Приводим текст запроса целиком:
Уважаемые сотрудники Дацана Гунзэчойнэй!
Уважаемая Инна Васильевна Васильева!
Новосибирская общественность просит Вас дать экспертную оценку журналистскому материалу https://www.nsk.kp.ru/daily/217183/4288206/, опубликованному газетой «Комсомольская правда» под авторством корреспондента Алёны Любимовой от 16 сентября 2020 года.
Данный материал в ироничном стиле описывает «целительскую» деятельность некоего «геше из Непала», которую он осуществлял в Новосибирске, в квартире обычного жилого дома. Смущает, что журналистка Алёна Любимова, карикатурно описав некоторые из приёмов тибетской медицины, сосредоточила свой материал на разоблачении сектантства и мошенничества, с которыми у несведущего читателя теперь могут ассоциироваться тибетские оздоровительные практики. Насколько нам известно, среди буддийского духовенства петербургского Дацана Гунзэчойнэй есть множество специалистов, сведущих в тибетской медицине, её эффективности, а также правовом статусе, который она имеет в России.
В связи с этим просим Вас оценить описанный в статье инцидент и разъяснить допустимость упоминания в данном контексте имени Его Святейшества
Ответ на новосибирский запрос:
На обращение, поступившее в
В многочисленных публикациях СМИ, посвящённых проверке Росздравнадзором деятельности геше в Новосибирске, он именуется не иначе как лжецелителем, который вводил в заблуждение доверчивых сибиряков своими «волшебными пилюлями» и оздоровительными методиками. Возбуждено даже уголовное дело по статье «Незаконное приобретение, хранение, переработка наркотических средств в крупном размере» — со ссылкой на то, что при ревизии на квартире у непальского монаха был обнаружен гашиш. В подробностях случившегося сейчас разбирается следствие, и мы надеемся на его компетентность и справедливость. Однако растиражировавшие эту историю СМИ фактически уже вынесли свой жесткий и непререкаемый приговор и самому геше Дакпа Гйалтсен (в другой транскрипции — Жалсан), и его соратникам, помогавшим целителю в работе. На репутации
Среди серии обличительных новостей особенно выделяется вышеупомянутая статья в новосибирской вкладке «Комсомольской правды» (от 16 сентября этого года). Материал написан в фельетонном стиле со свойственными этому жанру ироническими клише: упоминается, что геше «с невыговариваемым для русского человека именем» Дакпа Гйалтсен «спустился с гор», что он «делает из сибиряков людей-ёжиков»
Заметим, что подобный журналистский материал можно написать, пожалуй, о любом враче, а не только о тибетском. Невролога можно высмеять за то, что он стучит по живым людям молоточком и при необходимости ставит им иголки (то есть тоже превращает в «живых ёжиков», следуя журналистской терминологии). Гирудотерапевта — за то, что обвешивает пациентов пиявками и «вампирит» их кровь. Гастроэнтеролога — за то, что лезет в больные желудки с фонариком. Ну, а уж о том, что творится в кабинетах урологов и гинекологов, вообще лучше промолчать, чтобы не уподобляться авторам «Комсомолки». Хотя там такой простор для фантазии, что, безусловно, потянет на целый бульварный роман.
Так, может быть, дело не только в высмеянном журналистами геше, на месте которого мог оказаться практически любой врач (как традиционный, так и не очень), а в том, что статус тибетской медицины в России так и остаётся неясным, неуточнённым, лежащим за пределами актуальных вопросов здравоохранения? Между тем, тибетская медицина в нашей стране — это не
М. Жуковский, Портрет доктора П. А. Бадмаева, 1880 год.
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Вспомним в связи с этим, что ещё до революции тибетская медицина имела большую популярность в Петербурге, в императорской столице, где в начале XX века жил и содержал собственную фитоаптеку, наполненную лечебными травами, легендарный лекарь Пётр Бадмаев — бурят по происхождению, выпускник университетского Восточного факультета и крестник царя Александра III. С помощью тибетских методик он лечил не только семью императора Николая II, как это упомянуто в большинстве источников, но и многих представителей петербургской элиты — царских министров, фрейлин, высокопоставленных чиновников, представителей интеллигенции и культурной богемы. После 1917 года Бадмаев за близость к царской семье был заключён в тюрьму, где и умер, но сама тибетская медицина не исчезла из города на Неве: её проводником стал Дацан Гунзэчойнэй, построенный в 1915 году и действовавший как буддийский храм вплоть до 1938 года, до наступления эпохи Большого Террора. В этот период тибетские практики стали популярными далеко за пределами элиты: в Дацан мог обратиться любой желающий и получить помощь. Однако и представители советской номенклатуры вслед за писателем Максимом Горьким не избегали общения с буддийскими лекарями. Прерванная традиция тибетского врачевания возобновилась в СССР сразу же после того, как Иосиф Сталин в 1945 году отдал распоряжение о восстановлении ранее разрушенных и закрытых Дацанов.
Досточтимый
На приёме у настоятеля Дацана Гунзэчойнэй — практикующего
Важно также и то, что российская версия буддизма абсолютно автокефальна по отношению к
XXIV Пандито
Мы всегда рады, когда подобные визиты согласуются с руководством БТСР, но достопочтенный геше Дакпа Гйалтсен, видимо, предпочитал действовать самостоятельно. В результате, насколько мы можем судить, он попал в руки недобросовестных помощников и непрофессионального менеджмента. Иначе как объяснить, что так называемый центр «Белый лотос» действовал в Новосибирске с множеством нарушений, которые любой здравомыслящий человек не в состоянии не заметить? Организовать врачебный приём в обычной однокомнатной квартире жилого дома — означало расписаться в банальной правовой неграмотности. И, если для иностранного гражданина, каким является геше, эту неграмотность ещё можно объяснить, то для его так называемых «соратников» это выглядит либо глупостью, либо провокацией. К тому же, создать нормальные условия для приёма многочисленных посетителей в тесной квартире просто немыслимо, и это априори тоже создавало нездоровую ситуацию в «Белом лотосе».
У нас нет оснований сомневаться в профессионализме геше Дакпа Гйалтсена и его владении тибетскими оздоровительными методиками (хотя в некоторых аспектах его деятельности ещё предстоит разбираться правоохранительным органам). Однако перспективы тибетской медицины в России были бы гораздо более обнадёживающими, если бы она не была предоставлена на волю случая. Во многих европейских странах и в США деятельность тибетских целителей регулируется и поощряется законом, и это сводит к минимуму возможность таких скандалов, какой случился недавно в Новосибирске. Следовательно, инцидент в сибирской столице должен заставить нас задуматься: если мы признаем тибетскую медицину частью российской религиозной и культурной традиции (а она таковой
Валерий Береснев, главный редактор сайта Дацана Гунзэчойнэй
Инна Васильева, исполнительный директор Фонда развития буддийской культуры
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы — Иван Андреев, Антон Чернышевич), из открытых источников в Интернете.