Дацан Гунзэчойнэй Рецензия на спектакль "Я - Будда" Калмыцкого национального драматического театра Б. Басангова от редактора сайта Дацана Гунзэчойнэй

Спектакль «Я — Будда»: путь к Просветлению от Древней Индии до нашего времени

Выпускающий редактор сайта Дацана Гунзэчойнэй Лиен Роса воскресным вечером 28 октября посетила Театр «На Литейном», на сцене которого была показана эта постановка, и поделилась своими впечатлениями…


В Санкт-Петербурге в октябре продолжалось одно из ключевых событий для театралов — Год театра, в частности, Международная театральная олимпиада. Из Элисты — столицы Республики Калмыкия — Национальный драматический театр имени Баатара Басангова в рамках олимпиады привёз в Петербург один из главных в своём репертуаре спектакль «Я — Будда», который уже приравняли к известной рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда».

Автор литературной основы и режиссёр Борис Манджиев (Заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Калмыкия), соавтор Виктор Хаптаханов (Народный артист Республики Калмыкия, член Союза писателей России). В звёздный состав создателей спектакля вошёл и композитор мирового уровня, Заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, Герой Калмыкии Аркадий Манджиев, написавший к нему музыку.

В основе постановки — история о том, как индийский принц и наследник трона Сиддхартха Гаутама (называвшийся потом Буддой Шакьямуни, достигнув Просветления под Бодхи деревом) после 29-ти лет праздной жизни во дворце, не омрачённой никакими трудностями, однажды узнаёт о непостоянстве и несовершенстве бытия. Этим моментом был ознаменован его долгий путь поиска высшей истины. Путь, начавшийся с отказа принца от титула и добровольной аскезы за пределами знатного дома, завершается достижением им состояния Будды, проповедованием Дхармы в образе Учителя своим ученикам и уходом в нирвану, точнее, в Паринирвану. Великий Будда («Пробуждённый»), которому открылось понимание сансары (бытия) с чередой перерождений и страданий, будучи милосердным ко всем живым существам, дарит каждому из нас знание о Срединном пути спасения.

Режиссёр Борис Манджиев назвал свою постановку музыкальной поэмой. Современная, классическая в стилизации мьюзикла и с элементами рок-оперы своей нестандартной формой задаёт некоторую лёгкость в восприятии достаточно глубокого, сложного, философского содержания. Отдельно хочется отметить роль присутствующих ярких, праздничных народных индийских танцев, создающих особое настроение, передающих самобытность и культуру Древней Индии.

Простым, доступным для разных людей языком (как и само Учение Будды, ориентированное на понимание его и учёными умами, и простым народом), в виде притчи было рассказано зрителям о всём Пути Великого Учителя от индийского принца Сиддхартхи Гаутамы, рождённого в столице государства Шакьев — городе Капилавасту, до Будды Шакьямуни наших дней.

«Я — принц Сиддхартха Гаутама, сильный и не глупый, я — тот, кто достигает своей цели. Я 29 лет прожил в пространстве, где нет ни горя, ни болезни, ни чумы. А в это время умирали люди от старости, болезней, от тревоги за будущее своё и близких, которых всем так больно потерять! Я — человек, беспомощный и слабый, я не могу помочь земным созданиям — избавить от болезней, избавить от страданий, от грусти, от печали, от сумы, от зависти, от горя, от пороков! Сейчас я чувствую своё бессилие — я не могу повергнуть в бездну смерть! Я — человек, беспомощный и слабый! < … > Мой мир перевернулся в одночасье. И уже не видно света, такого тёплого, привычного мне света. Я понял, что мой прежний образ жизни теперь мне не доступен».

Свет истинной доброты и милосердия ко всем в Будде Шакьямуни раскрывается не только сценарием — преодолёнными им испытаниями от тёмных сил в образе мифического мрачного Демона-искусителя Мары, и не только прощением Учителем всех пороков человека в принципе в лице его двоюродного брата в мирской жизни Девадатта, подверженного страстям и желаниям, омрачению ума и от этого страдающего. Многосветовое оформление спектакля с игрой оттенков подсветки конкретного актера или общего фона в зависимости от сюжетной линии и в соответствии с буддийским определением значений цветов, ненавязчиво акцентирует внимание зрителя на ключевых эмоциях героев, отдельных фразах и действиях, кульминационных моментах сюжета. Так спектакль становится ещё более наполненным, максимально погружая всех присутствующих в философский смысл происходящего на сцене.

В целом, «Я — Будда» можно смело назвать современным театральным перформансом с выразительной игрой актеров как на первом плане, так и в эпизодических и массовых сценах; с необычными решениями в световом, музыкальном, декорационном оформлении и вовлечением зрительного зала в интерактив с играющими на сцене; а главное — с сохранением каноничности передаваемого священного Учения.

Этот спектакль будет понятен любому человеку, не только буддисту. Милосердные уроки Будды со сцены провозглашаются как мудрая истина в человеческой жизни: «Невежество увидеть очень трудно. Но если разглядишь — оно исчезнет, тогда избавишься от основной причины. Исчезнут все последствия мук. Если ты страдаешь в этой жизни, то разгляди источники страданий. Страдания — это рождение и старость, смерть и печаль, уныние и боль, страдание — это жизнь с нелюбимыми, но расставание с любимым — тоже мука, влекущая страдание и горе, которое способно разрушать. Есть крайности, в которые впадают желающие победить страдания. Они идут неверной дорогой. Но есть ещё один — Срединный путь».

Срединным путём называют «Восьмеричный путь» в буддизме, указанный самим Буддой, ведущий к прекращению страданий и освобождению от сансары благодаря мудрости, нравственности, духовной дисциплине и состраданию ко всем живым существам.

Принц Сиддхартха, вышедший впервые на сцену для своей коронации из зрительного зала, в конце сценической притчи уже в образе Просветлённого Будды, «который вопреки земным законам отбросил своё собственное я» (словами Демона Мары), одетого как современный человек, вместе со своими «будущими» учениками словно уходит в новое время — в наше и в то, которое будет после нас, сеять вечную мудрость и помогать каждому стать Буддой, как он, а значит — быть абсолютно счастливыми и полностью освободиться от всех страданий (в буддийском и общечеловеческом понимании).

Это удивительно. В конце спектакля таким ясным стало моё ощущение и осознание: «Я — Будда».

Автор: Лиен Роса

Отдельная благодарность за приглашение на спектакль исполнительному директору «Фонда развития буддийской культуры» Инне Васильевне Васильевой!

Фотоматериалы: с официального сайта Калмыцкого Национального драматического театра им. Б. Басангова.

Tue, 29 Oct 2019 12:00:00 +0300