Досточтимый настоятель Дацана Гунзэчойнэй Буда Бальжиевич Бадмаев будет читать лекции по философии буддизма в Музее-институте семьи Рерихов с сентября по май, каждую первую и третью субботу месяца. Точные даты и время начала станут известны в конце августа.
Темой лектория на этот раз станет труд выдающегося тибетского ученого, реформатора, религиозного подвижника, почитаемого в Тибете в качестве второго Будды — Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» (Ламрим Ченмо).
Алтарная скульптурная композиция «Чже Цонкапа и два его ученика», Дацан Гунзэчойнэй
Чже Цонкапа (1357—1419), основоположник наиболее влиятельной из школ тибетского буддизма, Гелуг, почитается наравне с Буддой. «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» (Ламрим-ченмо) — его наиболее знаменитый труд, где важнейшие идеи индо-тибетского буддизма изложены в форме систематического руководства, в котором подробнейшим образом описан весь путь духовного развития вплоть до достижения Пробуждения.
«Учение «Ламрима"—это собственно тибетское изложение пути буддизма. Оно восходит к краткому тексту индийского учителя Атиши, который пришел в Тибет в одиннадцатом веке и понял, что тибетцы нуждаются в подробном объяснении совокупности этапов пути к просветлению. Впоследствии тибетские мастера всех традиций передавали полученное Учение, основываясь на своем личном исследовании и опыте». Далай-лама XIV, из предисловия к изданию Ламрима на русском языке.
Адрес проведения лекций: Музей-институт семьи Рерихов, Васильевский остров, 18-я линия, д. 1. Нажмите ссылку, чтобы посмотреть на карте
Темы лектория 2019−2020 Б. Б. Бадмаева «Ламрим Чже Цонкапы. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения»
-
Этап развития малой (низшей) личности
Лекция 1. Введение. Биография и основные труды Чже Цонкапы.
Лекция 2. Основа пути — вверение себя благому другу. — Характеристика благого друга. — Характеристика вверяющегося ученика. — Правильный способ и польза вверения. — Вред невверения.
Лекция 3. Развитие установки низшей личности. — Взращивание заботы о будущем рождении. — Неотвратимость прихода Владыки смерти.
Лекция 4. Шесть миров сансары. — Страдания, испытываемые в трех низших областях существования. — Великий ад и соседние ады. — Страдания животных. Страдания прет.
Лекция 5. Обращение к прибежищу и знание достоинств Будды. — Достоинства тела, речи, ума. — Достоинства мудрости и любви.
Лекция 6. Благие деяния и их плоды. — Долголетие. — Внешность. — Происхождение и благосостояние. — Уважаемое слово и влиятельность. — Сильная натура и мужской пол. — Чистые установки и дела. — Чистое поле.
Лекция 7. Неблагие деяния и их плоды. — Убиение. — Присвоение чужого. — Распутство. — Ложь. — Злословие и грубые слова. — Пустословие. — Алчность. — Злонамеренность. — Ложные воззрения. — Два вида ошибок: вера без знания и знание без веры.
Лекция 8. Правила очищения поступков. — Сила раскаяния. — Сила применения «противоядий». — Сила отказа от дурного. — Сила опоры. — Психологическая поддержка в храме. — Восприятие будд и бодхисаттв в качестве источника практической помощи.
2. Этап развития средней личности
Лекция 9. Определение заботы о Свободе. — Освобождение от кармы и омрачений, приковывающих к сансаре. — Метод взращивания заботы о Свободе.
Лекция 10. Истина страдания — первая из четырех благородных истин. — Страдания в трех высших областях существования. — Страдания людей. — Страдания асуров. — Страдания богов (небожителей).
Лекция 11. Виды страдания. — Страдания рождения, старения, болезни, смерти. —Страдания от разлуки с теми (с чем), кого (что) любишь — Страдания от встречи кого-то (чего-то), кто (что) тебе неприятно (-ен) — Страдания от неполучения желаемого— Страдания от существования.
Лекция 12. Происхождение и пагубность омрачений (клешей). — Вожделение. — Гнев. — Гордыня. — Неведение. — Сомнение. — Эгоцентрическое воззрение. — Приверженность к крайности. — Одержимость аскетизмом. — Ложные воззрения.
Лекция 13. Процесс накопления и непреложность закона кармы. — Добродетельные, недобродетельные и нейтральные поступки.
Лекция 14. Смерть и перерождение. — Условия смерти. — Мысли умирающего. — Откуда и где собирается жизненное тепло. — Процесс перерождения.
Лекция 15. Бардо — промежуточное состояние, период времени. — Бардо жизни. — Бардо умирания. — Бардо Ясного света. — Бардо становления.
Лекция 16. Мера развития установки средней личности. — Основы пути Освобождения. — Методики практики нравственности.