2014-м, после подготовительного курса, в ходе которого Каджог Тулку на протяжении шести лет демонстрировал превосходные результаты в каждом из ежегодных экзаменов, выдержал единый экзамен монастырей школы Гелуг (Гелуг Гьютро) и был удостоен звания геше-лхарамба — доктора буддийской философии. Как велит традиция, после получения степени геше-лхарамбы, он — один из лучших выступал на показательных дебатах перед Его Святейшеством Далай-ламой во время ежегодного молитвенного собрания — Монлам Ченмо. В 2015 году Ринпоче поступил в тантрический колледж Гьюмед и прошёл годичный курс Тантраяны. Сейчас, успешно окончив все этапы обучения с блестящими результатами, Ринпоче преподаёт Дхарму молодому поколению монахов. В ходе официальных туров Гоманга досточтимый Кхаджог Ринпоче неоднократно посещал Россию.

Геше Нгаванг Лобсанг

Геше Нгаванг Лобсанг — один из лучших мастеров горлового пения, на протяжении нескольких лет (с 2014 по 2018 годы) был главным ведущим религиозных церемоний монастыря Дрепунг Гоманг. Нгаванг Лобсанг преступил к изучению философии в Гоманге в 1997 году. В 2015-м, по окончании шестнадцатилетнего курса и успешного прохождения экзаменов, он был удостоен звания геше. В 2010 и 2012 годах геше Нгаванг Лобсанг совершил поездки по России в ходе Мандала-туров. В 2011-м геше посетил Францию и Швейцарию по приглашению местной буддистской общины.

Геше-лхарамба Чой Гьяцо

Досточтимый Чой Гьяцо стал монахом в 1993 году, получив начальные монашеские обеты от Кхенчен Дакпа Гьяцо. В 1997-м Его Святейшество Далай-лама XIV даровал ему полное посвящение в монахи (обеты гелонга). Блестяще окончив полный курс обучения в Гоманге, он прошёл шестилетнюю подготовку к экзаменам на получение звания геше-лхарамба — высшего учёного звания в системе Гелуг. Прекрасно выдержав все экзаменационные испытания, был удостоен этого звания в 2018 году. В 2019-м геше поступил в тантрический колледж Гьюмед, где в течение года изучал тантру.

Геше Келсанг Намгьял

Досточтимый Келсанг Намгьял родился в 1972 году в Тибете. В возрасте 15 лет он избрал монашескую стезю, принял начальные обеты гецула от геше Калсанг Цултрима и начал свою учёбу в монастыре Дрепунг Гоманг. В 2000-м он получил высшие монашеские обеты гелонга от Его Святейшества Далай-ламы XIV. После завершения 16-летнего курса философии в 2013 году он продолжал учиться и через пять лет был удостоен звания геше-кабчу. В 2019 году геше Келсанг Намгьял прошёл обязательный годичный курс Тантраяны в колледже Гьюмед.

Геше Нгаванг Джампа

Досточтимый Нгаванг стал монахом в десятилетнем возрасте, в 1992 году. Тогда же он принял начальные обеты у ламы Лобсанг Нгаванг Вангдена. В 2000 году получил высшие монашеские обеты от геше Туптен Лунгток Гьяцо. Ещё на родине, в Тибете, он приступил к изучению буддийской философии и ритуалов. Затем, уже в Индии, поступив в Гоманг, продолжил обучение. В 2018 году, по завершении традиционного шестнадцатилетнего курса, получил звание геше-дхорамба.

Геше Нгаванг Чойдар

Досточтимый Нгаванг Чойдар родился в Тибете в 1980 году. В 1993-м поступил в монастырь Дрепунг Гоманг. Начальные монашеские обеты получил от Тулку Тензин Делек Ринпоче, а в 2005 году стал полностью посвящённым монахом (гелонгом), приняв обеты у Его Святейшества Далай-ламы XIV. В 2014-м, после завершения 16-летнего монастырского курса философии, он получил титул геше-кабчу. С 2017 по 2018 годы успешно завершил обязательный курс Тантраяны в монастыре Гьюме.

Специалист по Сова-ригпа (тибетской медицине) доктор Пенпа Церинг

Пенпа Церинг родился в 1982 году. Среднее образование получил в TCV — «Тибетской детской деревне», образовательном учреждении, созданном тибетским сообществом в изгнании для обучения сирот и детей беженцев из Тибета. Успешно сдав выпускные экзамены в школе, он поступил в CIHTS (Центральный Университет Высших Тибетологических Исследований) в Варанаси. На протяжении нескольких лет Пенпа Церинг изучал азы тибетской медицины (Сова-ригпа), её историю, тибетскую астрологию, литературу, буддийскую философию, санскрит. К изучению основного корпуса тибетской медицины на Медицинском факультете университета в Сарнатхе он приступил в 2005 году. Курс обучения медицине длился пять лет, затем Пенпа Церинг закончил годовую стажировку. В 2010-м он получил учёную степень бакалавра в области традиционной медицины (B.T.M.S) и был назначен заведующим библиотекой Вабхатта на факультете Сова-Ригпа (Тибетской Медицины). Через два года Пенпа Церинг был назначен приходящим лектором на том же факультете. Итак, с момента окончания учёбы он преподавал тибетскую медицину на факультете и параллельно с этим вёл приём в университетской клинике. За эти годы доктор сам организовал множество национальных и международных конференций, семинаров по изучению древних медицинских текстов, а также принимал участие в конференциях, созванных другими организациями. Пенпа Церинг написал множество аналитических статей по Сова-Ригпа и другим разделам древних знаний тибетцев, а в 2008 году опубликовал две книги. Доктор не раз давал семинары в различных институтах тибетской медицины, клиниках, а также посещал Россию в качестве практикующего фитотерапевта.


РАСПИСАНИЕ РИТУАЛОВ И ЛЕКЦИЙ

В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ДЕЛЕГАЦИИ МОНАХОВ ИЗ ДРЕПУНГ ГОМАНГ (ИНДИЯ)

С 17 по 27 февраля 2022 года

Возведение мандалы и сопутствующие буддийские ритуалы проводятся совместно с монахами из монастыря Дрепунг Гоманг.
Лекции читает досточтимый Каджог Ринпоче.
Краткие описания ритуалов размещены после расписания (прочитать).
Важно! Субботние практики Тонглен с ламой Цультим (Антоном) и буддийские лекции с ламой Йонден Соднам (Цыренжапом) 19 и 26 февраля 2022 года отменяются!

17 февраля, четверг
С 10:00 (во время хурала) Начало возведения песочной мандалы Будды Амитаюса
С 17:00 Торжественное открытие работы по мандале, приветственная речь главы делегации из Дрепунг Гоманг. Ритуал Часум
19:00 Лекция «Три основы пути»

18 февраля, пятница
17:00 Ритуал Ленчаг торма

19 февраля, суббота
17:00 Ритуал Цегуг Амитаюса. Ритуал Цедуб (Цедруб) Белой Тары
19:00 Лекция «Три основы пути»

20 февраля, воскресенье
17:00 Ритуал Жабши (Гьябши)

21 февраля, понедельник
17:00 Ритуал Шернин дудог
19:00 Лекция «Три основы пути»

22 февраля, вторник
17:00 Ритуал Долма юлдог
19:00 Лекция «Комментарий на текст гуру-йоги Гаден Лхагяма „Сто божеств Тушиты“» ТЕМА ИЗМЕНЕНА НА «Три основы пути».

24 февраля, четверг
17:00 Ритуал Дугжума (Другчума)
19:00 Лекция «Комментарий на текст гуру-йоги Гаден Лхагяма „Сто божеств Тушиты“» ТЕМА ИЗМЕНЕНА НА «Три основы пути».

25 февраля, пятница
17:00 Ритуал Жадонба

26 февраля, суббота
17:00 Ритуал Жабтуй
19:00 Лекция «Комментарий на текст гуру-йоги Гаден Лхагяма „Сто божеств Тушиты“» ТЕМА ИЗМЕНЕНА НА «Три основы пути».

27 февраля, воскресенье
с 12:00 Ритуал разбора песочной мандалы Будды Амитаюса, подношение освящённого песка хранителям водной стихии и раздача части песка прихожанам (по входным открыткам)

Место проведения: г. Санкт-Петербург, Дацан Гунзэчойнэй, Приморский проспект, д. 91.
Приводная территория Дацана: Наб. реки Большая Невка, ЦПКиО, за билетными кассами со стороны Приморского проспекта.

Переводчиками на приёмах у досточтимого Каджог Тулку геше Джампа Дондруб, геше Нгаванг Лобсанг и доктора Пенпа Церинг, а также на лекциях приезжающих учителей выступят: Ирина Долженко, лама Йонден Соднам (Дацан Гунзэчойнэй), лама Йонтен Кункьяб (Дацан Гунзэчойнэй).

Контакты для предварительной записи на индивидуальные приёмы указаны в конце статьи.

Ритуалы и лекции будут транслироваться на web-площадках Дацана Гунзэчойнэй.
Прямые эфиры и видеозаписи можно посмотреть:
— на канале в YouTube
— на официальном сайте (раздел «СЛУЖБЫ И ОБРЯДЫ» — «ТРАНСЛЯЦИИ ХУРАЛОВ И РИТУАЛОВ»)
— в официальной группе ВКонтакте.
Отправить записки на ритуалы возможно через сайт Дацана, для этого перейдите по ссылке. (Будут доступны для оформления ограниченное время, до даты каждого ритуала).

МАНДАЛА БУДДЫ АМИТАЮСА

ПОСТРОЕНИЕ.

Начало создания песочного дворца «Будды беспредельной жизни» — Амитаюса, который выступает в качестве сердечного сына Амитабхи и является главой семейства Падма (Лотосовое семейство).

Амитаюс изображается на буддийских тханках чаще один (без слияния с супругой Чандали), в красном, реже белом, цвете. Он сидит в позе лотоса на лотосовом троне, непосредственно, на лунном диске, со сложенными руками в дхьяна-мудре, держа в руках сосуд с нектаром бессмертия — Амрита.

К Будде Амитаюсу обращаются с молитвами о долгой и счастливой жизни, о здоровье и богатстве, для исправления или полного устранения ситуаций, ведущих к уменьшению продолжительности жизни или потери жизненной силы, для обретения успеха в мирских делах.

Для практикующих буддистов постижение Дхармы через опыт этого проявления Будды является ценной йогической практикой на пути к реализации состояния, когда человек пребывает вне рождения и смерти — в вечной жизни, согласно традиции Ваджраяны.

Сама практика создания и созерцания мандалы Амитаюса из цветного песка — это особый ритуал с бескорыстным пожеланием долгой жизни, когда она посвящена развитию и приносит благо другим. Путь к ней лежит через практику Дхармы и самосовершенствование.

Пока божественный песочный дворец строится священнослужителями из двух буддийских монастырских комплексов, и после этого — пока он пребывает в завершённом, нетронутом виде, прихожане могут совершать обходы (гороо) вокруг святыни, молиться в её присутствии, практиковать буддийскую медитацию и просто любоваться результатом древнейшего искусства мандалы.

Мантра Будды Амитаюса: ОМ АМАРАНИ ДЗИВАНТАЙЕ СВАХА.

РИТУАЛ РАЗБОРА (РАЗРУШЕНИЯ).

Заключительная церемония в медитативной практике создания мандалы — её разрушение, что имеет очень глубокий философский подтекст о непостоянстве всего существующего, о мимолётности и скоротечности бытия. Основная идея заключается в необходимости не привязываться ни к чему внешнему, а стремиться к ясному сознанию и Просветлению во имя счастья всех живых существ.

Часть освящённого песка преподносится хранителям водной стихии, а оставшаяся часть по традиции раздаётся прихожанам и участникам ритуала. Начало ритуала — в алтарном зале Дацана Гунзэчойнэй с продолжением на приводной территории храма (на набережной реки Большая Невка), раздача оставшейся части песка — в дугане Дацана.

Раздача песка прихожанам будет осуществляться по показанным открыткам-билетам (будут в наличии в Дацане в день ритуала).

Песочная мандала Будды Амитаюса, построенная в Дацане Гунзэчойнэй в 2018 году.

РИТУАЛ ЧАСУМ

«Трёхчастное (подношение)» — краткий, но очень действенный ритуал, направленный на устранение препятствий и болезней (особенно которые создаются различными видами духов). Главное — очищает путь верующих от прежних неблагих поступков и ограждает их от всех преград в практике Дхармы для достижения Пробуждения. Это хорошая помощь в преодолении неудач, трудностей и неблагоприятных обстоятельств.

РИТУАЛ ЛЕНЧАГ ТОРМА

Очищение от кармических долгов. Возвращение их разным классам духов и другим препятствующим представителям нематериального мира, которые склоняют к такой неосознанной задолженности человека, за счёт специальных, задабривающих подношений во время ритуала. Участие в Ленчаг торма способствует устранению препятствий в реализации задуманного, исцелению от болезней, насылаемых духами.

РИТУАЛ ЦЕГУГ АМИТАЮСА

Древний ритуал исцеления — восстанавливает энергетический баланс между физическим телом, духом и сознанием. Помогает укреплять и взращивать жизненную энергию, защитные функции организма, здоровье.

РИТУАЛ ЦЕДУБ (ЦЕДРУБ) БЕЛОЙ ТАРЫ

Для продления и улучшения жизни, укрепления здоровья, долголетия, восстановления жизненных сил, устранения угроз жизни, удаления последствий внешних и внутренних негативных воздействий через обращение в молитвах к богине Белая Тара. Накануне и в день ритуала желательно не употреблять «чёрную пищу» — мясо, лук, чеснок и алкоголь.

РИТУАЛ ЖАБШИ (ГЬЯБШИ)

Мощный обряд для устранения препятствий и опасностей для жизни, избавления от тяжёлых ситуаций и серьёзных заболеваний. Во время ритуала буддийские священнослужители обращаются к Будде Шакьямуни с молитвой о благословлении всех препятствующих людям существ. «Гьябши (Жабши)» означает «Четыреста подношений»: в дар этим духам преподносятся именно столько подношений четырёх видов.

РИТУАЛ ШЕРНИН ДУДОГ

Устранение препятствий через «Сутру сердца Праджняпарамиты» — один из самых распространённых сакральных текстов в разделе Праджняпарамиты, учении о совершенной мудрости. Благодаря постижению её смысла, становится возможным полное избавление от неведения, которое является основой всех клеш и омрачений и главной причиной сансары. Помощь в преодолении таких препятствий, как негатив, проявления злых духов и плохих сторон мирских божеств, омрачения сознания и вред, наносимый людьми. Защита от преждевременной смерти.

РИТУАЛ ДОЛМА ЮЛДОГ

Обращение к богине Таре для ограждения от всех враждебных сил и дурного. Устраняются препятствия в делах и вред, наносимый духами, мирскими божествами, негативными сущностями; нейтрализуются последствия от внешних негативных влияний и неблагоприятного воздействия небесных светил. Помощь в осуществлении желаемого. Ритуал помогает в устранении препятствий, чинимых людьми, защищает от встречи с недоброжелателями, ворами.

РИТУАЛ ДУГЖУМА (ДРУГЧУМА)

Подношение торма и обращение за защитой к Каларупе (Чогьелу) — одному из главных Дхармапал школы Гелуг, защитнику из свиты Ямантаки. Являет собой одну из множества эманаций Будды Мудрости Манджушри в его гневном проявлении. Этот ритуал посвящён 15-ти Защитникам Сторон со свитами, пребывающим в мандале Ваджрабхайравы. В ходе обряда произносятся слова покаяния перед ликом Защитников, им подносятся дары, и буддийские монахи просят оказать всем людям покровительство, устранив всё, что препятствует на пути Дхармы.

РИТУАЛ ЖАДОНБА

Краткое разъяснение Праджняпарамиты, сокращённый текст одной из главных священных книг Ганжура — Юм. Для добродетелей в этой и последующих жизнях, для осуществления задуманного. Слова Будды — это основополагающее в буддизме, поэтому даже после единожды услышанных его слов у человека откладывается благой отпечаток на карму.

РИТУАЛ ЖАБТУЙ

Обряд омовения, выводящий практикующего из состояния ритуальной нечистоты. Для защиты, восстановления жизненных сил, продления жизни, исцеления от болезней, очищения энергетики от негативных воздействий внешних и внутренних. Считается, что если человек сильно и долго болеет, ощущается упадок сил, его преследуют неудачи, значит, ослаблена или загрязнена жизненная энергия. Её восстановление и очищение достигается на ритуале через водную стихию — наполненные сосуды, за счёт поднесения торма божествам и прочтения их мантр вода приобретает изменённое состояние, наделяется особой силой. Участники (прихожане) должны представлять, что каждая клетка их тела заполняется нектаром, очищается от всего дурного (внутреннего и извне), недугов.

Контакты для предварительной записи на приёмы:

+7 921 372 30 33 (Цырен-Дыжит Доржиева)
Ежедневно с 9:00 до 21:00.

— Информация о личной аудиенции с главой делегации Каджог Ринпоче и геше Нгаванг Лобсанг:

Количество приёмов в день — до 10 человек.

Есть лимит по времени на одного посетителя. В связи с этим рекомендуем вам заранее продумать (записать) конкретные вопросы, которые вы хотели бы спросить у Ринпоче, и чётко озвучить их на приёме.

На приёме Каджог Ринпоче (в комнате 5, на 3-м этаже) будет гадать древним тибетским способом, через переводчика даруя свои напутствия по ситуации, и будет рекомендовать полезный и необходимый для каждого конкретного случая молебен, ритуал. Далее, в комнате 1 на 3-м этаже, геше Нгаванг Лобсанг для вас прочитает рекомендуемую молитву или сделает рекомендуемый ритуал.

— Информация об оздоровительных приёмах у врачевателя тибетской медицины — доктора Пенпа Церинг:

У вас будет возможность пройти пульсовую диагностику, получить рекомендации по питанию и использованию фитопрепаратов тибетской медицины. По условиям вас сориентируют по указанному телефону.

Дацан Гунзэчойнэй искренне благодарит помощников за участие в организации телефонной записи на приёмы и самих приёмов у делегатов!


Просим вас по возможности оставить посильное денежное подношение
.

Тем самым вы поддержите Сангху монастыря Дрепунг Гоманг в их благих делах: средства пойдут на нужды монахов, детей-сирот, обучающихся и воспитывающихся в монастыре, затворников, пожилых членов Сангхи, книгоиздание.


Использован частично материал и фото с сайта:
https://drepunggomang.ru

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы — Людмила Бетехтина, Павел Платонов).

* Статья обновлена 22.02.2022 г.

Mon, 14 Feb 2022 11:25:00 +0300