В продолжение темы также будут опубликованы статьи о вкладе тувинского и калмыцкого народов в дело Великой Победы над фашистами. Отдельно готовится публикация о родственниках буддийских священников Дацана Гунзэчойнэй, которые прошли свой боевой путь в годы Великой Отечественной войны. Совокупно с уже опубликованными на нашем сайте материалами это составит монографию о том, какой уникальный след оставили буддийские народы в военной истории России.
Пленный немецкий офицер: «Мои солдаты подсознательно восприняли внезапно появившихся варваров, как полчища Аттилы»
Подвиг буддийских народов России в Великой Отечественной войне до сих пор малоизучен, и в многотомной истории великих битв ХХ века ему, к сожалению, отведено незаслуженно мало места. Хотя, перелистывая ветхие архивные страницы с затерянными
Пожалуй, неслучайно один из самых поэтичных и
Однако очень скоро, 31 января 1944 года, один из таких рейдов обернулся успешным сражением, в котором решающую роль сыграли именно тувинцы. Ворвавшись на окраины села Деражно (Волынская область Украины), передовые всадники донесли, что здесь скопилось намного больше фашистов, чем предполагали ранее. Однако отступать было уже поздно: немцы, заметив кавалеристов, открыли огонь и смертельно ранили старшего лейтенанта 3-го взвода сабельников Сата Монгуша (самого старшего из тувинских командиров — 1909 года рождения). Тогда на место Монгуша, решением полковника Попова, заступил старший сержант Калбак. Конница пошла в атаку как на верную смерть, и её первые ряды в самом деле были скошены пулями. Но затем произошло настоящее чудо: побросав свои «огневые точки», бетонные укрепления и траншеи, фашисты ударились в паническое бегство. В короткое время деревня была освобождена, а к приятно поражённому Попову подвели единственного уцелевшего военнопленного — офицера Ремке (дело в том, что в плен тувинцы принципиально никого не брали, следуя своим воинским традициям, и немецкий офицер выжил лишь благодаря суматохе).
Ремке и пояснил советскому полковнику причины паники. Оказывается, увидев перед собой всадников на лохматых лошадёнках с кривыми саблями, немцы решили, что они «сбрендили» и что от долгого сидения в окопах у них массово повредился рассудок. «Это зрелище деморализующе подействовало на моих солдат, подсознательно воспринявших внезапно появившихся варваров, как полчища Аттилы», — велеречиво оправдывался Ремке. Говорят, что после боя под деревней Деражно солдаты Вермахта прозвали тувинцев der Schwarze Tod — Чёрная Смерть.
О паническом страхе, который вызывали «монголы» у фашистов, свидетельствует и громкая слава бурятских снайперов — Семёна Номоконова, Тогона Санжиева, Арсения Етобаева, Жамбала Тулаева, Никифора Афанасьева, Цырендаши Доржиева и других опытных «охотников на фашистского зверя» (о том, как бывшие сибирские звероловы становились на фронтах грозными снайперами, мы рассказали в отдельном материале). Показательно, что именно «русских снайперов» боялся до конца своей жизни бывший комендант Освенцима Рихард Баер. Мы знаем, что на своём зловещем служебном посту, который он занял примерно за год до окончания войны, Баер отличался беспримерной жестокостью и «арийским хладнокровием»: газовые камеры и крематорий Освенцима работали при нём практически в ежедневном режиме. Генрих Гиммлер хвалил нового коменданта за исполнительность, дисциплину, а также за «экономическую эффективность» — в запасники Рейха из печально известного концлагеря стало поступать больше золотых зубов, колец и серёжек от уничтоженных узников. В мае 1945 года Баеру, сбросившему опознавательные знаки СС, удалось скрыться: он сменил имя на Карла Эгона Неймана, нанялся на работу лесником и поселился под Гамбургом. Однако и здесь, оказывается, ему постоянно мерещились то израильские спецназовцы, пришедшие его арестовать, то советские снайперы с «монгольским разрезом глаз», подстерегавшие его
О таких, как Рихард Баер, впоследствии писал превосходный бурятский поэт, выпускник Литературного института Дондок Улзытуев (его стихи здесь и далее приведены в переводе Станислава Куняева):
«Пылали книги Шиллера в кострах,
Сжигали те, кто шествовал в колоннах.
Кто мог потом копаться в черепах
И в грудах пепла в поисках коронок.
Они душились тонкими духами
И мылом розовым благоухали,
А пламя обнимало груды книг.
Они блюли законы гигиены,
Но были то не люди, а гиены,
И спас твой мальчик Шиллера от них».
(Из поэмы «С берегов последнего моря»).
Пролог к войне: эпоха Большого террора
Прологом к Великой Отечественной войне для бурятского народа стала другая, в
Чем эти расправы обернулись для национального самосознания бурят, мы можем только догадываться. Хотя атеистическая пропаганда с переменным успехом велась в
Конечно, не все буддийские священнослужители сгинули в земле Ламской пади под Хоринском, где в то время хоронили расстрелянных лам (отсюда и название). Многие, прослышав о лавине арестов, успели затаиться и раствориться в своём народе. Сохранилось множество рассказов о том, как ламы бросали свои дома и уходили куда глаза глядят, чтобы только остаться на свободе. Так, к примеру,
Михей Николаевич Ербанов
Впрочем, репрессии всерьёз затронули и сами местные республиканские власти. До осени 1937 года во главе
«Товарищ Сталин с шестилетней Гелей Маркизовой, преподнёсшей ему букет цветов — подарок делегации
Фото с подписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» обошло в 1936 году все газеты страны.
Иосиф Сталин получает букет цветов от Энгельсины (Гели) Маркизовой — в её лице от всех детей Бурят-Монголии
Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов дарят Геле Маркизовой подарки.
Показательно, что за 9 лет своего правления Михей Ербанов сделал очень иного для постепенного разгрома буддийской Сангхи в Сибири. При нём в республике стали закрываться Дацаны, лам клеймили как «бездельников» и «нахлебников, сидящих на шее у трудового народа». Решением обкома ВКП (б) вся Бурятия была переведена с монгольского алфавита на латиницу (что было модно при Льве Троцком, мечтавшем «олатинить» всю Россию), а затем и на кириллицу. Ничто вроде бы не предвещало такого стремительного падения с высоты иерархической властной пирамиды, какое пережили Михей Ербанов и Ардан Маркизов в сентябре 1937 года, когда после ареста им предъявили практически те же обвинения, что и задержанным ламам — в создании «бурятско-японского контрреволюционного центра», в «панмонголизме», в подготовке «покушения на товарища Сталина» и даже в намерении «использовать колхозных лошадей для организации сабельных рейдов в тылы Красной армии». Соответственно, оба были расстреляны в 1938 году, и лишь юная Геля Маркизова, чей фотографический образ на руках у Сталина сделался частью советской пропаганды и символом счастливого детства в СССР,
Повзрослевшая Энгельсина (Геля) Маркизова
И, казалось бы, лишь дальним невнятным эхом прозвучал в Бурятии взрыв в 1931 году православного Храма Христа Спасителя в Москве. Между тем, вместе с собором, выстроенном в XIX столетии в честь побед русского оружия, превратилась в пыль и ратная слава 41-го Селенгинского (бурятского) пехотного полка, увековеченная здесь на 24-й мраморной плите. Таким образом, к июню 1941 года Бурятия подошла, словно бы уже пережив большую опустошающую войну. Республика была обезглавлена, лишена национальной административной верхушки, её прежняя воинская слава была обращена в прах, а культурные корни выкорчеваны вместе с буддизмом. Новый руководитель БАССР, Семён Игнатьев, присланный вместо расстрелянного Ербанова, не имел с краем никаких родственных или ментальных связей: родившийся на Украине, он освоил в Москве профессию
Семён Денисович Игнатьев
Использованы фотографии из открытых источников в Интернете.