Дацан Гунзэчойнэй 105-летие Дацана Гунзэчойнэй - видеоинтервью с известными петербуржцами

«Тибет у нас здесь дома, за углом»

В честь 105-летнего юбилея Дацана Гунзэчойнэй 23 августа 2020 года о своём особом отношении к храму рассказали известные деятели российской культуры, большинство из которых напрямую связаны с Петербургом и состоялись как личности именно в нашем городе.


Видеоролики, предоставляемые читателям нашего сайта, являются продолжением ранее обнародованных видео с участием именитых лиц — тогда они были приурочены к съёмкам короткометражного художественного фильма «ДХАРМА. ПУТЬ К СЕБЕ». Напомним, основой для сценария к фильму послужили работы некоторых авторов литературного конкурса «Почему я пришёл в Дацан», проведённого Петербургским Дацаном весной 2019 года (участие в нём приняли 137 авторов из более чем десятка городов России и других стран). Продюсер картины Геннадий Иванов и режиссёр Нателла Жолудева планировали завершить фильм к 105-летию нашего буддийского храма, но эпидемия коронавируса с последующим затяжным карантином сорвали съёмки и не дали творческим планам осуществиться к назначенному сроку.

В коротких видео-репликах Михаил Пиотровский, Борис Гребенщиков, Николай Буров, Вячеслав Бухаев, Владимир Бортко, Евгений Фёдоров и Илья Чёрт рассуждают о значении Дацана Гунзэчойнэй, а также о той необыкновенной роли, которую Петербургский буддийский храм сыграл в их личной судьбе. Приведём небольшие цитаты и видеозарисовки из этих интервью.

«Буддийский храм — это одно из важнейших событий в культурной жизни Петербурга, — констатирует Михаил Пиотровский. — Это символ Петербурга и его открытости миру, это символ изучения традиций буддизма в нашем городе. А не так давно Дацан стал символом блестяще проведённой реставрации. Наш Всемирный клуб петербуржцев внёс в Белую книгу реставрацию, проведённую в Дацане. У нас в городе много чего реставрируют, но мало что получает такое признание Всемирного клуба петербуржцев, который обыкновенно очень строг. Но в этой реставрации соединились сегодняшнее умение, традиция и благородные корни. Всё это вместе породило прекрасную реставрацию!».

«Когда я оказался волею судеб причастен к буддизму в России, каким-то образом (то ли кто-то из Дацана связался со мной, то ли я пошёл узнавать, что там сейчас происходит) я открыл для себя эту тихую прекрасную гавань, — вспоминает Борис Гребенщиков. — Тибет у нас здесь дома, за углом. И обрадовало меня это очень сильно, и какое-то время мы очень близко — не то, чтобы сотрудничали, но делали какое-то одно дело. Сейчас они (буддийская община — прим. ред.) уже стоят крепко на ногах, а тогда мы по счастью могли им хоть как-то помочь. И я до сих пор радуюсь, что так случилось. Тот факт, что у нас в городе есть самый большой тибетский храм в Европе, и построен он был благодаря императору, которого буддисты считали воплощением Белой Тары, как известно, — все это сошлось, и храм на самом деле оказался чудом».

«Петербург — это удивительный город известных шедевров и город неких тайных мест, — считает Николай Буров. — Вы уверены, что вы знаете все уголки Петербурга, особенно таинственные и манящие? Вот вы знаете, что такое „аметистовый храм“, что такое „парадокс над Большой Водой“? Приезжайте как-нибудь на набережную Большой Невки и найдите Дацан — буддийский храм, созданный замечательными архитекторами во главе с архитектором Гавриилом Барановским, который оставил много памятных знаков в Петербурге. Как бы хотелось знать наш город лучше!».

«Я связан с буддизмом по рождению и воспитанию — вырос в Забайкалье, — рассказывает известный скульптор и архитектор, академик Вячеслав Бухаев. Мой дед был большим другом Агвана Доржиева — это был известный буддист, воспитатель, учитель Далай-ламы XIII-го, кто добился строительства единственного на тот момент в Европе буддийского храма в Петрограде. В 90-е годы (20-го столетия — прим. ред.), когда буддийский храм был возвращён буддийской общине, пришлось мне участвовать в попечительском совете и в числе инициаторов организовывать возрождение этого буддийского храма. Я очень много занимался его оформлением — мемориальных досок на территории и убранства».

«Наша страна многонациональна и многоконфессиональна, — подчёркивает Владимир Бортко. — Это очень хорошо, потому что каждая из национальностей, каждая из религий добавляет что-то в общий котёл. Мне, например, приятно, что у меня, русского человека, очень много друзей разных национальностей и разных исповеданий. Кто верит, а кто не верит, но не в этом дело. Культура, которую эти люди восприняли от младенчества, оставляет следы. Я помню, как меня моя бабушка первый раз привела в церковь — это было большое потрясение. Но есть же не только моя христианская религия восточного образца — есть и другие! Есть такая интереснейшая и самобытнейшая культура и религия, как буддизм, который, кстати, в нашей стране является одной из основных религий. Их четыре: христианство, иудаизм, мусульманство и буддизм. И самое поразительное из того, что есть в нашем городе Санкт-Петербурге — это Дацан, храм буддийский.
Я пришёл туда, посмотрел на мраморные доски, на которых написано много интересного, и, вы знаете — как-то само собой проникаешься культурой и духом этого народа. Ведь архитектура, бесспорно, передаёт дух народа. И Дацан, помимо того, что это просто очень красивое архитектурное произведение — памятник архитектуры, в своих линиях камня, в своих очертаниях несёт для меня ощущение жизни, которая к чему-то зовёт. Ведь буддизм исповедует масса людей. Я сам советовал своим друзьям: пойдите и посмотрите на всё это. Ибо Бог един и неважно, как Он выглядит, но религиозная архитектура разная и призывает к одному — к добру и милосердию. И, возможно, буддизм, как никакая другая религия, призывает именно к этим ценностям».

«Я всегда очень любил зайти в Дацан, как только увидел это странное здание, которое было таким необычным на фоне всех остальных в этом районе и вдруг стало ремонтироваться, — делится воспоминаниями лидер музыкальной группы „Tequilajazzz“ Евгений Фёдоров. Я туда зашёл совершенно случайно, там был ремонт, и увидел статую Будды. Это было давно, в начале 90-х годов или даже раньше. С тех пор я хожу туда часто, всё чаще и чаще, просто посидеть, подумать, иногда попросить о чём-нибудь, иногда чтобы зайти к доктору (эмчи-ламе — прим. ред.) и побеседовать о болезнях, о жизни, о семье, обо всём — о тех вещах, которые нас волнуют, посетить медитации и хуралы. Иногда привожу туда своих московских друзей, из Екатеринбурга и Владивостока, чтобы просто показать им наш Дацан — великолепное произведение искусства, потому что это величайший памятник культуры, который охраняется государством и пусть охраняется вечно!».

«Намасте! Хочу сказать, что Дацан Гунзэчойнэй для меня явился местом основополагающим в жизни, которое многое во мне поменяло, приняло меня в тяжёлое время, — признаётся лидер музыкальной группы „Пилот“ Илья Чёрт. Дацан дал возможность спокойно в себе разобраться. Я стал сюда приходить, и в моей душе поселилось реальное спокойствие. Увидимся в Дацане! Намасте!».

Трансляции видеоинтервью

Дацан Гунзэчойнэй сердечно благодарит съёмочную группу кинокомпании FILM FACTORY, отдельно продюсера Геннадия Иванова и режиссёра Нателлу Жолудеву за предоставленные видеоматериалы и надеется на скорейшее и успешное окончание кинокартины.

Sat, 22 Aug 2020 15:30:00 +0300