Дацан Гунзэчойнэй Ритуал разбора мандалы Ваджрапани 1 декабря 2024

Проводим вместе на небеса «Держащего в руке ваджру» на ритуале разбора мандалы

Тибетские монахи Дрепунг Гоманг завершили создание мандалы в честь Ваджрапани и провели ритуал приглашения — просьбы о нисхождении Бодхисаттвы в возведённую песочную обитель. Следующим этапом готовимся к её разбору и подношению песком, церемония состоится уже в ближайшее воскресенье.


Ваджрапани, или Очирвани (по-бурятски) — гневное воплощение Будды Акшобхьи, проявление могущества всех Будд, занимает в буддийском пантеоне особое место, так как он устраняет препятствия на пути к Просветлению. Его имя переводится как «Держащий в руке ваджру». Его тело синего цвета, в правой руке — ваджра и пальцы сложены в мудре угрозы, в левой руке крюк и аркан. Ваджрапани имеет особую связь с Монголией, Калмыкией и Бурятией и в целом почитается буддистами России. Это держатель учения Тантры. Он придает силы для того, чтобы последователи буддизма смогли преодолеть все препятствия на духовном пути. В случаях, когда человек очень ослаб или вдруг стал подвержен страхам, или быстро теряет силы, то ламы советуют посещать хуралы Очирвани, медитировать на изображение Ваджрапани.

Для практикующих Ваджрапани является гневным йидамом, символизирующим победу над всеми негативными проявлениями, разрушает заблуждения и защищает высшую Дхарму. В традиции Ваджраяна считается владыкой тайн, предводителем держателей видьямантр и хранителем тантр. Ваджрапани обладает присущей всем буддам великой магической силой хранить тайные доктрины Пути, также является хранителем всех учений исцеления.

По священному преданию, в прошлом Ваджрапани был богом и не был знаком со страданиями, которые испытывают живые существа, а когда он испытал серьёзную физическую болезнь из-за своих собственных гордости и высокомерия, у него пробудилось сострадание ко всем живым существам, кто так же, как и он, будучи подвержены влиянию трёх ядов, страдали и создавали причины для новых страданий. После этого Будда Шакьямуни доверил ему хранение всех секретных знаний по целительству, таким образом тесно связав его с Буддой Медицины, и Ваджрапани стали призывать для эффективного лечения серьёзных болезней, которые не поддаются никакому другому лечению. Он относится к Владыкам Трёх Просветлённых Семейств, символизирующих тело, речь и ум Просветлённых, является хранителем Дхармы Будды.


Тханка «Гневный Ваджрапани», автор Николай Дудко (из личной коллекции автора).

Ритуал разбора (символического разрушения) мандалы из песка состоится 1 декабря 2024 года в 12:00.

В холле нашего Дацана (в киоске, либо на отдельном прилавке) будут доступны для покупки специально напечатанные к этому событию открытки с ещё недавно существовавшей мандалой Ваджрапани, которую в этот день разберут. Традиционно, на подобных двусторонних открытках присутствуют: фото возведённой в этот период мандалы в законченном виде, фотокадры с ламами в процессе её создания, изображение и обозначение места, где эта конкретная мандала пребывала (Дацана Гунзэчойнэй) и мантра на санскрите в русской транслитерации, обращённая к божеству, в честь которого была построена мандала.

Рекомендуемое подношение за открытку от 350 рублей (передавать только работникам киоска или сотрудникам за прилавком в Дацане при получении открытки, наличными деньгами).

К такой открытке полагается щепотка освящённого песка из только что разрушенной мандалы — его будут раздавать ламы в алтарном зале по возвращении в храм после окончания ритуала на приводной территории Дацана. В связи с этим, количество открыток ограниченно.

В соответствии с ключевым постулатом буддизма, в основе которого идея о непостоянстве всего существующего, мандала должна быть разрушена, ибо собрана она на ограниченное время, равное продолжительности посвящённого ей ритуала, и служит для духовной практики в этот период. Долгое и скрупулёзное воссоздание временного дворца из песка для божества и разрушение его в итоге напоминает каждому последователю Учения Будды Шакьямуни, что бытие мимолётно, не бесконечно — не стоит привязываться ни к чему внешнему, даже к самому прекрасному, а необходимо стремиться к непреходящей Истине и Просветлению во имя счастья всех живых существ.

Во время ритуала разрушения мандалы ламы и монахи сначала как бы приглашают божество посетить сделанный для неё дворец, а после, с благословения снизошедшего божества, отпускают покровителя в небесную обитель. После ведущий ритуала словно раскраивает мандалу ваджрой с каждого «входа» мандалы и по диагоналям. Затем ламы сдвигают освящённый песок к центру подиума и пересыпают его в большую ритуальную чашу. Несмотря на то, что от дворца просветлённых существ не останется и следа, сохранённый песок продолжает нести в себе чистую энергию. По традиции часть собранного песка предают воде в дар живущим там духам с просьбой распространить течением реки благословление по всему окружающему пространству. А оставшуюся часть раздают всем присутствующим прихожанам и верующим. Песок мандалы можно использовать как оберег, символический объект — помощника в духовной практике или как памятный сувенир.

Опираясь на опыт прошлых таких мероприятий, мы знаем, что многие верующие-буддисты и просто благоприятно расположенные к Учению люди впервые придут и даже приедут издалека в Дацан ради такого события. Поэтому кратко расскажем сценарий церемонии поэтапно.

В этот день, ориентировочно в 12 часов (после утреннего молебна), ламы Дацана во главе с досточтимым настоятелем нашего храма и делегацией из Дрепунг Гоманг проведут в алтарном зале специальный буддийский обряд разрушения (разбора) мандалы. Это священное действо совершается после символических, молитвенных проводов незримой сущности буддийского божества, пребывавшего в мандалическом пространстве всё это время до ритуала, в его божественную обитель.

После чего освящённые присутствием Просветлённого существа песчинки мандалы, вновь ставшей горкой песка после её разбора, будут преподнесены в качестве подношения Нагам (духам в водном пространстве и в подземелье) на приводной территории Дацана. Процессия из лам и прихожан отправится на набережную реки Большая Невка, где и будет совершено подношение.

Посмотреть место расположения приводной территории

После этого ламы и миряне вернуться в алтарный зал Петербургского Дацана, где завершат церемонию раздачей освящённого песка. Поскольку на печатном образце (открытке) есть священный объект и мантра (читайте выше в статье), поэтому данное изображение вместе с освящённой частичкой песка из мандалы нужно хранить на домашнем алтаре или в другом чистом месте в доме, на возвышенном уровне. Также цветной песочек можно носить при себе как оберег или разделить на части и раздать близким в качестве благопожелания.

Как правило, на таких мероприятиях в нашем монастырском комплексе собирается большое количество людей, поэтому просим вас быть терпеливыми друг к другу и соблюдать правила посещения буддийского храма.

А до дня этого символического разрушения песочного изваяния, которое причисляют к буддийскому искусству, можно увидеть мандалу Ваджрапани в алтарном зале Петербургского Дацана, обойти вокруг неё по традиции круг почтения гороо, помолиться, получить благословение пока ещё пребывающего в данном месте божества. Дацан Гунзэчойнэй открыт для посещения каждый день, кроме среды, с 10:00 до 19:00 на Приморском проспекте, д. 91.

ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ ПАД!
(Мантра Бодхисаттвы Ваджрапани).


Использован материал
Буддийской Традиционной Сангхи России.

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй.

Fri, 29 Nov 2024 20:00:00 +0300