Периодически, преимущественно в тёплое время года ламы Дацана Гунзэчойнэй делают особый ритуал «Обоо тахилга» для защиты
Ближайший обряд Обоо тахилга в
Этот традиционный обряд, проводимый в большинстве буддийских регионах России, является действенной практикой почитания и умиротворения повелителей отдельных топографических или культовых мест — обоо. (К слову, в буддизм не сразу пришёл культ обоо, он постепенно стал применяться в практике). Считается, что различные места, будь то город или другой населённый пункт, дорога, впадина или возвышенность — побережье близ воды или подножие горы, находятся под властью невидимых хозяев разного класса происхождения. Среди этих повелителей, именуемых общим названием «сабдаки», могут быть как высшей, так и низшей природы существа согласно буддийской космологии, например: дэвы (в переводе с санскрита — «сияющие») — разные боги из небесной сферы; асуры, или низшие завидующие божества, проявляющие гнев, гордость, воинственность; голодные существа — прета. Они все обладают природой быть властными.
Буддисты верят, что сабдаки влияют на многие сферы жизни и природы: меняют погоду, от них зависит богатый урожай, управляют действием стихий; также могут оказывать помощь своим подопечным — людям, обращающимся к ним с житейскими просьбами и делающим подношения на местах обоо, содействуют в исцелении от болезней и улучшении самочувствия, способствуют привлечению благополучия в жизни, защищают в пути, устраняют любые препятствия, оберегают от внешних дурных воздействий. Те хозяева местности, которые имеют посвящение в Учение Будды, особенно покровительствуют всем на жизненном пути, кто живёт осознанно, накапливает добродетель за счёт помощи другим, помогают им установить связь с божествами из буддийского пантеона, вышедшими за пределы сансары.
Продолжительность существования повелителей местности тоже велика по сравнению с обычной человеческой жизнью и может достигать несколько десятков, а то и сотен тысяч лет, в частности, если говорить о сабдаках, появившихся из мира небожителей. Поэтому к ним обращаются уважительно «отец», «дедушка» (по-бурятски «баабай»), либо называют «ханом», «царём местности». К слову, известный не только
На Обоо принято делать подношения всем, даже не буддистам, чтобы получить расположение духов местности, тем самым оказав им должное уважение и внимание. Обычно возле придорожных обоо или рядом с другими священными местами оставляют монеты, подносят «Сержем» в виде напитков — чёрного чая, молока, спиртосодержащих (в переводе с тибетского — «Золотой напиток»). В ритуал Обоо тахилга также входит обряд Даллага с подношением в виде пищи (чаще используют конфеты, печенье, фрукты).
При этом всем, независимо от вероисповедания, рекомендуется произносить буддийскую мантру: ОМ А ХУМ.
Слог «Ом» увеличивает количественно подношения во много раз; «А» преобразует те же монетки и другие поднесённые предметы в полезные для сабдаков вещи, напитки — в божественный нектар; слог «Хум» очищает подношения от всего нечистого, защищает от воздействия вредоносных духов.
Места обоо обозначаются воздвигнутыми сооружениями в виде пирамид из крупных камней преимущественно белого цвета или на них указывают близстоящие деревья, повязанные ленточками, либо с ритуальными флажками. Если вы
Важно понимать, что места обоо — это не буддийские святыни, где к сабдакам обращаются наравне как к буддам, бодхисаттвам, йидамам и почитают Три Драгоценности. Сабдаки являются мирскими, а не Просветлёнными незримыми существами, поэтому они не могут помочь людям выйти из сансары, даже те из них, кто принял Учение. Духи местности — помощники людей здесь, на Земле, и на жизненном пути, поскольку человек неразрывно связан с природой и окружающей средой, мы — часть единого целого мира.
В том месте, где ламы проводят этот обряд, наступает гармония, процветание. Обоо тахилга сопровождается воскурением специальных сыпучих благовоний — «Санг» из особых смесей трав, благородных растений для очищения пространства и придания созидательной силы потусторонним защитникам обоо. Однако, делая подношения, не стоит думать только о сабдаках местности. Ламы читают разные тексты при подношении Санг, в каждом из них есть обращение к буддам, бодхисаттвам, просветлённым Учителям, йидамам, к дакиням и Сахюусанам — мирским Защитникам Дхармы и Сангхи.
Обряд Обоо, проводимый в неэтнических буддийских регионах, в частности, в Петербурге — на набережной реки Большая Невка, в силу территориальных особенностей неполностью можно назвать канонической практикой: изначально это побережье не представляет собой место обоо, а ламы приглашают туда сабдаков, во время службы совершается для них подношение, после чего духов провожают в их земные обители. Благодаря оказанному почтению, сабдаки берут под свою защиту и нашу местность.
В качестве подношений от мирян можно принести на ритуал Обоо тахилга на выбор: чёрный чай, молоко, конфеты и любые другие сладости, печенье и выпечку, фрукты, маленький кусочек несолёного варёного мяса.
Как подготовиться к ритуалу: дабы не разгневать невидимых хозяев местности, участники в обязательном порядке должны воздержаться от употребления алкогольных напитков накануне и в день ритуала, перед ритуалом постараться не курить. В день проведения Обоо тахилга не нужно есть острую пищу и резкопахнущие продукты (лук, чеснок и другие), желательно не использовать парфюм. Важно соблюдать правило «чистоты» мыслей, намерений, тела (посещать ритуал женщинам в критические дни не рекомендуется).
На месте проведения ритуала, до его начала, вы можете написать записки с вашим именем и именами близких людей, которые ламы прочитают на обрядовой службе.
Во время Обоо тахилга, совершая подношения, чтобы увеличить их количественно, очистить, преобразовать в священные субстанции, всем участникам можно произносить мантру (подробнее о ней было написано в этой статье выше): ОМ А ХУМ.
Также процитируем отрывки из священного текста «Даши чарбеб сан», которые можно озвучивать присутствующим во время подношения воскурений:
САИ ЛХАМО ТЕНПА ДАН ТОН СУМ ЖИВДАГ ТАМЧЕД ДАН ЮЛЬ ЛХА ЖИВДАГ НАМЛА БУЛЬ
Подношу богине Земли Тенма, всем хозяевам Трикосмия и особенно проживающим здесь, в этом краю,
СИДПИ ЦЕМО НЫ ЗУНТЕ НЯРМЕД НЯЛЬВИ ВАР НИБИ ДЖОВА ДЖИ НЕД ЧИПА САН.
Начиная с «верхушки сансары» и до ада непрекращающихся страданий всех живых существ угощаю воскурениями.
Польза от Обоо тахилга огромная: человек энергетически очищается от загрязнений, возникших в нём после небрежного отношения к окружающей среде и природе, даже если и несознательно (такие загрязнения называются «Диб»), очищается и конкретная местность на тонком уровне, что делает благосклоннее её сабдаков к обитателям этого пространства (например, отдельного района или целого города); подношения в виде напитков и пищи располагают повелителей местности к помощи людям, они слышат наши просьбы и оказывают поддержку в личных или общих делах.
И в заключение заметим: несмотря на мощную силу и почти неограниченные возможности, духи — сабдаки как и люди тоже пребывают в мире страданий, сансаре. Поэтому, опираясь только на их помощь невозможно найти выход из бесконечной череды перерождений. Каждому человеку важно лично постигать Учение Будды и практиковать Дхарму в своей жизни, совершать как можно больше добродетельных поступков и накапливать благую карму, взращивать в себе духовное отношение ко всем дышащим существам и бережное, внимательное отношение к окружающей среде, включая место проживания.
После обряда Обоо тахилга, на том же месте традиционно проходят
По завершении ритуала 8 июля ламы и помощники Дацана Гунзэчойнэй проведут спортивную программу на набережной: вы можете стать участником или зрителем яркой национальной бурятской борьбы бухэ-барилдаан.
Отбор
Категория у взрослых: до 63 кг, 75 кг, свыше 75 кг.
Категория у детей и юношей (2005 года рождения и младше): до 50 кг, свыше 50 кг.
В каждой категории будут выбраны лучшие борцы на три призовых места.
К борьбе за абсолютное первенство допускаются по 3 лучших спортсмена из каждой взрослой весовой категории.
За призовые места и за абсолютное первенство участникам будут вручены денежные презенты.
Приглашаем всех желающих присоединиться к ритуалу и к спортивной программе после обрядовой службы!
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы — Иван Андреев, Оксана Суржко), из открытых источников в Интернете.