Конференция, программа которой была плотно расписана на три дня — с 7 по 9 октября 2021 года, приурочена сразу к четырём юбилейным датам: к 800-летию со дня рождения св. блгв. князя Александра Невского, 100-летию установления дипломатических отношений России и Монголии, 120-летию создания семьи Рерихов, 20-летию Музея-института семьи Рерихов (МИСР). Ознакомиться с полной программой можно здесь.
Такая международная встреча проводится не первый год, а в 2021-м она разделилась между двумя площадками в известных культурно-исторических заведениях Санкт-Петербурга: часть научных выступлений прошла в зале Совета в Государственном Эрмитаже, а вторая часть заседаний и другие мероприятия в рамках программы — в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов. Пленарные заседания и круглый стол, торжественная церемония награждения лауреатов Международной премии им. Николая Рериха за 2021 год, а также культурная программа, благодаря которой участники и гости могли познакомиться с экспозициями местного Музея-института семьи Рерихов и присоединиться к обзорной экскурсии по нему, были организованы благодаря солидному тандему российских и зарубежных организаций. В этом списке были заявлены: Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Дом-музей семьи Рерихов (Улан-Батор, Монголия) при поддержке и участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Всемирного клуба петербуржцев, Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие» (Санкт-Петербург), Фонда «Рерих-Бира» (Улан-Батор, Монголия) и Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В состав организационного комитета конференции входили именитые учёные, представители и руководители известных организаций — музеев, комитетов, фондов и СМИ-изданий. В роли его председателя выступил доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета, декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Всемирного клуба петербуржцев, президент Союза музеев России Михаил Борисович Пиотровский.
Для приветственного слова и поздравления в день открытия конференции, 7 октября, в Эрмитаж был в том числе приглашен и досточтимый Дид Хамбо-лама по СЗФО, настоятель Петербургского Дацана Гунзэчойнэй Буда Бальжиевич Бадмаев. А чуть позже, в этом же зале Совета в Эрмитаже свой доклад по теме «Санкт-Петербургский буддийский комплекс: история и задачи» презентовала Исполнительный директор Фонда развития буддийской культуры (ФРБК, г. Санкт-Петербург), кандидат химических наук и доктор технических наук Инна Васильевна Васильева.
В этот раз ФРБК решил меньше внимания уделить реставрации Дацана Гунзэчойнэй, т.к. об этом более подробно рассказывалось на прошлых таких встречах. На нынешнем заседании акцентными стали стратегические вопросы развития Петербургского буддийского храма и задачи, которые можно рассматривать как общие по религиозно-культурному взаимодействию. «Петербургский буддийский комплекс на сегодняшний день — это фактически по-новому зазвучавший в стране и, в частности, в Москве подход к буддизму в Санкт-Петербурге, — сделала вступление Инна Васильевна. — Таким образом, Санкт-Петербургский буддийский комплекс — это не только Дацан Гунзэчойнэй, всем нам известный и любимый, а две серьёзные буддийские площадки: с одной стороны, старинный ансамблевый Дацан [на Приморском проспекте], и, с другой стороны, капитальное строительство в Приморском районе, в районе Коломяги [проект по возведению Буддийского паломнического центра]. Что касается истории Санкт-Петербургского буддийского комплекса, то, конечно, она вся полностью отражается в нашем культурно-историческом наследии. Как известно, Дацан был построен в Петербурге по инициативе знаменитого бурятского ламы и представителя Далай-ламы XIII-го Агвана Доржиева, во времена, когда строились три храма к 300-летию Дома Романовых. Шёл 1909 год, когда Агван Доржиев купил два участка земли под Дацан. К трёхсотлетию успели построить только 2 храма — голубую Соборную мечеть у станции метро Горьковская и Большую Хоральную Синагогу на Лермонтовском проспекте, возведение Дацана немного задержалось по срокам. <…> Открытие Дацана проходило в три этапа, то есть фактически было три открытия буддийского храма. В недостроенном храме, в его вестибюле, прошёл молебен в честь Дома Романовых, шёл 1913 год. В 1914-м праздновали открытие алтаря: была установлена статуя Будды. И только в 1915 году состоялось официальное открытие Дацана».
В ходе выступления прозвучали веховые исторические факты, предшествующие появлению Дацана Гунзэчойнэй и связанные с его историей существования, слушатели ознакомились с краткой справкой о ключевых персонах, участвовавших в процессе рождения буддийской святыни в городе на Неве. В том числе И.В. Васильева упомянула о Николае Константиновиче Рерихе — авторе знаменитых витражей с изображениями буддийской символики в Петербургском Дацане, которые в первоначальном виде сохранились не в полном объёме и спустя время были частично воссозданы современными мастерами, одновременно рассказ иллюстрировался их фотографиями от разных периодов на большом экране. Восстановление витражей — это было отдельное большое дело, серьёзная кропотливая работа в общей глобальной реставрации Дацана Гунзэчойнэй. Применялись около шестнадцати видов стёкол, в процессе было много неожиданных открытий, например, прозвучали технологии в этом виде искусства, которые уже остались в прошлом и сейчас мало применяются, заиграли по-новому блестящие росписи. «На сегодняшний день мировая буддийская общественность рассматривает Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй в двадцатке самых красивых дацанов на планете», — с гордостью сообщила исполнительный директор Фонда. По её словам, нынешняя ламская община его представлена двадцатью действующими буддийскими священнослужителями, и этот факт определил, что Петербургский храм «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-отшельника» занимает второе место после главного, с мировой известностью Иволгинского Дацана «Гандан Геже Даши Чойнхорлин», расположенного в Бурятии.
Отдельной главой в этом информационном сообщении стал рассказ о пяти зарегистрированных религиозных организациях под началом Дацана Гунзэчойнэй — в Петербурге, в Ленинградской области и Москве. Четыре из них местные и одна — централизованная, что стало беспрецедентным случаем: на базе Буддийской Традиционной Сангхи России теперь существует централизованная организация, которая позволяет открывать подведомственные религиозные учреждения по всей стране.
Также был презентован красивый проект Буддийского паломнического центра в Коломягах (в Приморском районе Петербурга), который под влиянием разных обстоятельств, в том числе, и вследствие совершенно неожиданно возникшего из-за пандемии общего кризисного положения, был переквалифицирован в Учебно-паломнический центр. Состоять он будет из двух зданий: большого ретритного центра и большого учебного здания. По итоговому замыслу этот университет станет не столько религиозным, но больше светским учреждением, призванным участвовать в решении вопросов межконфессиональных отношений на государственном уровне. Дацан и Фонд развития буддийской культуры в этом проекте поддержали и регионы, и Москва. Похожие учреждения уже имеются у других традиционных конфессий, для буддийского сообщества тоже назрела такая необходимость. Было отмечено и то, что в 2021-м году большинство петербургских лам и хувараки нашего Дацана прошли обучение в столице России и получили дипломы о повышении квалификации по курсу «Буддизм в России».
В заключительной части выступления Инна Васильевна сообщила о ещё одной юбилейной дате: в 2021 году исполняется 10 лет традиционной местной конференции под названием «Тибетология в Санкт-Петербурге», в связи с чем её программу несколько расширили в этот раз. Во 2-й день конференции будет проведён круглый стол на тему «Буддизм в современной России». На это мероприятие приглашаются не только представители государственных структур, но и другие серьёзные деятели для разговора о взаимодействии религии и культуры, религии и науки, о теологии в целом, культурном наследии и межрелигиозном взаимодействии. Там же можно будет обсудить и вопросы, связанные со строительством Учебно-паломнического центра, о которым уже говорилось в нашей статье. Все желающие могут прочитать анонс запланированной конференции на сайте Института Восточных рукописей (ИВР) РАН: http://www.orientalstudies.ru.
Полностью выступление по докладу от ФРБК можно посмотреть в записи, начиная с 34:20 минуты.
Рабочая команда Музея-института семьи Рерихов вела прямые трансляции каждого дня этой завершившейся научной конференции, видеозаписи сохранены на YouTube-канале музея (перейти по ссылке).
Впрочем, программа «Рериховского наследия» не ограничивается только научно-практическим обменом опытом, она будет иметь культурно-музыкальное продолжение и после 9-го числа. 12 октября 2021 года в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга на набережной реки Мойки, д. 20 состоится Юбилейный концерт к 20-летию МИСР. В программе — оркестр Мюзик-холла под управлением Фабио Мастранджело. Подробная информация об этом концерте есть на сайте музея: https://roerich.spb.ru.