История праздника уходит корнями в древние национальные традиции монгольских народов, которые позже дополнились китайской астрологией. В России Белый месяц (Сагаалган) широко отмечается в традиционных буддийских регионах страны, где первый день восточного Нового года объявляется нерабочим, а весь последующий месяц сопровождается торжественными хуралами (службами) в буддийских храмах, народными гуляниями, музыкальными и гастрономическими фестивалями.
Сагаалган — это время обновления, в течение которого нужно задать правильное направление своим помыслам. В домах верующих в эти дни вывешиваются изображения буддийских божеств, люди ходят в гости друг к другу, угощаются священной белой пищей (молочными блюдами), поздравляют друг друга и дарят символические подарки.
В отличие от общенародного Нового года, Сагаалган не имеет закреплённой даты. Ежегодно она заново высчитывается астрологически. В этот раз первый день Белого месяца наступит 2 февраля 2022 года. Символом наступающего года будет Синий Водяной Тигр.
В
Традиционно, до главной даты торжества, в нашем Дацане будут проводиться особые молебны, чтобы Путь у каждого человека был открытым, обряды по обновлению сакральной атрибутики, очистительные ритуалы, генеральная уборка на храмовой территории — встреча нового годового периода должна проходить в чистоте не только внутренней, но и внешней. Особое отношение в дни празднования Сагаалгана к «белой» пище (поэтому и название — Белый месяц). Здесь и всем знакомые сметана, творог, сыр и простокваша, и национальные блюда вроде саламата (каша из сметаны, муки и масла), и аарсы (кисломолочный напиток). Алкогольные напитки в буддийской культуре не приветствуется, а в Белый месяц их вообще рекомендуется избегать.
Подготовка к Сагаалгану
Пока хозяйки в домах наводят порядок, освобождают жилище от всего ненужного, и
29 января, суббота, с 12:00
Прихожане вместе со служителями нашего буддийского храма начнут генеральную уборку в Дацане. Присоединиться может любой желающий. Считается, что при правильном настрое ума создание чистоты в священном месте помогает навести порядок и в голове — справиться с собственными омрачениями. Поэтому уборка в храме — это тоже своеобразная духовная практика, принятая среди
29 января, суббота, в 18:00
В этот же день состоится ритуал обновления и освящения подношений торма Защитникам Дхармы, оберегающим наш Дацан, Сангху лам и мирян, устраняющим препятствия в изучении и постижении Учения Будды в этом месте. Эти особые торма, или балины, изготавливаются
30 января, воскресенье, в 10:00 и 15:00
С 30 января начнутся особенные хуралы Защитникам Учения Будды, Дацана и местной Сангхи.
Сначала пройдёт Сахюусан хурал с обращением к Защитникам (Дхармапалам) Гомбо, Гонгор, Шагдар, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Цанба, которых ламы попросят и дальше исполнять свои обеты — защищать нас от зла внешнего и внутреннего, помогать бороться с
Записки с этим хуралом доступны для отправки через сайт до
31 января, понедельник, в 10:00
Продолжится чтение молитв Защитникам, в это утро на Сахюусан хурале ламы Дацана направят свои обращения незримым стражникам Чойжал, Лхамо, Жамсаран.
Записки с этим хуралом доступны для отправки через сайт до
31 января, понедельник, в 15:00
Днём пройдёт очень сильная молитвенная практика Табан Харюулга, направленная на защиту от вредоносных воздействий, болезней тела и ума, устранение препятствий в практике и благих делах. Во время хурала прозвучат молитвы Белозонтичной и Зелёной Таре, будет озвучен великий текст «Сутра Сердца» («Шираб Нинбо») и особый текст «Хамчу Нагбо» для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов, а также сутра «Доржо Намжом».
Записки с этим праздничным хуралом отдельно доступны для отправки через сайт до
(Записки с хуралом
31 января, понедельник, в 17:00 (молебен), примерно с 18:00 (костры)
Завершится понедельник хуралом и очистительным ритуалом Дугжууба. В алтарном зале ламы проведут подготовительный молебен, после чего на берегу Большой Невки (за кассами ЦПКиО, со стороны Приморского проспекта) по традиции зажгут большие костры.
«Само слово „дугжууба“ имеет тибетские корни и означает число 60, — по рассказу ламы Тензин Бимба (Баясхаланова). Однако сам обряд символизирует изготовление 64-х подношений для изгнания 64-х тысяч духов, ответственных за все негативное — болезни, препятствия на духовном пути, преждевременную смерть, неудачи, проблемы
Прихожане и все желающие принять участие в ритуале могут приготовить накануне Дугжууба небольшие кусочки пресного теста из муки и воды или использовать чистую салфетку, белый платок. Бумагой или тканью сначала нужно обтереть лоб, мысленно собирая дурные мысли, затем вокруг рта — собирая дурные слова, по груди — очищая эмоции, потом в ладошках — как бы сматывая в комочек неблаговидные деяния. Далее проведите по тем частям тела, где
Затем приносите эти кусочки теста (свёртки из салфеток, ткани) на ритуал Дугжууба для сожжения их в очистительном костре. Это действие символизирует отказ от негативных поступков и вызванных невежеством мыслей, эгоизма и всего, что мы совершаем под его влиянием, ведь эго — коренная причина болезней ума и тела.
Важно!
Свои подготовленные кусочки теста или свёртки из салфеток, ткани можно оставить до ритуала в специальном ящике, организованном для этого в нашем храме: обычно он размещается в холле на первом этаже, команда помощников помогут сориентироваться. Ламы сами будут бросать ваши заготовки в костёр.
Если вы планируете самостоятельно отправить в огонь свои «недуги и омрачения», воспользуйтесь вторым костром, отдельным, который поменьше и с соответствующим указателем, возведённым специально для прихожан.
Ни в коем случае нельзя кидать принесённые заготовки из теста (бумаги, ткани) в основной, большой, костёр для подношения Защитнику Учения — Чойжал Сахюусану. Главный костёр предназначен только для подношений от священнослужителей Дацана!
Запрещено бросать в огонь пакеты, мусор и другие посторонние предметы!
Записки с этим хуралом доступны для отправки через сайт до
1 февраля, вторник, в 15:00
1 февраля — 30-е лунные сутки последнего лунного месяца уходящего года. Его называют «бутуу удэр» — «закрытый день» или день поста. В эти 24 часа желательно отойти от всей суеты обыденности и посвятить всё внимание духовной практике, очищению, настройке на самые чистые помыслы.
Ламы будут проводить хурал почитания Зелёной Тары «Мандал Шива». Считается, что даже упоминание её имени оберегает от препятствий не только в мирской обыденной жизни, но и на духовном пути. Обращение и восхваление одного из самых почитаемых просветлённых существ — Зелёной Тары, олицетворяющей материнскую любовь и сострадание в буддизме, является очень важной частью духовной практики в Дацане Гунзэчойнэй. Прихожане обращаются к ней во время молебна посредством мантры «Ом Тáре Туттáре Турé Сохá» с любыми просьбами для себя или о своих близких, чтобы Великая Тара была защитницей, помогла разрешить
Записки с этим хуралом доступны для отправки через сайт без ограничения по времени. Для того, чтобы ваша записка была прочитана на ближайшем молебне 1 февраля, её необходимо оформить и отправить на сайте заранее, либо она будет перенесена на следующий такой хурал по расписанию.
Встреча Сагаалгана
1 февраля, вторник, с 22:00—00:30 и 2 февраля, среда, с 05:00
Вечером 1 февраля, с 22:00 и примерно до 00:30, начнётся чтение молитв отважной Защитнице Палден Лхамо (Балдан Лхамо — в ином звучании) на одноимённом Сахюусан хурале. Это Защитница Учения и всех практикующих Дхарму, богиня, которая наставляет нас на путь постижения мудрости.
Обычно встреча главного праздничного события — Сагаалган сопровождалась сессией хуралов в течение всей ночи, и в предрассветный час после завершения хурала Сидор Лхамо (или Цедор Лхамо) собравшиеся на молебне
Рано утром 2 февраля, с 5:00 будет проведён заключительный хурал Сидор Лхамо, после чего ламы Петербургского Дацана поднесут хадаки нашему досточтимому настоятелю Джампа Доньёд (Буде Бальжиевичу Бадмаеву), а затем ширээтэ ответно подарит хадаки ламам Дацана. Затем ламы одаривают друг друга, и, наконец, наступает самая праздничная часть — теперь ламы и прихожане одаривают хадаками друг друга, поздравляют, передают взаимные тёплые пожелания и ритуальные подарки. Хадак подносят на ладонях обеих рук, свернутым посередине в два слоя. Открытая сторона обращена к тому, кому подносят хадак. Принимают хадак также с открытыми ладонями и поклоном, во время которого лбом касаются хадака. Снова обратимся к словам ламы Бимба: «Символика заключается в следующем: мы одариваем друг друга добродетелями и хорошими качествами ума, многие из которых помогут нам постичь мудрость в этой жизни».
Так будет ознаменовано наступление первого дня Сагаалгана — Нового года Синего Водяного Тигра
Записки с хуралом Балдан Лхамо доступны для отправки через сайт без ограничения по времени. Для того, чтобы ваша записка была прочитана на праздничном молебне 1 февраля, её необходимо оформить на сайте и отправить заранее, либо она будет перенесена на следующий такой хурал по расписанию.
Записки с хуралом Сидор Лхамо доступны для отправки через сайт до
Белый месяц и праздник Монлам Ченмо
3 февраля, четверг, в 10:00
Во второй лунный день после встречи восточного Нового года ламы в Дацане освящают ритуальные буддийские флажки «Хий морин», или Лунгта, больше известные последователям Учения как «Кони ветра, удачи». Издавна считается, что они приносят удачу и уравновешивают внутренние ветра человека — делают ум спокойнее.
Вы можете заранее приобрести флажки в киоске Дацана и принести на этот специальный ритуал Хий морин адислага для освящения — будет проводиться во время утреннего хурала Балдан Лхамо. Также «Кони ветра» можно освятить у лам на индивидуальном приёме: желательно это сделать в первые пятнадцать дней после наступления Сагаалгана, когда восхваляются 15 чудесных деяний Будды Шакьямуни.
Буддийские флажки выбираются в соответствии с годом рождения человека и различаются по цвету. После освящения их вывешивают на специальную ритуальную беседку на территории нашего храма в соответствии со стороной света (ориентируйтесь по цвету уже вывешенных хий моринов или уточните у лам).
Записки с хуралом Балдан Лхамо доступны для отправки через сайт без ограничения по времени. Для того, чтобы ваша записка была прочитана на праздничном молебне 3 февраля, её необходимо оформить на сайте и отправить заранее, либо она будет перенесена на следующий такой хурал по расписанию.
3 февраля, четверг, в 15:00
Состоится хурал Табан Хаан (Махапанчараджа — Пять великих Царей). Пита Джамбхала, идам, одна из форм Джамбхалы, «подателя богатства», принадлежащего к семейству Ратна. Существует культ Пяти Ханов (Царей) — Защитников, обители которых, по древнему преданию, существуют на горной территории России (четыре священные большие горы в Бурятии) и Монголии (одна священная большая гора). При почитании Табаан Хаан в жизни практикующего происходят заметные благоприятные улучшения: решаются мирские проблемы, благоприятно развивается тело, речь, ум, укрепляется сознание для преодоления препятствий от недоброжелателей и кармических.
Записки с этим хуралом доступны для отправки через сайт до
С 4 по 16 февраля включительно, с пятницы, ежедневно, в 15:00
Первые недели (примерно 15 дней) Сагаалгана, или Белого месяца, посвящены воспоминаниям о великих Чудесах Будды Шакьямуни. Весь этот период ежедневно, в 15:00, ламы Дацана Гунзэчойнэй будут читать торжественный хурал Монлам Ченмо, установленный самим Чже Цонкапой.
Записки с этим хуралом будут открыты на сайте в конце января и будут доступны для отправки через сайт до
9 февраля, среда, в 15:00
8-е лунные сутки, день Упосатхи, в каждом месяце по традиции посвящаются молитвам Будде Медицины на хурале Отошо. Молитвы и упоминание Лазурного Будды Врачевания полезны для здоровья духовного и физического, исцеления от заболеваний, очищения мыслей, ослабления отрицательной кармы, избавления от страданий на телесном и ментальном уровнях, восстановления сил и получения благостной энергии. Также этот молебен и духовная практика во имя Будды Медицины способствуют осуществлению успешной врачебной деятельности или иной, связанной со здоровьем людей.
Поскольку день Отошо пересекается с периодом праздничного цикла хуралов Монлам Ченмо, то 9 февраля днём будут прочитаны оба эти хурала.
Записки с хуралом Отошо доступны для отправки через сайт без ограничения по времени. Для того, чтобы ваша записка была прочитана на праздничном молебне 9 февраля, её необходимо оформить на сайте и отправить заранее, либо она будет перенесена на следующий такой хурал по расписанию.
Записки с хуралом Монлам Ченмо будут открыты на сайте в конце января и будут доступны для отправки через сайт до
16 февраля, среда, в 15:00
В 15-й лунный день по буддийскому календарю, ежемесячно посвящённый Великому Учению Будды Шакьямуни, в феврале 2022 года ламы проведут особый хурал Чойпрул Дуйчен. Считается, что добродетели от совершённых сегодня благих поступков увеличиваются в сотни тысяч раз.
Хурал Чойпрул Дуйчен будет читаться вместо традиционного молебна Ламчог Нинбо, а после этого, примерно с 16:00, досточтимый настоятель Дацана Гунзэчойнэй Буда Бальжиевич Бадмаев дарует буддийское Прибежище тем, кто принял стойкое решение стать практикующим последователем Учения Будды. Чтобы узнать, подробнее о ритуале и как к нему подготовиться, перейдите по ссылке.
Записки с этим хуралом будут открыты на сайте в феврале и доступны для отправки через сайт до
17 февраля, четверг, в 15:00
В Дацане пройдёт хурал Додудба с чтением священного текста из Сутры Сердца Праджняпарамиты — Сутры Великого Совершенства.
Записки с этим хуралом будут открыты на сайте в феврале и доступны для отправки через сайт до
18 февраля, пятница, в 10:00 и 15:00
Будет читаться хурал Сахюусан, посвящённый трём Защитникам Дхармы, Дацана и Сангхи — Гомбо, Лхамо, Жамсаран.
Записки с этим хуралом будут открыты на сайте в феврале и доступны для отправки через сайт до
Пятничным буддийским молебном — 18 февраля будет завершён праздник Монлам Ченмо и, в целом, цикл торжественных хуралов и ритуалов по случаю Белого месяца — Сагаалгана в 2022 году.
В праздничный период отдельные хуралы и ритуалы будут проводиться в среду согласно расписанию, написанному выше и ежемесячно публикуемому в отдельном разделе на сайте (страница «РАСПИСАНИЕ ХУРАЛОВ И РИТУАЛОВ»). На них можно будет присутствовать прихожанам, несмотря на нерабочий день в Дацане Гунзэчойнэй в обычное время.
Напомним вам, что благодаря команде помощников нашего буддийского храма все основные ежемесячные и торжественные хуралы, ритуалы можно смотреть и слушать онлайн на официальных информационных площадках Дацана Гунзэчойнэй в Интернете: на YouTube-канале, в отдельном разделе на сайте и в группе соцсети ВКонтакте.
Написать записки на торжественные хуралы можно на сайте Дацана Гунзэчойнэй (если в списке хуралов нет пока нужного молебна, значит, он появится чуть позже, ближе к дате). Оформление на сайте записок с праздничными хуралами будет доступно ограниченное время.
Также в алтарном зале в нашем буддийском храме организованы специальные ящики для записок на предстоящие хуралы к Сагаалгану.
Если вы хотите узнать, что для вас будет важно, а чего следует избегать в будущем году,
Ламы ведут приёмы на цокольном и третьем этажах в главном здании храма: каждый день, кроме среды, с 12 до 19 часов или по индивидуальному графику, в порядке живой очереди. Вся необходимая информация о наших ламах есть на официальном сайте храма — на странице «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛАМЫ».
Внимание! В связи с подготовкой и встречей Сагаалгана 2022, в частности, с проведением особых служб, ритуалов по этому случаю, в расписании лекций и занятий с ламами Петербургского Дацана, начиная с 29 января, могут быть изменения. Анонс просветительских и обучающих мероприятий в нашем Дацане периодически обновляется. Следите за изменениями в еженедельном расписании.
На всей территории Дацана Гунзэчойнэй действует масочный режим.
Приглашаем вас на Сагаалган!
Лосар Таши Делек!
(Пусть в новом году у вас будет благосостояние и счастье! — Перевод с тибетского).
Дугжууба в Дацане Гунзэчойнэй, 2019 год.
Режиссёр — Нателла Жолудева, операторы — Владимир Савчук и Степан Неверовский, монтаж — Иван Кожевников,
продюсер — Геннадий Иванов.
В статье использованы цитаты из печатной газеты Дацана Гунзэчойнэй «Традиционная Сангха России», выпуск 13, январь 2019 г.
Фото: праздник Сагаалган в Дацане Гунзэчойнэй, архив разных лет (авторы: Светлана Писарева, Иван Андреев, Сергей Коньков, Андрей Чепакин, Евгений Латышев).