Праздник Зула хурал связан с памятью о выдающемся ламе Чже Цонкапе (Цонхаве — в ином звучании). Великий подвижник Тибета 14-го века, он посвятил свою жизнь духовной практике, самосовершенствованию, изучению трудов
Многогранная личность, человек с неутомимой жизненной энергией. Читая биографию ламы Цонкапы (есть ниже по тексту), невольно преклоняешься перед силой духа, ясностью ума и сердцем, горящим состраданием и служением людям. Это отражено и в именной мантре ламы Цонкапы.
Среди тягот жизни Тибета того времени Чже Цонкапа направил свои силы, чтобы составить для учеников на поколения вперёд поэтапное руководство на пути к Просветлению — фундаментальный труд «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» (Ламрим-ченмо). Спустя 600 лет люди продолжают находить опору, обретать смысл в ясных формулировках и находить ответы на важнейшие вопросы.
Для всех, кто идёт путём развития в соответствии с традицией северного буддизма, эти дни особенно наполнены большим духовным смыслом, силой, светом. Благо от духовной практики в этот период возрастает многократно.
В 2024 году даты этого события приходятся на конец ноября — 24, 25, 26 числа. В этот раз по калмыцкому традиционному календарю национальный Новый год — Зул в Республике расчитан на 25 декабря. В Дацане Гунзэчойнэй принято решение проводить традиционный ритуал долголетия Целха Намсум (или
Традиционно, в эти три дня Зула хурала верующие считают благоприятным совершать различные благодетельные поступки, заниматься благотворительностью, помогать нуждающимся. Буддисты делают подношения Трём Драгоценностям, начитывая определенное количество мантр, выполняя простирания, совершая подношения дацанам и монастырям. Для Дацан Гунзэчойнэй будет существенной поддержкой любое пожертвование в помощь строительству нового дугана в Коломягах.
Сделать пожертвование Дацану можно в храме, оставив ваше денежное подношение в специальных ящиках в алтарном зале, или через сайт, воспользовавшись онлайн-сервисом для переводов.
Основные службы будут проходить в прямом эфире из алтарного зала Дацана Гунзэчойнэй с публикацией трансляций и записанных видео на сайте (доступны по ссылке) и в нашей группе во ВКонтакте.
Отправить записки с именами близких, на торжественные хуралы, чтобы ламы помолились по ним, можно лично в Дацане — в алтарном зале и на 3-м этаже, либо через наш сайт по ссылке: https://dazanspb.ru/gifts/zakazat-moleben-hural/. (Будут доступны для оформления на сайте ограниченное время до даты молебна, чтобы ламы успели их обработать к каждой службе).
Приглашаем вас на праздник света знаний и на особые ритуалы для счастья, удачи и долгих лет жизни!
Нынешний Зула хурал в
Да будет благо! Сарва мангалам!
Расписание торжественных молебнов в честь праздника Зула хурал 24, 25 и 26 ноября
Место проведения: Дацан Гунзэчойнэй, Приморский проспект, д. 91, алтарный зал.
Вход свободный для всех.
Подробное описание ритуалов из расписания ниже можно прочитать здесь.
24 ноября, в 15:00
Ганжур-хурал
Молебен о воспоминании и почитании слов Будды Шакьямуни.
Также в это же время защитный ритуал на долголетие Целха Намсум (Насан Утуулх) с обращением к трём божествам долгой жизни — Белой Таре, Будде Амитаюсу (Будде Амитабха) и Ушнишавиджайе (Намгьялме или Виджае).
25 ноября, в 10:00, 15:00 и 17:00
Зула хурал
Подношение лампад (возжигание свечей и зула — лампад) состоится примерно в 17:15.
Главный из трёх праздничный день.
В Дацане Гунзэчойнэй принято выставлять зажжённые свечи снаружи буддийского храма, по всему его периметру (только в закрытых подсвечниках), а также лампады и открытые свечки размещать в специальном стеклянном свечнике, расположенном на улице. Свечи можно принести с собой или приобрести в нашем киоске буддийских товаров (находится в холле главного здания Дацана).
Участие в украшении храма к Зула хуралу создаст благие отпечатки в сознании и даст возможность выразить своё почтение Трём Драгоценностям — Будде, Дхарме и Сангхе. Ещё в праздничные дни Зула можно делать подношения топлёным маслом, белыми продуктами, цветами и деньгами.
Краткая молитва к Учителю Цонкапе (именная хвала) — пятистрочный текст «Мигзем»:
МИГМЕ ЦЕБИ ТЕРЧЕН ЧЕНРЕ-СИГ
ДИМЕ КЕНПИ ВАНПО ДЖЯМПАЛ-ЯН
ГАНЧЕН КЕПИ ЦУГГЕН ЦОНКА-ПА
ЛОБСАН ДАГПИ ЩАБЛА СОЛБАН-ДЕБ
Авалокитешвара — кладезь безусловного милосердия,
Манджушри — владыка незамутнённой мудрости,
Ваджрапани — победитель всех полчищ мар,
Цонкапа — венец мудрецов Страны Снегов!
К стопам Лобсан Дагпы припадаю с мольбой!
Перевод Тенгона.
Зула хурал — это ещё и особые дни для благодарности, воспоминаний и оказания почтительного внимания своим учителям, особенно духовным. Для
26 ноября, в 10:00 и 15:00
Сахюусан хурал
Молебен с обращением к Защитникам Учения — Дхармапалам Гонбо, Балдан (Палден) Лхамо, Жамсаран.
Жизнеописание ламы Чже Цонкапы (1357−1419 гг.)
Учитель (Лама) — Цонкапа. Тибет, 1400−1499 гг.
Происхождение: Гелуг. Размер 63,50×78,74 см. Материал: измельчённый минеральный пигмент на хлопке.
Коллекция Художественного музея Рубина.
Пророчества и детство
И Будда Шакьямуни, и Гуру Ринпоче пророчили рождение и достижения Цонкапы. Во времена Будды Шакьямуни маленький мальчик, который являлся предыдущим воплощением Цонкапы, поднёс Будде хрустальные чётки и получил взамен раковину. Будда предсказал, что Манджушри переродится в Тибете мальчиком, будет найден в монастыре Ганден и украсит короной его статую. Будда добавил, что мальчик получит имя Сумати Кирти (
Некоторые признаки перед рождением Цонкапы также указывали, что он станет выдающейся личностью. Его родителям, например, снилось много благоприятных снов, указывающих, что их ребёнок будет воплощением Авалокитешвары, Манджушри и Ваджрапани. Его будущий учитель Чодже Дондруб Ринчен (
Цонкапа родился в Цонгка (Tsong-kha) в провинции Амдо в 1357 году и был четвёртым из шести сыновей. На следующий день после рождения Цонкапы Чодже Дондруб Ринчен послал к его родителям своего главного ученика с дарами, статуей и письмом. Там, где пуповина упала на землю, выросло сандаловое дерево с изображениями Будды Синханады (
Цонкапа не был похож на обычного ребёнка. Он никогда не шалил, он инстинктивно действовал как бодхисаттва, был чрезвычайно разумным и постоянно стремился всё познать. В трёхлетнем возрасте он принял мирские обеты от Четвёртого Кармапы Ролпе Дордже (
За это время Чодже Дондруб Ринчен дал мальчику посвящения Пяти божеств Чакрасамвары (
В семилетнем возрасте Цонкапа принял обеты
Раннее обучение в Центральном Тибете
В Центральном Тибете Цонкапа сначала учился в монастыре
Он продолжал путешествовать по самым известным монастырям разных традиций тибетского буддизма, где изучал пять основных предметов подготовки к получению звания геше и индийские философские системы, обсуждая их и участвуя в экзаменационных диспутах. Получил учение ламрим школы кадам (lam-rim, этапы пути сутры), а также бесчисленные тантрические посвящения и учения, включая традицию сакья ламдре (lam-«bras, путь-плод), традицию шести учений Наропы
Цонкапа всегда имел сильное отречение. Он жил очень скромно и строго выполнял все свои обеты. Он легко достиг шаматхи (zhi-gnas, безмятежное и умиротворённое состояние ума) и випашьяны (lhag-mthong, исключительно восприимчивое состояние ума), но никогда не был удовлетворён уровнем своего обучения и постижения. И продолжал путешествовать, просил учения снова и снова, даже о тех же самых текстах. Он дебатировал и держал экзамены перед большинством учёных мастеров своего времени. Одним из его главных учителей был Рендава (Red-mda'-ba
Начало преподавания и написания трудов
В двадцать с небольшим лет Цонкапа начал преподавать абхидхарму (mdzod, особые разделы знаний). Все были поражены его эрудиций. Он также начал писать и чаще уходил в затворничество. Вскоре у него уже было много собственных учеников. Хотя некоторые считают, что Цонкапа принял полные монашеские обеты в двадцать один год, неясно в каком возрасте он на самом деле сделал это. Вероятно, это произошло позднее.
Однажды он изучил и проанализировал весь «Кангьюр» (bKa'-«gyur) и «Тенгьюр» (bsTan-«gyur) — свод тибетских переводов учений Будды и индийские комментарии к ним. После этого в тридцать два года он написал «Золотые чётки великолепного объяснения» (
В день Цонкапа запоминал, как правило, семнадцать двусторонних страниц тибетских текстов по девять строк на каждой стороне. Однажды несколько учёных устроили соревнование по запоминанию, чтобы посмотреть, кто мог запомнить большее количество страниц до того, как солнце осветит знамя на крыше монастыря. Цонкапа победил с четырьмя страницами, которые рассказывал свободно, без единой ошибки. В то время как ближайший к нему соперник смог рассказать только две с половиной, причём неуверенно.
Вскоре Цонкапа начал давать тантрические посвящения и учения, особенно последующее разрешение на практику (rjes-snang, дженанг) Сарасвати (dByangs-can-ma) для развития мудрости. Он также продолжал изучение тантры, особенно Калачакры.
Один великий лама был известен тем, что преподавал одиннадцать текстов одновременно. Ученик попросил Цонкапу сделать то же самое. Вместо этого Цонкапа учил семнадцати главным текстам сутры, все по памяти, по одному занятию в день на каждый текст, начиная объяснение всех текстов в один день и заканчивая три месяца спустя, также в один день. В ходе обсуждений он опровергал неверные интерпретации каждого из них и обосновывал свою собственную точку зрения. Каждый день во время лекции он также совершал самопосвящение (bdag-«jug) в мандалу Ямантаки и все остальные свои тантрические практики.
Цонкапа. Линия передачи Учения. Бурятия, XIX век.
Углублённое изучение и практика тантры
Вскоре после этого Цонкапа ушёл в свой первый главный тантрический ретрит Чакрасамвары в соответствии с линией передачи учений кагью. В течение этого ретрита он усердно медитировал на шести учениях Наропы и шести учениях Нигумы (Ni-gu'i chos-drug, шесть йог Нигумы). И достиг высокого постижения.
После этого в возрасте тридцати четырёх лет Цонкапа решил заняться интенсивным изучением и практикой всех четырёх классов тантры. Позднее он писал, что никто не может
Обучение и ретриты для обретения неконцептуального познания пустотности
Цонкапа также отправился изучать практику Манджушри Дхармачакры («Jam-dbyangs
Вместе с Ламой Умапой Цонкапа сделал обширный ретрит по практике Манджушри. С этого времени Цонкапа в чистых видениях получал от Манджушри прямые указания и ответы на все свои вопросы. До этого ему приходилось задавать вопросы Манджушри через Ламу Умапу.
В течение ретрита Цонкапа чувствовал, что всё ещё не имеет надлежащего понимания мадхьямаки и Гухьясамаджи. Манджушри посоветовал ему совершить длительный ретрит для того, чтобы понять замечания, которые он делал к указаниям Манджушри. Таким образом, после кратковременного обучения Цонкапа вместе с восьмью ближайшими учениками ушёл в четырёхлетнее затворничество в Олкха Чолунг («Ol-kha chos-lung). Они тридцать пять раз выполнили стотысячную практику простираний, по одному перед тридцатью пятью буддами раскаяния, и восемнадцать раз стотысячную практику подношения мандалы со многими самопосвящениями Ямантаки и изучением «Аватамсака-сутры» (mDo phal-cher) о деяниях бодхисаттвы. После этого у них было видение Майтреи.
После ретрита Цонкапа и его ученики восстановили большую статую Майтреи в Дзингджи Линге («Dzing-ji Gling). Это было первое из четырёх его главных деяний. Затем они ушли в ретрит ещё на пять месяцев. После этого Цонкапу пригласил ньингмапинский лама Лхадраг Намка Гьялцен (Гьелцен,
Цонкапа хотел отправиться в Индию для дальнейшего обучения, но Ваджрапани посоветовал ему остаться в Тибете, сказав, что там он принесёт больше пользы. Таким образом, он остался. Он решил, что позже напишет «Большое руководство по последовательным этапам пути» (
Затем Цонкапа сделал обширный ретрит по завершённой стадии Калачакры и после этого однолетний ретрит по мадхьямаке. Цонкапа никогда не чувствовал себя полностью удовлетворённым объяснениями, несмотря на то, что от своих учителей он многое узнал о мадхьямаке и пустотности. Перед тем как Цонкапа начал этот однолетний ретрит, Манджушри посоветовал ему полагаться на комментарий по мадхьямаке Буддхапалиты (
Опираясь на своё постижение, Цонкапа полностью пересмотрел понимание учения
В своих реформах Цонкапа всегда строго придерживался логических и текстуальных оснований. Когда он обрёл собственное глубокое понимание значения великих индийских текстов, он не нарушил своих обязательств и близких отношений со своими учителями. Мы можем считать наших духовных учителей буддами, но превзойти их в постижениях. Ценшаб Серконг Ринпоче II объяснил это на следующем примере.
Чтобы сделать пирог, мы должны смешать множество ингредиентов: муку, масло, молоко, яйца и так далее. Показывая, как это сделать, наши учителя пекут для нас несколько очень вкусных пирогов, и мы можем с удовольствием есть их. Благодаря доброте учителей, мы теперь знаем, как сделать пирог, но это не значит, что мы не можем внести
Дальнейшие великие деяния
После продолжительного обучения Цонкапа снова ушёл в ретрит — на сей раз с учителем Рендавой — и написал бóльшую часть «Ламрима ченмо». Во время ретрита у него было видение Атиши и мастеров линии передачи Ламрима, которое длилось месяц и стало ответом на многие вопросы Цонкапы. Затем он продолжил изучать шесть практик Наропы и махамудру в традиции
Закончив «Ламрим ченмо», Цонкапа решил более полно преподавать тантру. Однако сначала он написал обширные комментарии к обетам бодхисаттвы и к тексту «Пятьдесят строф об учителе» (
Китайский император предложил ему стать своим наставником, но Цонкапа извинился, сказав, что он слишком стар и хотел бы остаться в ретрите.
В течение следующих двух лет Цонкапа широко преподавал Ламрим и тантру и написал «Сущность великолепного объяснения интерпретируемого и безусловного смыслов» (
В монастыре Ганден Цонкапа продолжал преподавать, писать (особенно о Чакрасамваре), и делать ретриты. Он руководил строительством большого зала Гандена с огромной статуей Будды и медными трёхмерными мандалами Гухьясамаджи, Чакрасамвары и Ямантаки. Это считается его четвёртым великим деянием. Он продолжал писать и в итоге собрание его сочинений составило восемнадцать томов, наибольшее количество которых приходилось на Гухьясамаджу.
Уход из жизни
Цонкапа умер в Гандене в 1419 году в возрасте шестидесяти двух лет. После смерти он обрёл Просветление, достигнув иллюзорного тела (sgyu-lus) вместо бардо. Это должно было послужить примером того, что монахам необходимо строго следовать обету безбрачия, так как для достижения Просветления в течение этой жизни требуется практика с супругой, по крайней мере единожды.
Прежде чем уйти из жизни, Цонкапа отдал свою шапку и мантию Гьелцабу Дже (
Ученики
Несколько ближайших учеников Цонкапы основали монастыри, чтобы продолжить его традиции и распространить его учения. Пока Цонкапа был ещё жив, Джамьянг Чодже («Jam-dbyangs
Дерево Прибежища Гелугпа
Автор материала о Чже Цонкапе: Александр Берзин, известный буддийский учитель и переводчик с опытом более 50 лет. (Источник: онлайн «Библиотека Берзина» studybuddhism.com).
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор — Елена Данченко).
Иллюстрации взяты с сайта www.himalayanart.org, из открытых источников в Интернете.