Дацан Гунзэчойнэй Праздник Майдари хурал

Самый большой буддийский праздник лета


5, 6 и 7 июля мы ждем вас в Дацане Гунзэчойнэй на праздничные молебны. По традиции в первый день ламы прочитают молебен — почитание Слов Будды, одной из трёх буддийских Драгоценностей Прибежища. В Тибет-монгольской традиции собрание Слов Будды известно как Ганжур. На этом молебне будут зачитываться фрагменты самых важных сутр вероучителя Будды. Второй день — центральная часть праздника. Обряд восхваления Майтрейи и ожидания пришествия нового Просветлённого воплощен в торжественном действе «круговращения» Майдари — ритуальная процессия со скульптурой Майтрейи обходит с молитвами вокруг храма. В последний день возносятся моления к Хранителям Учения и последователей Будды о защите и даянии силы, преодолевающей препятствия духовные и физические.

5 июля Ганжур хурал состоится в 15:00.

6 июля Майдари хурал в 10:00 и в 15:00.

Прямой эфир центрального дня Майдари хурала по ссылке: https://youtu.be/YjJHYdErwRw

7 июля Сахюусан хурал в 10:00 и в 15:00.

Об одном из шести самых важных ежегодных хуралов в буддизме — Майдари хурале, который посвящен приходу на землю Майтрейи — Будды Грядущего мирового периода, рассказывает Саян Лама (Гарма лама).

«Будда Грядущего — это пятый будда. Четвертым был Будда Шакьямуни.

Согласно истории, церемония круговращения Майдари введена в систему буддийских обрядов со времён реформатора и основателя школы гелуг-па — Чже Цонкапы с 14 века, но основы для её существования можно найти ещё в Винае — своде правил и распорядка буддийской общины.

Майтрейя считается будущим буддой-татхагатой, прихода которого ожидают после Будды Шакьямуни. Он символизирует любящую доброту будды, а также аспект видения, чувство зрения. На изображениях Майтрейя держит оранжевый цветок, устраняющий беспокоящие эмоции. Есть также изображение, где Майтрейя держит драгоценный сосуд с амритой (нектаром бессмертия) в левой руке, а правая рука у груди сложена в витарка-мудре (жест во время изложения учений). Майтрейя — единственный бодхисаттва, которого признают все без исключения направления буддизма. Будда Грядущего рассматривается и как бодхисаттва (в сутрах), и как будда (в тантрах).

Согласно легендам, в одном из своих прошлых перевоплощений Майтрейя встретил Шакьямуни, который стал его учителем. Позднее, когда он медитировал на образе Учителя, ученики Майтрейи увидели ступу Просветления на его макушке. Поэтому Майтрейя изображается со ступой на голове. Майтрейя продолжал заботиться о людях в течение многих жизней, помогая им везде, и, наконец, достиг высшей ступени Пути бодхисаттвы. Будда Ратнагарбха принял у него обет бодхисаттвы и предсказал, что он станет буддой. Сказано, что Майтрейя родится в семье брахмана, проведёт в миру двадцать тысяч лет, а затем достигнет Просветления под деревом Нага в окружении 4080 учеников. В настоящее время бодхисаттва пребывает на небе Тушита, где его спутниками являются бодхисаттвы Манджушригарбха и Акашавимала, которые в земной жизни были реализованными учителями — Чже Цонкапой и Атишей.

Предстоящий хурал проводится в течение трех дней. Начинается он в утреннее время — в 10−00. Ламы будут читать тексты из Ганжура — собрания канонических сочинений Будды Шакьямуни, тексты Прибежища и восхваления Будде Майтрейе. Во второй, основной день, происходит самое важное событие — обход вокруг дацана: гороо с ламами, настоятелем и прихожанами. В Иволгинском дацане и других храмах Бурятии процессию возглавляет Зеленая лошадь — символ пришествия Будды грядущего. В некоторых дацанах шествие возглавляет Белый слон. Для буддийской символики Белый слон имеет большое значение: это провозвестник рождения Будды Шакьямуни. Скульптура Белого слона в дни хурала устанавливается на территориях храмов и монастырей, а изображение слона «впрягают» в колесницу с Майдари во время празднеств в различных монастырях, например, в Гусиноозерском (Тамчинском), Санагинском, Сартуул-Булагском и др. дацанах сангхи России. Во время обхода гороо в основной день ламы Дацана проводят по четырем сторонам света ритуал туй — специальный обряд очищения. Тем самым очищается пространство вокруг Дацана. Основная сутра, которая начитывается ламами — «Абхисамаяланкара» — «Украшение из постижений». В нашей школе гелуг-па этот текст считается самым важным комментарием к сутрам Праджняпарамиты и, кроме того, это основной текст по учению о пути Махаяны. В «Абхисамаяланкаре» рассматриваются Пять Путей махаяны (одно из двух основных направлений буддизма), являющиеся системой постепенной духовной практики личности, следующей по пути бодхисаттвы к раскрытию духовного потенциала на благо всех живых существ. В третий день Майдари-хурала мы почитаем Защитников веры и учения буддизма: Махакалу, Палдэн Лхамо и Жамсарана. Прихожанам следует поститься и читать мантру Будды Майтрейи: «Ом мохи мохи маха мохи соха» и «Ом муни муни смара соха».

(Материал 18 выпуска Газеты Дацана «Традиционная Сангха России»)